Три судьбы - три трагедии рода священников Поздеевских посада Большие Соли

"…душа моя и сердце - не сдаются…"
Вместе с ХХ веком ушли в прошлое десятилетия, на протяжении которых сотни тысяч православных верующих и служителей церкви подвергались гонениям. Многие из них претерпели многолетние преследования, доносы, аресты и, в конце-концов, мученическую смерть, не предав своих убеждений, не отрекшись от Веры. Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу полного, беспощадного уничтожения Православной Церкви: "…Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше" - говорилось в письме Ленина к членам Политбюро в 1922 г.

По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937-1938 гг. было арестовано около 165 тыс. православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 106 тыс. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми менее 100 храмов из 60 000 действующих в 1917 г.

Большесольская земля знаменита своей богатейшей древней историей, культурными традициями, церковной архитектурой, замечательной природой. Но главной ее ценностью во все времена, все-таки, были и будут - люди. Их имена известны всем, среди них - известные в стране художники слова и живописцы, скульпторы и архитекторы, музыканты и певцы. Об одних написаны научные исследования, книги, воспоминания. Другие, не смотря ни на что, живы в душах, в памяти народной. Такими, по нашему мнению, являются и представители рода Поздеевских.

С середины XVIII и до начала ХХ века основная часть рода Поздеевских представлена православным духовенством: пономари, дьяконы, иереи, протоиереи, Архиепископ. Дети священно-церковнослужителей с малых лет воспитывались в духовной среде. Все они имели духовное образование, многие были музыкально одарены, обладали хорошими голосами.

За редким исключением, вся их последующая жизнь была примером высокой нравственности, духовности, образованности, патриотизма и любви. И тем сложнее им было принять те потрясения, которые принес с собой в Россию октябрь 1917 года.

Три судьбы и три трагедии рода Поздеевских связаны с посадом Большие Соли. Их жизнь, служение и мученическая смерть были своеобразным отражением истории России первой половины ХХ века.

Александр Викторович Поздеевский

Александр Викторович Поздеевский родился 18 августа 1868 года в семье псаломщика церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы посада Большие Соли.

Окончив церковно-приходскую школу, он продолжил учебу в Николаевском училище и в ремесленной школе К.А. Попова посада Большие Соли на отделении иконописи. В 1894 году Александр Викторович находился на военной службе. В следующем году епископом Виссарионом был определён на место псаломщика церкви Рождества Богородицы п. Большие Соли, а в 1910 г. посвящен во дьякона. После 1918 года служил священником той же церкви до ее закрытия в 1930 г.

Сегодня не осталось живых свидетелей событий тех лет, но остались воспоминания об о.Александре, как о человеке очень порядочном, добром и отзывчивом. Его внешний, строгий образ, запомнившийся современникам, соответствовал его внутреннему миру. Строгое одеяние, широкая борода, длинные с сединой волосы и очень красивый голос - все это располагало к нему прихожан. Александр Викторович был женат на Елизавете Ивановне (в девичестве Кульковой) и имел восьмерых детей: Елену, Василия, Николая, Александра, Ольгу, Марию, Виктора и Ивана.

В 1918 г. произошел его первый конфликт с советской властью: узнав, что в посад прибыли работники волисполкома для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник благословил звонить в колокола, чтобы собрать людей для защиты от посягательства властей.
После опубликования Декрета об отделении школы от Церкви и запрещения преподавания Закона Божия в школах, отец Александр стал учить основам православия в храме, снабжая школьников своими книгами и книгами из чудом сохранившейся церковной библиотеки.

Александр Викторович вместе с женой и детьми многие годы были лишены избирательных прав; на заседаниях комиссии по пересмотру списков лишенных избирательных прав их имена вновь и вновь оставались в списках лишенцев.

В 1937 году гонения на верующих и на священнослужителей достигли своего апогея. Церкви закрывались, имущество их изымалось, а оставшиеся действующими - душили непомерными налогами. Все это вызывало естественное недовольство и населения и служителей церкви. Это и стало впоследствии одним из пунктов предъявленного обвинения и А.В.Поздеевскому.

После закрытия церкви, отца Александра лишили дома на церковной земле, ему приходилось ютиться у бывших прихожан. Но все это не могло остановить духовное служение. В деревне Алферово, что в двух километрах от посада, в доме Егоровой создали тайную домовую церковь, где периодически служили местные священники, среди них и о. Александр.
За посещение этого дома, участие в "подпольных контрреволюционных сборищах" и обвинили отца Александра во время следствия. 2 октября 1937 г. отряд конных сотрудников НКВД устроил настоящую облаву на священников.

В папке уголовного дела на маленьком тетрадочном листке - справке сельсовета - перечислены "преступления" священника. Ему вменялась антисоветская агитация, поддержка Ярославского восстания 1918 г., участие в антисоветских сборищах в доме Егоровой из деревни Алферово, распространение провокационных слухов о непосильных налогах.
Но отец Александр виновным себя не признал, не сообщил ничего компрометирующего на своих прихожан и других служителей церкви.
В этот день для 69-летнего священника "мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда" избрано "содержание под стражей в Ярославской тюрьме".


25 ноября 1937 года было вынесено обвинительное заключение, и в этот же день судебное заседание тройки Управления НКВД решает судьбу обвиняемых по этому делу: "… Поздеевского А.В. заключить в исправительно-трудовой лагерь на 10 лет, считая срок со 2 октября 1937 г."

Не трудно сейчас представить себе, какие физические и душевные страдания пережил в сталинских лагерях семидесятилетний о.Александр, больной, оторванный от своего дела, которому служил, от своей семьи и детей. Не известно точное место заключения Александра Поздеевского после вынесения приговора. Определенно можно сказать только то, что он прибыл с этапом в Темниковский лагерь Мордовии из Котласского пересыльного пункта 15 марта 1939 года, где через шесть месяцев, 25 октября 1940 года, умер от цинги и сердечно-сосудистой недостаточности в Центральном Лазарете Темлага.

Только через полвека - 27 июля 1989 года, Александр Викторович Поздеевский был реабилитирован. А в четвертом томе Ярославской книги "Не предать забвению", вышедшей в 1998 г. в списках граждан, подвергшихся политическим репрессиям в 1930 - 1940 годах есть и имя священника Больших Солей Поздеевского А.В.

В августе 2000 года Освященный Юбилейный Архиерейский Собор русской православной церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру от Ярославской епархии и среди них - священника церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы посада Большие Соли - Александра Поздеевского.

Теперь в календаре новомучеников и исповедников Российских 25 октября (по новому стилю) отмечено днем памяти Поздеевского Александра, священника, священномученика Ярославской епархии. На первом праздновани и Дня памяти Новомученика Александра в 2002 году была отслужена божественная литургия в присутствии множества прихожан, а также его потомков из Ярославской и Костромской областей. Это событие было освещено в местной печати, Ярославских епархиальных ведомостях, на областном телевидении и стало одним из звеньев восстановления утраченных православных традиций, исторической памяти, духовной культуры поселка.

Александр Васильевич Поздеевский
(Архиепископ Волоколамский Феодор)

Другой представитель рода - тоже Александр, родившийся 21 марта 1876 г. в семье уроженца посада Большие Соли Василия Поздеевского, протоиерея храма во имя преподобного Макария Унженского села Макарьевского Нижегородской губернии.

Александр Васильевич в 1896 году окончил Костромскую Духовную Семинарию, а в 1900 году - Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В том же году принял постриг с именем Феодор от епископа Антония (Храповицкого). В его послужном списке значится преподаватель и инспектор Семинарии, ректор Тамбовской и Московской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии (с 1909 г.). 1 мая 1917 года назначен настоятелем Даниловского монастыря г. Москвы.
В Московской Духовной Академии Владыка Феодор пользовался большим авторитетом, как строгий монах и аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права. Он читал курс пастырского богословия.
Преосвященный Феодор занимал решительную позицию в отношении обновленчества, не допускающую никаких компромиссов, которую разделяли и многие другие иерархи Русской Православной Церкви. В годы настоятельства Владыки Феодора в Даниловском монастыре нашли прибежище многие, лишенные кафедр архиереи, твердо державшиеся устоев Православия во время вспыхнувших церковных смут.

С 1920 года началась череда его бесконечных арестов, обвинений, допросов и заключений: концлагерь, Бутырская, Таганская тюрьмы:
- 1923 г. арестован в Костромской губернии;
- 1924 г. - арест в Свято-Даниловом монастыре по обвинению в антисоветской агитации;
- вновь арестован в декабре 1924 г. и приговорен к высылке в Киргизский край. Ссылку отбывал в городе Тургае и Орске.
- В 1929 году - арест во Владимире, приговорен к 3 годам ИТЛ. Срок отбывал в Свирьлаге.
- В январе 1933 году - арест по делу "Партии Возрождения России", приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, но в 1934 году выслан в Северный край. Проживал в с. Тентюково близ г. Усть-Сысольска Коми АССР.
- В 1935 году - арест, срок ссылки продлен еще на 3 года.
- В июле 1937 года арест в Усть-Сысольске, отправлен в тюрьму г. Иваново для следствия по делу "даниловского братства".

В архиве УФСБ РФ по Ивановской области хранится уголовное дело № 7014-П в отношении Поздеевского Александра Васильевича в котором ему было предъявлено обвинение в том, что он: …"являлся руководителем подпольной контрреволюционной организации церковников, т.н. "Всероссийское иноческое братство Князя Даниила", которое в целях борьбы с советской властью ставило задачу: организовывать, поддерживать и сохранять старые церковные кадры. Систематически их пополнять путем тайных постригов в монашество из мирян, создать свою подпольную церковь, т.н. "Истинно православной веры", в которую собирать церковников и духовенство, враждебно относящихся к советской власти, вовлечь наибольшее количество верующих в антисоветскую деятельность…".

Постановлением тройки УНКВД Ивановской области от 22.10.1937 года Александр Васильевич Поздеевский (Архиепископ Феодор) подвергнут высшей мере наказания с конфискацией лично ему принадлежащего имущества.

Более чем через 50 лет по заключению прокурора Ивановской области в 1989 г. Поздеевский А.В. был также реабилитирован.

В 1981 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви За рубежом включил в Список Новомучеников и Исповедников Российских имя Архиепископа Волоколамского Феодора (Александра Васильевича Поздеевского).

Расстрелян Александр Васильевич 23 октября 1937 года и похоронен предположительно в местечке Балино? под Ивановым.

А в эти же дни, недалеко в Ярославле, в тюрьме ожидал решения своей судьбы его родной дядя Александр Поздеевский из посада Большие Соли.
И уж совсем не мог он знать, что в его последний день, в той же Ивановской тюрьме был расстрелян еще один священник - Виктор Иванович Поздеевский - его двоюродный брат и тоже уроженец Больших Солей.

Виктор Иванович Поздеевский

Виктор Иванович родился 21 января 1883 года в семье пономаря Соборной Воскресенской церкви Ивана Викторова Поздеевского и его жены Ольги Андреевны (в девичестве Касторской) в посаде Большие Соли Костромского уезда и губернии.

В 1896 году Виктор был определен в Костромское духовное училище, а затем в Костромскую духовную семинарию.
Дальнейший путь его служения был связан с Костромской, Ярославской и Ивановской областями. Последними были - село Борщино и Левашово Большесольского района и село Ново-Писцово Вичугского района Ивановской области.

В 1930 году Виктор Иванович впервые попадает в поле зрения органов НКВД. За "контрреволюционную агитацию" он был арестован и провел пять месяцев в Кинешемской колонии.

Во второй половине тридцатых годов борьба с врагами социализма, к которым относили и служителей духовенства, достигла своей наивысшей точки. Любые критические мысли о коллективизации, налогах, арестах, а тем более упоминание об этом на службах, приводили к печальным последствиям. Нашлись люди, давшие "нужные" показания и против Виктора Ивановича.

12 октября 1937 года у него был произведен обыск, а затем арест Вичугским РО НКВД с последующим направлением в Кинешемскую тюрьму. Было проведено три допроса.

И уже через неделю 18 октября 1937 года тем же отделом НКВД Ивановской области предъявлено обвинительное заключение:
…Поздеевский Виктор Иванович, будучи враждебно настроенным к Советской власти, вел систематическую антисоветскую агитацию среди населения, начиная с 1936 года. Распространял провокационные, контрреволюционные клеветнические слухи,.. относился критически ко всем проводимым мероприятиям Советской власти, как на селе, так и на производстве...

Следственное дело по обвинению Поздеевского было направлено на рассмотрение судебной тройки УНКВД, которая 22.10.1937 г. вынесла свое постановление: Поздеевского В.И. - расстрелять. Лично принадлежавшее ему имущество конфисковать.

Приговор был приведен в исполнение на следующий день - 23 октября 1937 года в Иванове, как уже упоминалось, в один день и в одной тюрьме со своим двоюродным братом Александром Васильевичем, в монашестве Феодором Поздеевским. Место их захоронения не известно. Общий Памятный знак жертвам репрессий установлен на кладбище в местечке Балино? под Ивановым.

Немало пришлось претерпеть детям и внукам Виктора Ивановича. Многие годы они носили клеймо "детей врагов народа", "поповичей", "поповского отродья" и т.п. Они испытывали давление отовсюду: от общественных и государственных органов, одноклассников, коллег по работе и соседей.
Но дети и внуки не забывали своих отцов и дедов. Память о них была жива в рассказах, в бережно хранившихся книгах и письмах, личных вещах, оставшихся после них, в добрых делах.

 

 

Только через 20 с лишним лет 27 апреля 1959 года вышло Постановление Президиума Ивановского областного суда:
Постановление тройки в отношении Поздеевского В.И. отменить и делопроизводство прекратить за недостаточностью улик.
Еще в 1918 г. в словах послания Святейшего Патриарха Тихона о беззакониях, творящих большевиками, звучало обра щение к служителям церкви:
А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленныя чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Римлянам, 8,35)."

Слова этого послания, зовущего на защиту прав Православной Церкви, даже ценою страданий за дело Христово, были в полной мере восприняты и исполнены ценой мученического подвига многими священно-церковно-служителями, и в их числе - священники из рода ПОЗДЕЕВСКИХ.

В судьбе этих трех представителей рода отразилась трагическая частичка истории нашей страны XX века. Все они были разными людьми, имели различное общественное положение, жили в разных городах и селах. Но всех их объединила одна Малая родина - Большесольская земля, сила их духа, их мужество и уверенность в своих идеалах.

Все это выразилось в словах Виктора Поздеевского, произнесенного им на последнем допросе и скрупулезно записанных следователем НКВД:
- Я, как в прошлом, так и в настоящем по своим взглядам и убеждениям остаюсь идейным врагом советской власти. Пусть наука для ума доказывает противное и ум иногда колеблется, НО ДУША МОЯ И СЕРДЦЕ НЕ СДАЮТСЯ, а поэтому я остаюсь тем, кем был до революции, и от своих убеждений я не отступлюсь.

Пройдя через немыслимые испытания, на себе прочувствовав несправедливость обвинения, зная, к чему приведет его позиция, он все же исполняет свой долг, заявляя: "…ДУША МОЯ И СЕРДЦЕ НЕ СДАЮТСЯ…"
В этих словах, ставших своеобразным завещанием своим потомкам - отразилась сила и суть духовного стержня рода Поздеевских.

Мы должны сохранить память о них, не оставаться равнодушными к своему прошлому, ради сохранения для будущих поколений семейных традиций, памяти рода, и изучения, как самого себя, так и истории своего края и даже всего человечества, через историю своей семьи.

Источники

В.И.Ленин. Письмо членам Политбюро. Строго секретно. 19 марта 1922 г. Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. М. - Новосибирск, "Сибирский хронограф", 1997 г., стр.143.

Емельянов Н.Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917 - 1952 годы). Сайт Православного Свято-Тихоновского Богословского института.

Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.2., Ч.3. Романов-Борисоглебск (Тутаев). Православное Братство святых благоверных князей Бориса и Глеба.- 2000. С.124.

ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2.Д. С-11628. ЛЛ.133-133 об.

Архиепископ Феодор // Даниловский благовестник. Выпуск 8.1996.

Воробьев Владимир, Протоиерей. Схимонахиня Даниила и Архиепископ Феодор // Даниловский благовестник. Выпуск 12.2001.

На основании ст.1 Указа Президиума ВС СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 – 40-х и начала 50-х годов

http://www.eparhia.ru/library/molitvoslovie/, и из статьи «Новые данные к жизнеописанию священномученика Феодора, архиепископа Волоколамского, основанных на протоколах допросов 1937 г.» Православная жизнь (Orthodox life) Приложение к «Православной Руси». № 8. Август 1998.

Дело № 6986 Вичугского РО УНКВД по обвинению контрреволюционной группы церковников 22.10.1937 г.

Следственное дело Ивановского УНКВД № 5531-П, Л.51.


Александр Пенкин / Ярославское историко-родословное общество

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе