Тайна Тархова холма

Третье в мире ярославское пуло или первое в мире тверское пуло обнаружили на раскопках в Переславле 

Тархов холм – место уникальное. Самая высокая точка Ярославской области – 292 метра над уровнем моря. Местные легенды гласят: в XIII веке на холме была ставка татарского хана, давшая название холму. Татарский хан – Тархан, позже превратившийся в Тархов. Согласно другой легенде, хан был захоронен на этом холме, и где-то под слоями земли до сих пор хранятся золотые украшения, головные уборы татарских воинов – по количеству войска хана. Увы, но этот миф вдохновил жителей окрестных деревень заняться самостоятельными раскопками – поиски золота были безуспешными, но сильно испортили исторический слой, нарушив аутентичность древнего захоронения фатьяновской культуры. 

Монастырь закрыла Екатерина II 

Инициатором официальных раскопок стал отец Дмитрий, священник старинного храма Димитрия Солунского. Тархов холм относится к его приходу – именно отец Дмитрий восстановил дореволюционную традицию проведения крестных ходов от села Дмитровского до Тархова холма, на вершине которого установлен памятный крест, освященный владыкой Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским. 

– Еще в миру я искал информацию о Тарховом холме. Ранее на самой вершине стоял Никольский монастырь, в конце XVII – начале XVIII века. Позже Екатерина Вторая монастырь закрыла, осталась только памятная часовня и могилы монахов с надгробиями, тщательно сохранявшиеся вплоть до революции. В наши дни известны пока только два имени – иеромонахи Мина и Амфилохий, жившие на вершине холма, когда монастырь был еще действующим. После революции все было уничтожено, разорено. Массовый вандализм местных жителей окончательно стер с лица земли следы монастыря и часовни. Вершина холма – место уникальное, многие приходили с желанием найти исторические древности и основательно потрудились, уничтожая остатки зданий, – рассказывает отец Дмитрий по дороге на Тархов холм. 

6 километров по сельской дороге – и перед вами открывается чудесный вид. Снизу кажется, что вершина полностью заросла лесом – как же здесь мог стоять монастырь? Видны палатки археологов – помимо специалистов РАН, здесь работают ученики православных школ Ярославля и подмосковной Малаховки. Дорога наверх перегорожена. 

– Тархов холм привлекает огромное количество людей, – поясняет отец Дмитрий. – Очень важно, чтобы не было постороннего вмешательства, не нарушалась чистота эксперимента. По ночам здесь работает сторож, но за всем уследить невозможно. Уже был случай – кто-то поднялся с другой стороны горы, украл несколько лопат, разбил ящики для находок. Непоправимого ущерба не нанесли, но дорогу мы перекрыли. 

Поднимаемся по крутому склону холма. Вокруг лес, но вершина остается чистой – как будто все это время она ждала своего часа. Первое, что бросается в глаза, – сияющий крест, раззолоченный солнечными лучами. Именно на его месте и планируется строительство часовни. Сразу за ним – непосредственно место раскопок. Для неспециалиста – песок и ямы, расчерченные на квадраты метр на метр. Работают примерно 20 человек. На первый взгляд, работа совсем простая – бери лопату и копай. Оказалось, такими лопатами снимают только верхний слой дерна, а дальше – кропотливый поиск. 

Горшочек – ровесник Вавилона 

Главный специалист на раскопках – Константин Панченко, научный сотрудник института археологии РАН. В его руках – неброский глиняный горшочек. Кто может сказать, что обычная домашняя посуда – ровесница древнего Вавилона? 

– Первый этап появления человека на этом холме относится ко второму тысячелетию до нашей эры и связан с фатьяновской культурой. К сожалению, самого захоронения обнаружить не удалось: позже здесь была средневековая яма. Нам достались только два горшочка и шлифованный кремниевый топор, позволяющие отнести находки к эпохе бронзы. 

Над фатьяновским могильником, появившимся здесь в 1800-1300 годах до н.э., в XIV веке появляется новое поселение. Скорее всего, это был монастырь или монашеский скит. Воды поблизости нет – место достаточно возвышенное, так что основать большое поселение было проблематично. В XV-XVI веке у подножия холма были вырыты пруды, упоминание о которых есть в исторических источниках. Начинается более активная хозяйственная деятельность. В археологическом плане слой не очень богатый, находок немного. Но те, что есть, свидетельствуют: в последней четверти XV – начале XVII века здесь стоял монастырь, разрушенный, скорее всего, во времена польского нашествия. Позднее он возобновил свою деятельность, о чем можно судить по найденным монеткам. 

В руках Константина Панченко – уникальные монеты. Полушка времен Петра I, монетка с изображением двуглавого орла и точной датой – 1734 год. Но совершенно удивительная находка – монета 80-х годов XV века. Предположительно ярославское или тверское пуло. 

Точное происхождение уникальной монеты определят в лаборатории – стилизованное изображение животного разглядеть можно, но прочитать надписи в полевых условиях практически невозможно. Как и понять – что за животное изображено на монете. Интерпретация различна – кто-то говорит, что это хищник из семейства кошачьих, кто-то – что это собака. Кроме слова «пуло», больше ничего не разобрать, да и то видно только опытному глазу археолога. 

На «постели» оттиснут крест 

Последующие находки датируются уже XVII-XVIII веком. Странный ржавый обломок на поверку оказывается ножом, изогнутая полоска металла – серпом. Скорей всего, их сделали монахи, а сам монастырь был на самообеспечении – изделия достаточно грубые, кустарные. Точная датировка возможна только после металлографических анализов. 

Кроме следов деятельности монастыря, археологи обнаружили и потери паломников прошедших веков: бронзовую пуговку, подковку с сапога, колечко, датируемое 

XIX веком. Все находки сделаны на территории бывшей жилой постройки. От нее осталось только основание печи, позволившее точно определить местонахождение дома. Совсем рядом ребята зарывают глубокую яму – на следующий день раскопки будут официально завершены. 

– Это яма с особым значением, – волнуется археолог. – Мы думаем, это культовое сооружение, но пока ничего подобного не встречали, хотя уже вели раскопки и непосредственно на территории монастырей. Смотрите, здесь было четыре уровня – булыжные выкладки, уложенные четко по кругу. Под верхними тремя – специальный слой угля, причем видно, что его сюда приносили, а не жгли на месте. В центре каждой такой выкладки лежал специально сформированный кирпич из чистой глины, без примесей песка. Обжиг совсем слабый – когда их вынимали, два кирпича рассыпались в крошку. Но самое удивительное – что на «постели», широкой стороне кирпича, был оттиснут крест. 

Если бы местные жители не перекопали весь холм в поисках мифического золота, находок, а, возможно, и мест древних захоронений обнаружили бы больше. 

– Пока копали, следов татар не обнаружили, – улыбаются девочки из Ярославской губернской гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова. – Может быть, в следующем году найдем. 

Раскопки будут продолжены – кто знает, какие тайны скрывает Тархов холм? Мы уезжали, а вслед нам сиял памятный крест, бережно храня древние секреты. 

Наша справка 

Фатьяновская культура относится к бронзовому веку. Первое захоронение было найдено в Ярославской области, неподалеку от Данилова. Поселений до сих пор не найдено: по мнению ученых, представители фатьяновской культуры могли жить на болотистой местности, из-за чего их следов не сохранилось. Зато остались захоронения – родовые кладбища и могильники располагались на холмах и возвышенностях. 

С 2000 года известно только два экземпляра ярославского пула с изображением четвероногого животного и надписью «Пуло Ярославское». Датировка – примерно 1480-1490 гг. Тверские пула найдены еще не были. 

Наталья Полуянова

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе