Шесть реальных исторических параллелей в сюжете "Игры престолов"

Одна из причин читательской и зрительской популярности саги "Песнь Льда и Огня" Джорджа Мартина - реалистичность повествования. История семи королевств Вестероса выглядит типичной средневековой хроникой, рассказывающей о феодальных междоусобицах, и это сходство неслучайно. Работая над своей книгой, Мартин изучал труды профессиональных историков, заимствуя там и некоторые сюжетные ходы и образы героев.

О явных и скрытых отсылках в саге к историческим реалиям расскажет "РГ".

1. Битва пяти королей - Война Алой и Белой розы

Пожалуй, одна из самых очевидных исторических параллелей "Песни льда и пламени" - это война пяти королей, основанная на событиях долгой и изнурительной войны Алой и Белой розы в Англии. Даже имена ключевых враждующих домов - Старки и Ланнистеры - перекликаются с историческими Йорками и Ланкастерами.

Сам Джордж Мартин неоднократно признавался в том, что именно Война роз послужила для него основным источником вдохновения для описания этого противостояния. Черт сходства между войной реальной и войной из фэнтези-саги немало. Если первая возникла из-за разногласий между потомками короля Эдуарда III и слишком большого числа возможных претендентов на престол, то вторая развязалась после смерти короля Роберта между его наследниками.

"Если у человека пять братьев и сестер в одном поколении, и у каждого из них есть дети, через пару поколений возможных наследников станет, скажем, тридцать. Борьба за наследство обернется конфликтом. В конце концов, именно это послужило началом войны Алой и Белой розы: избыток кандидатов на престол, произошедших от Эдуарда III. Иметь много наследников так же плохо, как не иметь ни одного, что и случилось с Генрихом VI", - говорит Мартин в одном из своих интервью.

Несмотря на то, что Мартин не раз говорил о том, что Тирион более всего похож на него самого, этот персонаж очевидно отсылает нас к образу Ричарда III.

В своем повествовании он сгущает краски и обостряет конфликты еще больше: король Роберт одновременно оставил слишком много наследников вообще и в то же время - ни одного реального (именно отсутствие у него законных сыновей при наличии "формального" сына стало отправной точкой конфликта). В начале Войны роз главой партии Йорков был Ричард Плантагенет, 3-й герцог Йоркский. Его отец, граф Кембридж, был казнен как изменник в 1415 году. Тогда же погиб в бою дядя Ричарда. Здесь можно проследить параллель с казнью десницы в "Игре престолов" - правой руки короля и члена королевского совета Эддарда Старка и почти одновременным исчезновением его брата Бенджена, в результате чего главой дома стал малолетний Робб.

Ричард Йоркский некоторое время занимал должность регента Англии. Однако позднее попал в опалу и был изгнан из совета. В ходе развязавшейся впоследствии войны, в которой Ричард предъявил претензии на престол, глава Йорков погиб. На его голову надели бумажную корону и выставили на потеху толпы. Так была выставлена на всеобщее обозрение и голова Эддарда Старка. А на место головы его сына - новоявленного короля Севера - пришили голову волка.

Еще одна явная параллель из эпохи Войны роз - Тирион Ланнистер, умный, тонкий и дальновидный политик, которого из-за его физического недостатка называют в народе Бесом и наделяют всеми возможными пороками, приписывают все возможные злодеяния. Несмотря на то, что Мартин не раз говорил о том, что Тирион более всего похож на него самого, этот персонаж очевидно отсылает нас к образу Ричарда III. Кстати, подобно тому, как историки склонны обвинять Ричарда Глостера в убийстве собственных племянников ("принцев в Тауэре"), которое даже не было ему выгодно, Тириона обвиняют в не совершенном им убийстве племянника Джоффри.

К слову, хотя Джордж Мартин не раз подчеркивал, что основывался в своей работе в первую очередь на европейской истории, похожие события можно найти и в истории Азии - например, знаменитая эпоха Троецарствия в Китае.

2. Сражение на Черноводной - осада Константинополя арабами в 718 году

Арабское нашествие на Константинополь в 718 году - один из самых драматичных эпизодов византийской истории. Сухопутная армия халифа Сулеймана стояла под стенами Царьграда, а огромный флот Масламы ибн Абдул-Малика вошел в пролив Босфор, блокировав подвоз к городу провианта и подмоги.

Константинополь бы неминуемо пал, несмотря на все усилия императора Льва Исавра, если бы не два фактора, решивших исход осады в пользу ромеев. Первый - знаменитый "греческий огонь", изобретенный инженером Каллиником. Состав этого оружия массового поражения неизвестен до сих пор. Ученый XIII века Максим Грек смог лишь приблизительно описать технологию приготовления: "греческий огонь приготовляй таким образом: возьми чистой серы, земляного масла (нефти), вскипяти все это, положи пакли и поджигай".

Сосуды с греческим огнем метались во вражеские суда, и возникшее пламя невозможно было никак потушить - огонь продолжал гореть даже на поверхности воды. Согласитесь, что именно так, диким огнем, приготовленным Гильдией алхимиков для Тириона, была сожжена при Черноводной большая часть флота Станниса? "Вниз по течению плыли обгоревшие тела, и тонущие цеплялись за дымящиеся обломки. Казалось, что Черноводная кипит в своих берегах, а по воздуху носились горящие снасти, горящие тела и обломки кораблей" - писал Дж.Мартин.

Как и спасший Константинополь хан Тервель, лорд Тайвин после битвы на Черноводной был назван "спасителем города".

Второй фактор, спасший осажденных византийцев - внезапный приход на выручку болгарского хана Тервеля. Когда арабский флот горел на глазах изумленных завоевателей, второй удар им нанесла болгарская конница. 20-30 тысяч человек потеряли арабы в сухопутных столкновениях и после нескольких месяцев безуспешной осады с позором ушли восвояси. Хан Тервель получил титул кесаря (второй в империи после собственно императорского) и почетное звание "спасителя империи".

Смотрим текст "Битвы королей", рассказ сира Донтоса Сансе о финале битвы: "…сам лорд Тайвин перешел с правым крылом на северный берег. …А знаете, кто вел авангард? Лорд Ренли в своих зеленых доспехах, с мерцающими при свете пламени золотыми оленьими рогами! Лорд Ренли с длинным копьем в руке! Говорят, он убил в единоборстве сира Гюйарда Морригена и еще дюжину знаменитых рыцарей!"

Как и Тервель, спасший реальный Константинополь, лорд Тайвин получил награду за спасение Королевской гавани: стал десницей короля (второй по значимости титул в Вестеросе) и был назван "спасителем города".

3. Стена - Вал Адриана или Великая китайская стена

В 122-126-м году нашей эры римский император Адриан приказал соорудить в северной Англии грандиозную стену длиной около 120 километров. Она должна была защитить от набегов дикарей с севера. Это невероятное сооружение пересекает Англию с запада на восток от Ирландского до Северного морей.

"В 1981 году я совершал первую поездку за пределы США и поехал в том числе в Великобританию - к моей старой подруге, писательнице Лизе Таттл... И вот в Шотландии мы побывали на валу Адриана... Когда мы забрались на вершину вала, я попытался представить себе, каково было здесь римскому легионеру в первом или втором столетии после Рождества Христова. Здесь проходила граница известного мира, и этот вал защищал города от врагов по ту сторону. Я многое пережил там, глядя на север, и просто обратился к этим переживаниям, когда начал писать "Игру престолов". Однако фэнтези нуждается в определенной игре воображения - я не мог просто взять и описать вал Адриана. Он по-своему впечатляет, но в нем всего футов десять высоты, и построен он из земли и камня. Для фэнтези нужны более внушительные сооружения, так что я сделал вал Адриана более грандиозным", - рассказывает Джордж Мартин.

Вал Адриана пересекает Англию с запада на восток от Ирландского до Северного морей, защищая от набегов диких пиктов и скоттов.

Еще одно подобное сооружение, известное во всем мире, - Великая китайская стена, пересекающая весь северный Китай и призванная защищать от набегов кочевых племен хунну. Подобно Адрианову валу и Великой китайской стене, Стена Мартина защищает цивилизованный мир от дикарей - одичалых и обозначает северную границу самой цивилизации.

А вот братство Ночного Дозора, очевидно, основано на других источниках. По своей структуре и функциям оно очень напоминает, например, орден тамплиеров, чья изначальная задача - охранять покой мирных граждан и чьи обеты включают обязательства безбрачия и нестяжательства.

4. Красная свадьба - "Черный ужин" или "резня в Гленко"

Как читателям саги, так и поклонникам телесериала "Игра престолов" показалась невероятно жестокой сцена Красной свадьбы. "Что бы я ни писал, в истории всегда найдется пример столь же отвратительный или даже хуже", - так прокомментировал Джордж Мартин упреки в излишней жестокости своих романов.

Что касается Красной свадьбы, то у нее целых два исторических источника, названных самим автором. Красной свадьбой в саге называют свадьбу Эдмара Талли и Рослин Фрей, которая должна была примирить великий дом Старков с не слишком знатным, но стратегически значимым домом Фреев. Гости, в числе которых были юный король Севера Робб Старк и его мать Кейтилин (а по версии сериала - и его беременная супруга), преломили с хозяевами хлеб и соль, что означало для них защиту нерушимых законов гостеприимства. Такая защита была им необходима. У главы дома Фреев были все основания недолюбливать юного короля, который обещал жениться на девице Фрей и не сдержал слова. Когда на пиру заиграли песню "Рейны из Кастамере" - неофициальный гимн дома Ланнистеров - Кейтилин поняла все. Но было слишком поздно: гостей вырезали поголовно.

Исторические события, послужившие основой для этого кровавого эпизода, произошли в Шотландии. Одно из них называют Черным ужином. Клан Черных Дугласов долгое время противостоял королевской династии. 16-летний граф Уильям Дуглас и его младший брат были приглашены в Эдинбург для заключения мира. Гости беззаботно веселились на устроенном членами королевской семьи пиру. До тех пор, пока не забил одинокий барабан, а слуги не внесли блюдо с головой черного быка. В этот момент юный Дуглас все понял, но было уже слишком поздно.

Еще один прообраз Красной свадьбы - т.н. "резня в Гленко" в 1692 году, когда члены клана Кэмпбеллов две недели гостили у клана Макдональдов, и были приняты по всем законам гостеприимства. Однако по приказу короля однажды ночью Кэмпбеллы вырезали своих гостеприимных хозяев - около 70 человек, не пощадив при этом ни женщин, ни стариков, ни детей.

5. Кхаласар Дрого - кочевники Великой степи

Описывая кхаласар Дрого, Джордж Мартин делает явную отсылку к ордам древних кочевников - монголов, кипчаков, печенегов, тюрок, хуннов и сяньби. Конники-дотракийцы из "Песни Льда и Огня", как и реальные обитатели Великой Степи, кочевавшие от Карпат до Монголии, чтут силу и воинскую доблесть, презирают боль, смерть и соседствующие с ними культурные народы.

"А убивать людей, нападать на земли других, захватывать имущество других всяким несправедливым способом, предаться блуду, обижать других людей, поступать вопреки запрещениям и заповедям Божиим отнюдь не считается у них греховным. Они ничего не знают о вечной жизни и вечном осуждении; веруют, однако, что после смерти станут жить в ином мире, будут умножать свои стада, есть, пить и делать другое, что делают люди, живущие в этом мире" - такой увидел итальянец Плано Карпини монгольскую орду в XIII веке. Это описание в равной степени может относиться и к любому кхаласару за Узким морем.

"Во время же войн они убивают всех, кого берут в плен, разве только пожелают сохранить кого-нибудь, чтобы иметь их в качестве рабов" - так пишет Карпини о монголах и именно так поступают дотракийцы, взяв город Лхазар.

Детали внешнего вида, одежды, оружия и быта дотракийцев собраны Дж.Мартином из многих варварских племен и периодов истории. Легкое переносное жилище типа среднеазиатской юрты, простая пища, в основном животного происхождения, культ коня - все это отсылает нас к быту тюрок и монголов. Разве что, серпообразный меч аракх с внутренней заточкой немного выпадает из общей картины. Строго говоря, это копия египетского меча хопеша, разве что с более закругленным лезвием. В реальности кочевники предпочитали более легкую саблю с внешней заточкой.

И последний значимый момент, отличающий дотракийцев от остальных культурных народов - заплетенные в косу волосы мужчин-воинов. Это память о племенах кочевников сяньби и дунху (II-V века н.э.) и более поздних маньчжурах.

"Образ дотракийцев восходит к гуннам и монголам, есть в них что-то и от степных племен вроде аваров и мадьяров, - рассказывает Джордж Мартин. - Я также добавил черты равнинных племен американских индейцев, а потом внес чисто фэнтезийные элементы. Это все-таки фэнтези".

6. Братство без знамен - Робин Гуд и его разбойники

Конечно, сложно назвать Робина из Локсли, разбойничавшего в Шервудском лесу, исторической личностью. Тем не менее, некий прототип у Робина Гуда, несомненно, существовал, хотя его личность до сих пор окончательно не установлена. Итак, что мы знаем о разбойнике Робине? Прежде всего, "Гуд" - это, конечно, не "good" - "хороший", а "hood" - колпак, капюшон или даже шлем. То есть "Робин Гуд" значит примерно "Робин в капюшоне"… или в шлеме.

В большинстве легенд о Робине Гуде содержатся упоминания о его возможном благородном происхождении. Его называют несправедливо обиженным дворянином, который лишился всего. Одним из наиболее вероятных в числе его возможных прототипов называют умершего в 1247 году графа Роберта Хантингтонского. При этом в легендах Робин годами хранит верность королю, которому присягнул, - Ричарду Львиное Сердце, - несмотря на длительное отсутствие последнего на родине. Напомним, Берек Дондаррион в "Песни льда и Пламени" - благородный рыцарь, хранящий верность королю Роберту Баратеону, прекрасно зная о его смерти.

В Братстве без знамен, как и в шайке Робина Гуда, можно встретить и пахарей, и кузнецов, и бывших господ.

Один из ближайших соратников Робина Гуда - брат Тук, монах-расстрига, исполняющий функции священника в лесном братстве. В таком же качестве в Братстве без знамен выступает и Торос из Мира, жрец Красного бога.

Все члены лесной армии Робина Гуда считались братьями вне зависимости от социального статуса в их "прошлой жизни" - будь то монах, дворянин или простолюдин. Точно также в Братстве без знамен можно встретить и пахарей, и кузнецов, и бывших господ. Всех новых братьев Берек Дондаррион посвящает в рыцари, тем самым уравнивая их с собой в статусе. Ну и наконец, конечно, оба братства - лесное и без знамен - это шайки "благородных разбойников", которые в междоусобной войне становятся "на сторону людей". Им помогают простые люди - трактирщики, крестьяне, содержатели постоялых дворов. Их укрывают и на них, как на последнюю надежду, уповают те, кому надеяться больше не на кого. Все те, до кого нет дела сильным мира сего.

Кстати


В саге есть и менее заметные параллели, которые подмечают профессиональные историки и фанаты Джорджа Мартина. Так в образе коварной и волевой королевы Серсеи многие усматривают черты Маргариты Анжуйской, жены Генриха VI Ланкастера, во властной Кейтилин Старк узнают королеву Элеонору Аквитанскую (это, кстати, подтвердил и сам автор саги), в судьбе бастарда Джона Сноу находят сходство с франкским мажордомом Карлом Мартеллом.

Текст: Вадим Давыденко

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе