Талашкино: «идейное имение» Марии Тенишевой

Меценатка превратила усадьбу под Смоленском в центр просветительства и культуры.

Над проектами Тенишевой работали Рерих и Врубель.


Стараниями Марии Тенишевой усадьба Талашкино стала заповедником русского модерна. Врубель здесь расписывал балалайки, Малютин проектировал терем, театр и храм, Рерих этот храм декорировал. В имении работали мастерские народных промыслов и сельскохозяйственная школа. Лелеять этот идеальный мирок было непросто: меценатку ждали обман, непонимание и даже поджоги. Крест на затее Тенишевой поставили революционные настроения 1905 г.



Кто такая Мария Тенишева?

Мария Клавдиевна Пятковская (девичья фамилия Тенишевой) родилась в Санкт-Петербурге в 1858 г. Для историков год рождения меценатки долгое время оставался тайной: она предпочитала занижать свой возраст и обычно указывала 1867 г. Происхождение Тенишевой — тоже та ещё загадка. В историю она вошла как Мария Клавдиевна, росла как Мария Морицовна (по отчиму), но вспоминала, будто бы в «туманном детстве» её звали Марией Георгиевной. При этом молва разносила слух, что Тенишева — внебрачная дочь Александра II.

Детство Марии Клавдиевны было безрадостным. Молчаливый отчим, холодная мать-затворница, осознание собственной незаконнорожденности и ненужности. Пятковская окончила гимназию в Петербурге, в 18 лет впервые вышла замуж. Неудачно: её муж Рафаил Николаевич Николаев оказался игроком и маменькиным сынком. Ничего хорошего, кроме дочери Мани, Марии Клавдиевне брак не принёс.


Мария Тенишева. Портрет кисти А. П. Соколова, 1898 г. 
Источник: Wikimedia Commons


Мария Клавдиевна оставила мужа и уехала с дочкой в Париж — учиться пению. Занималась она профессионально, посещала школу Матильды Маркези де Кастроне, одной из лучших европейских учительниц музыки. Во Франции Мария Клавдиевна познакомилась с композитором и пианистом А. Г. Рубинштейном, писателем И. С. Тургеневым, художником К. Е. Маковским. В мемуарах Мария Клавдиевна возмущалась, что Маковский написал её портрет в образе Марии Стюарт и продал, не советуясь, некоему любителю живописи как безымянный этюд.

Довольно скоро она отказалась от идеи стать профессиональной певицей и вернулась в Россию. «До боли хочется в чём-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному человеческому делу. Я хотела бы быть очень богатой, для того чтобы создать что-нибудь для пользы человечества», — писала Мария Клавдиевна. Она добилась развода и впервые побывала в Талашкине — имении её подруги детства Киту (Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской). В Талашкино будущая меценатка влюбилась с первого взгляда, но пока ещё пребывала там в статусе простой гостьи.


Вячеслав Тенишев на портрете Леона Бонна, 1896 г. 
Источник: Wikimedia Commons


В 1892 г. Мария Клавдиевна вышла замуж повторно — за Вячеслава Николаевича Тенишева. Для него это тоже был второй брак. Князь Тенишев слыл настоящим «универсальным человеком»: промышленник, виолончелист, этнограф, основатель Тенишевского училища. Мария Клавдиевна так описывала первую встречу с князем: «Пение моё его, по-видимому, очаровало. Весь вечер он не отходил от меня и настоял, чтобы довезти меня домой в своей карете. Прощаясь, он просил разрешения бывать у меня. На другой день он прислал мне огромную корзину ландышей». Исполнилась мечта Марии Клавдиевны: она обрела не только спутника жизни, но также титул и внушительное состояние, позволившее ей творить добрые дела.



Вторая жизнь имения

Киту вкладывала в Талашкино всю душу. В имении разводили разные породы лошадей, конюшни отапливались, туда провели воду (даже горячую!). Построили также свинарники и коровники, выкопали специальный пруд для купания животных. Но будущее усадьбы тревожило Екатерину Константиновну. Во-первых, она боялась, что из-за финансовых трудностей имение придётся продать. Во-вторых, у Киту не было детей, и в случае её кончины Талашкино перешло бы дальним родственникам: людям «малокультурным», «плоским», которым она не доверила бы управление усадьбой ни при каких обстоятельствах.


Балкон в имении Талашкино, фото П. П. Павлова. 
Источник: Wikimedia Commons


Тогда Тенишевы решили помочь подруге и приобрести имение — но поставили условие, что Святополк-Четвертинская не перестанет управлять им. Киту с радостью согласилась. Позднее Тенишевы купили расположенный поблизости хутор Флёново и на объединённой территории развернули кипучую деятельность. Киту затем признавалась: «Лучшего употребления своего состояния, как княгиней Марией Клавдиевной, так и князем В. Н. Тенишевым, я не встречала, а потому, не имея семьи, я окончательно посвятила свою жизнь их делам».

Ещё до покупки Талашкина Мария Тенишева открыла художественную студию в Санкт-Петербурге, рисовальную школу в Смоленске, ремесленное училище под Брянском. В Талашкине-Флёнове она соединила и преумножила все свои прежние идеи.

Благодаря Тенишевой в усадьбе появились мастерские кустарных промыслов, где работали керамисты, резчики по дереву, вышивальщицы. Мастерскими руководил С. В. Малютин — иллюстратор, создатель первой русской матрёшки, архитектор. Готовые изделия продавали в магазине «Родник» в Москве — Тенишева открыла его специально для этих целей.


Театр в имении Талашкино, фото П. П. Павлова. 
Источник: Wikimedia Commons


Во Флёнове распахнула двери сельскохозяйственная школа. Тенишева лично собеседовала учителей, собирала библиотеку, выписывала профильные журналы. Музыкант В. А. Лидин руководил школьным балалаечным оркестром. Юные музыканты даже участвовали в благотворительных концертах в Смоленске. Не обошлось в усадьбе и без театра: в спектаклях играли и педагоги, и ученики, и их родители.

Затем при школе появилась «Скрыня» — музей этнографии и декоративно-прикладного искусства. Впоследствии музей разросся, переехал в отдельное здание в Смоленске, и из простой и милой «Скрыни» превратился в величественную «Русскую старину». Музеем руководил И. Ф. Барщевский — пионер отечественной архитектурной фотографии.


Здание музея «Русская старина» в Смоленске. 
Источник: Wikimedia Commons


В Талашкине побывали многие деятели русской культуры рубежа 19—20 вв. У Тенишевых гостили и творили художники К. А. Коровин, И. Е. Репин, М. А. Врубель, скульптор Паоло Трубецкой и многие другие. Мария Клавдиевна позировала всем им, но была строга к результату. Репинские портреты казались ей «один хуже другого», Трубецкой лепил долго и «очень неудачно».

Главное детище Тенишевой во Флёнове — Храм Святого Духа. Княгиня разработала проект вместе с Малютиным: «Когда я искала форму, создавая мой храм, я уже многое обдумала и глубоко прониклась русской стариной. Мне хотелось создать храм не из драгоценных материалов, а исключительно из местного камня, дерева, местными силами». Росписи внутри храма и мозаику на фасаде создал Рерих. Художник и его жена Елена Ивановна называли Тенишеву «истинной Марфой-Посадницей» и «большим человеком».


Николай Рерих в Храме Святого Духа, 1914 г.
Источник: Wikimedia Commons


Храм Святого Духа после реставрации, 2020 г. 
Источник: фото автора


Также Малютин спроектировал «Теремок», о котором Мария Клавдиевна писала с нежностью: «Недалеко от будущей церкви, на склоне горы, на фоне елей и сосен, мне захотелось построить себе особый домик в русском стиле, и по рисунку Малютина был выстроен хорошенький, уютный «теремок», с красным резным фронтоном, исполненным в наших мастерских, с гармоничной раскраской».


Фасад «Теремка», 2020 г. 
Источник: фото автора


Сама Тенишева была художницей-эмальеристкой. Она декорировала напрестольный крест для Храма Святого Духа, дверь для «Теремка», блюда, оклады икон… Работы княгини появлялись на многих европейских выставках.



Сила противодействия

Может показаться, что Тенишева степенно возделывала сей райский сад, у неё всё получалось и все ей были благодарны. Но это не так.

Княгиню огорчало, что учителя не стремились к самообразованию. Кипы педагогических, сельскохозяйственных и научных журналов лежали неразрезанными. Сотрудница магазина «Родник» и её дочь обманывали и обирали Тенишеву. Кроме того, росли революционные настроения. Преподаватели, которым Тенишева доверяла, тайком распространяли прокламации. Ближе к 1905 г. в имении начались поджоги. Работа в мастерских встала: «Из-за малейшего пустяка рабочие возмущались, выражали недовольство, происходили какие-то объяснения, целой гурьбой уходили, чтобы отстоять одного, снова возвращались, но становились на работу неохотно. <…> Крестьянки перестали приходить за работой, с трудом сдавали старую, вышивали неряшливо». Все культурные, образовательные и рабочие процессы, происходившие в имении, пришлось приостановить.


Мария Тенишева. Портрет работы И. Репина, 1896 г. 
Источник: Wikimedia Commons


В 1905 г. Мария Клавдиевна уехала из России, затем вернулась, пыталась заниматься усадьбой, но в годы Гражданской войны вновь покинула страну. Усыпальницу её мужа, умершего ещё в 1903 г., в 1920-е гг. разорили вандалы. Скорее всего, Мария Клавдиевна об этом не узнала. Мемуары Тенишевой заканчиваются 31 декабря 1916 г. словами:

«Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злосчастного года. Что-то нам сулит 1917 год?

Господи! Пошли нам на землю успокоение! Дай нам с честью выйти из этой ужасающей войны!

Боже, пощади нас и избави от позора!..»


Княгиня Тенишева за чтением. 
Источник: Wikimedia Commons


Мария Клавдиевна Тенишева больше так и не побывала в любимом Талашкине. Меценатка умерла в апреле 1928 г. в пригороде Парижа. Там же она и похоронена. В Храме Святого Духа в советское время держали зерно и удобрения. Росписи Рериха не сохранились. Сейчас постройки усадьбы отреставрированы и объединены в историко-архитектурный комплекс «Теремок» Смоленского государственного музея-заповедника.



Источники

Тенишева М.К. «Впечатления моей жизни»
Рерих Н.К. «Памяти Марии Тенишевой»

Автор
Дарья ПАЩЕНКО
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе