Сага о Власьевсой башне

Славен наш старинный, неповторимый город Ярославль, которому вот-вот исполнится ровно тысяча лет. Сам великий князь Ярослав, давший нашему городу свое имя, таким его задумал и сотворил. И многие поколения его потомков, а также простого мастерового и смекалистого народа кропотливо и тщательно строили его, приумножали его славу. Выросший на перекрестке торговых путей, он стал колыбелью русской государственности, центром высокой духовности, науки и культуры.

Вряд ли надо убеждать каждого, живущего в нашем городе, в том, что символом, лицом Ярославля является его исторический центр с любовно созданными площадями, среди которых настоящей жемчужиной является площадь Волкова с одноименным театром - ее архитектурной доминантой. К театру справа и слева прилепились невысокие старинные здания, будто составляя с ним единый ансамбль и беря в объятия круглый скверик с голубыми елками и цветочной клумбой посередине. Напротив театра - старинная Власьевская, она же Знаменская, башня с оголенной древней кладкой, памятник древнерусского оборонного искусства. Площадь исторически занимала одно из важных мест в Ярославле как крупный городской транспортный узел и как культурный центр для каждого просвещенного жителя губернского города. В самом деле, помимо драматического театра на площади в двух шагах от нее впоследствии появился концертный зал филармонии, выставочный зал, библиотека...

Красива площадь Волкова. Однако старожилы помнят ее более компактной и уютной в те времена, когда на площади против театра стояло здание гостиницы «Центральная», бывшей кокуевской. В 60-е годы прошлого века по площади ходил трамвай - пути пролегали от Богоявленки, мимо театра по улице Стрелецкой, ныне Ушинского, через Семеновскую (Красную) площадь, далее - по улице Терешковой и сбегали по Флотскому спуску до пристаней...

Когда-то, давным-давно, здесь, конечно же, не было никакого намека на площадь, а были оборонительные сооружения городского посада, тянувшиеся от Спасского монастыря до самой Волги, состоявшие из земляных валов, на которых возвышались древние крепостные стены с башнями. Власьевская башня являлась составной частью этих сооружений. Все было потом, когда город перешагнул крепостные стены, будто вырвавшись на свободу, и зажил другой, новой жизнью. Земляные валы были срыты, над вратами оставшейся нам в наследство башни была сооружена церковь Знамения Божией Матери, выполненная в псевдорусском стиле по проекту архитектора Никифорова. Отсюда и второе название ее - Знаменская. Напоминание о ней - глава с крестом над Знаменскими воротами. «Немногие русские города могут похвастаться тем, что сохранили хотя бы часть оборонительных сооружений... - писал декан исторического факультета Ярославского университета имени П. Г. Демидова Николай Рязанцев. - Ярославль может. Мы имеем в виду Знаменскую башню».

Золотым веком в истории Ярославля считается XVII век, когда развернулось строительство многих сохранившихся до наших дней храмов, гражданских зданий и объектов, как бы мы сейчас сказали, гражданского назначения. В Ярославле работают уникальные мастера фрески - их храмовые росписи известны теперь всему миру, не только уникальное зодчество, но и литература, музыка, народные ремесла взяли своеобразный старт и продолжили свое бурное развитие в веке следующем.

Екатерина Великая, объезжая свои владения и посетив среди прочих провинциальных городов Ярославль, заметила: «...русские города прекрасны по ситуации и мерзостны по ее застройке». И высказалась царица не ради красного словца, а ради дела, радея за красоту и обустроенность вверенного ей государства Российского. Назначенный по высочайшему распоряжению главой Ярославского наместничества Алексей Павлович Мельгунов, претворяя в жизнь волю российской владычицы и свои собственные проекты, много сделал для того, чтобы Ярославль имел не только прекрасную «ситуацию», но и столь же прекрасную застройку.

Уже на следующий же год чаяниями Алексея Павловича был утвержден новый регулярный план города Ярославля, который практически заменил средневековую дорегулярную планировку на градостроительную систему по европейскому принципу, по петербургским, столичным, меркам. По образцу Санкт-Петербурга выпрямлялись городские улицы, были заложены новые площади, выделены административный и торговый центры города. При этом градостроители столь творчески подходили к делу, что в целостной пространственной композиции учитывались основные архитектурные сооружения города, то есть старинные храмы, уникальные здания не разрушались, а органично вписывались в общую архитектуру нового города. Был создан новый центр, в котором главенствовали три переходящие друг в друга площади: Ильинская (Советская), Плацпарадная (Демидовский сад) и Соборная (Стрелка). Кстати, мостили улицы булыжником, а впоследствии, стараясь поспеть за прогрессивными веяниями, - брусчаткой. Она сохранялась до конца 50-х годов прошлого века, это можно еще увидеть на старых фотографиях. Асфальтом одели площадь, когда убирали трамвайные пути...

На месте срытых валов старого Земляного города появился гостиный двор в стиле классицизма. Развернулось жилищное и общественное строительство, была благоустроена набережная Волги. Во многом Ярославль был задуман именно тогда, в конце XVIII века. Надо заметить, что и нынешние зодчие, перестраивая и обновляя наш город, держат за основу тот старинный мельгуновский регулярный план и стараются органично вплести свои новоделы в древнюю архитектуру.

Отдельно следует сказать о здании драматического театра, созданного Федором Волковым. В 1820 году на площади появился первый деревянный театр, построенный по проекту архитектора Петра Панькова, и площадь стала называться Театральной. Через 20 лет это здание купил купец Алексеев, который в 1841 году заменил деревянную постройку каменной. Это здание стало одним из лучших и вместительных театров в стране, не считая, конечно, Москвы и Петербурга. Он насчитывал 74 кресла, 80 мест за ними, 2 яруса лож и галерею. Театр перестраивался еще несколько раз вплоть до середины ХХ века - в 1881 году он уже вмещал 600 зрителей, и к началу ХХ века по проекту архитектора Спирина был создан тот облик театра, который лишь в немного измененном виде дожил до наших дней.

Так же, как и театр, по свидетельству главного архитектора города Аркадия Бобовича, площадь Волкова перестраивалась неоднократно. Как мы уже сказали, в прошлых веках революционные изменения площади происходили по губернскому регулярному плану 1778 года. Сносились бывшие оборонительные сооружения, исчезла с лица площади однокупольная церковь Святого Власия с колокольней, венчавшая Власьевскую улицу, ныне Свободы. Она стояла в западной части площади, где теперь находится тенистый сквер. Догадались и при входе в сквер памятник родителю русского театра поставить...

В соответствии с регулярным планом с двух сторон Знаменской башни возникли строения - в конце XVIII века появился двухэтажный дворец графа Салтыкова, сейчас это здание занимает Ярославский государственный университет, а в начале XIX века был построен еще один двухэтажный дом - купца Рукавишникова. В 1867 году он был перестроен по заказу купца Кокуева под гостиницу. Таким образом, Знаменская башня была флонкирована двумя строениями в стиле провинциального классицизма, что придавало площади неповторимую прелесть.

Преобразовывалась и сама старая башня. Расторопные ярославские мужички изменили социальный статус бывшего оборонительного объекта, превратив его в 1883 году в водонапорную башню первого городского водопровода. Таким образом,в конце XIX века площадь была сформирована в соответствии с градостроительными приемами в духе европейской классической архитектуры, которые существовали на тот период. Именно этот элемент регулярного плана города и представляет собой историческую ценность, именно за это центральная часть Ярославля была признана выдающимся памятником русского градостроительного искусства, включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с центром Санкт-Петербурга. Такой чести более не удостоен ни один из городов России, да и в мире их чуть более двух десятков.

Неумолимое время не щадило деяния выдающихся ярославских зодчих. Радикальные изменения, нарушившие ансамбль площади, произошли в ХХ веке - взамен церкви Святого Власия на площадь водрузили здание гостиницы «Ярославль. Второе серьезное разрушение произошло в 70-е годы ХХ века - было снесено здание кокуевское гостиницы вследствие его аварийности, ранее задававшее тон удивительно гармоничной застройке города. Ансамбль площади развалился окончательно, изменилось композиционное значение зданий, оставшихся на ней, стало нелепым пространство...

Нет на площади не только кокуевской гостиницы, в советское время «Центральной» с ее когда-то респектабельным рестораном «Москва», с маленьким, но уютным кинотеатром повторного фильма «Луч». Нет примыкавших к Знаменской башне лобановского гастронома и магазина «Мясо - рыба», теперь там вход на экономический факультет Демидовского университета. Уничтожено старое здание «Европы», правда, внешний облик здания недавно был восстановлен. По словам того же декана Николая Рязанцева, «новодел «Европы» - тело, конечно, чужеродное, но вполне терпимое», «не по своим архитектурным достоинствам, а просто потому, что держит улицу, худо-бедно завершает этот старый квартал улицы Свободы. Без здания «Европы» (мы все это хорошо помним) оставалось впечатление не просто незавершенности, а самой настоящей разрухи».

С одной стороны, приятно, что «разруха» уступает потихоньку место новому - вот и гостиница «Ярославль» примарафетилась. А с другой - нестерпимо жалко, что былое заслоняют новые веяния в архитектуре и в жизни. А может, просто мы были молодыми, а когда молод, здоров и весел, то и все вокруг видится в веселом романтическом свете. Все мило сердцу!

Золотое кольцо

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе