Против польских и литовских людей стояти

История Ярославля неразрывно связана с историей всего Русского государства и начинается легендой о поединке ростовского князя Ярослава Мудрого с медведем у слияния Которосли с Волгой, где теперь установлен символический камень с надписью: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль». Принято считать, что это произошло в последний год его княжения в Ростове Великом.

Не намереваясь обозреть тысячелетний путь города-юбиляра, обратим внимание на самую значимую страницу этого пути, когда историческая роль Ярославля проявилась его заслугами перед Россией в Смутное время. Именно Ярославль стал центром собирания патриотических сил, освободивших Москву и всё Отечество от длительной и унизительной польской интервенции. Завершающая очистительная победа стала возможной благодаря длительному стоянию ополчения князя Дмитрия Пожарского в Ярославле, где вершились в ту решающую пору все государственные дела.

Государь-несчастливец Василий Шуйский, на долю которого выпали вся тяжесть Смуты и мужественная борьба с обоими Лжедмитриями да ещё с Иваном Болотниковым, считал богатый Ярославль самым опорным городом для Москвы. Не случайно, расправившись с первым Лжедмитрием, он отправил Марину Мнишек и её отца в ссылку в надёжный Ярославль. Позднее, в 1609 году, когда польские отряды осаждали Ярославль, они не смогли взять город, а только разорили окрестные слободы и монастыри.

Василию Шуйскому принадлежит идея сбора ратных людей северных городов в Ярославле. «А если для большого сбора захотите посождаться в Ярославле, то об этом нам пишите», – призывал он в указе, посланном в Ярославль, Вологду, Кострому, Великий Устюг, Галич и другие города. Именно по этому плану позднее действовал Пожарский.

История не знает сослагательного наклонения, и всё же есть досадные моменты упущенных возможностей. Россия могла покончить с польским нашествием ещё в 1610 году, когда отчаянное положение Василия Шуйского, казалось, необратимо упрочилось стараниями его племянника, молодого полководца-героя Михаила Скопина-Шуйского, освободившего от поляков Тверь, осаждённую Сапегой Троицкую лавру и саму Москву. Посланный Михаилом вологодский воевода Никита Вышеславцев занял Пошехонье, Рыбную слободу, Романов-Борисоглебск и Ярославль, а астраханский воевода Фёдор Шереметьев очистил от изменников всё Поволжье. Князя Михаила называли отцом отечества, прочили цар-ский венец. Россия, по определению Карамзина, любила его до чрезмерности. Москва уже готовилась к походу на Смоленск, чтобы изгнать оттуда Сигизмунда, но блестящие

победы Михаила Скопина-Шуйского оказались для него роковыми: он был отравлен завистливым дядей Дмитрием Шуйским. Если бы не это злодеяние, безусловно, князь Михаил стал бы после Смуты законно избранным царём, и продолжилась бы династия Шуйских, а не Романовых. Судьба судила иначе, потребовались ещё долгие месяцы борьбы, и на историческую арену были вызваны другие спасители России.

Когда по грамотам несгибаемого патриарха Гермогена созывалось для освобождения столицы первое ополчение под водительством Прокофия Ляпунова, ярославцы приняли в нём живейшее участие, первыми послав к Москве войско под командой Ивана Волынского. К сожалению, по причине разлада между ополченцами северных городов и казацким сбродом атамана Заруцкого и в связи с преступным убийством самого Ляпунова поход первого ополчения окончился неудачей. Идейный вдохновитель борьбы с латинянами патриарх Гермоген находился в заточении.

Но дело очищения Русской земли от захватчиков уже приняло неостановимый размах. Вместо патриарших грамот теперь пошли призывные грамоты из прославленного Троице-Сергиева монастыря, от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, нашего земляка-патриота, родом из села Протасьева Ростовского уезда. Начало второму ополчению было положено в Нижнем Новгороде стараниями земского старосты Кузьмы Минина. Нашёлся и достойный вождь – князь Дмитрий Пожарский.

Почему он повёл нижегородцев на Москву не напрямую через родной Суздаль? Потому что такой поход был бы обречён на неудачу, подобно первому, из-за недостаточности сил, а соединение с казаками Заруцкого означало бы подчинённость ему. Пунктом сбора народного ополчения был избран Ярославль, который имел выгодное стратегическое положение, главенствовал среди северных городов, достаточно свободных от польской зависимости и от воровских людей казачьего атамана Заруцкого. Здесь было удобно «посождаться» для накопления ратных сил, казны и прочего снабжения. Не случайно ещё в феврале 1611 года ярославцы в письме к вологжанам писали: «... в собранье многие люди, и наряд в Ярославле мног, и зелейная казна великая, идти против польских и литовских людей есть с чем... А мы вас в Ярославле ожидаем». Имея в виду воззвания и к другим городам, призывали: «за Московское государство, против польских и литовских людей стояти со всеми городы всем за одно». Для того была даже составлена присяга.

Узнав о намерении Пожарского идти в Ярославль, тот же Заруцкий намеревался захватить город, но князь опередил его, спешно послав в Ярославль свой отряд под командой двоюродного брата Дмитрия Лопаты-Пожарского.

С начала апреля 1612 года Ярославль становится временной столицей России, откуда идут грамоты по всем городам и в дальнюю Сибирь с призывом к соединению и скорейшему избранию законного государя. «Сами, господа, знаете, как нам теперь без государя против общих врагов, польских, литовских и немецких людей и русских воров, стоять? И как государству нашему вперёд стоять крепко и неподвижно? Так по всемирному своему совету пожаловать бы вам, прислать в Ярославль из всяких чинов людей человека по два...» – писали начальники рати во главе с Пожарским. И если бы выборы государя состоялись на «Совете всей земли Русской» в Ярославле, одним из кандидатов мог стать Дмитрий Пожарский.

Руководство ополчением во главе с Пожарским наряду с военно-организационными усилиями проявило гибкую дипломатию в сношениях с обособившимся Новгородом, который тяготел к тому, чтобы на российский престол избрать шведского королевича Филиппа. В Ярославль было приглашено новгородское посольство, которое после успешных переговоров отказалось от своих намерений. При этом, путём тактических обещаний, удалось избежать столкновения со Швецией.

С. М. Соловьёв пишет о том, что была отправлена просьба о денежной помощи даже ав-стрийскому императору Рудольфу. В Ярославле находился Денежный двор, где чеканилась монета, были учреждены все необходимые приказы, отсюда назначались воеводы в другие города, то есть была централизована вся государственная власть.

В истории Толгского монастыря сообщается о том, что в связи с тем, что город был переполнен ратными людьми, началась эпидемия, но Божья Матерь спасла русское воинство. «После крестного хода с Толгской иконой Пресвятой Богородицы, совершённого в Ярославле, моровое поветрие отступило». Достаточно сказать, что в городе находилось, по сведениям историка Ю. Готье, 20 тысяч ратников. Ярославцы жертвовали всем, чем могли, во время долгого стояния ополчения, которое выполнило великую миссию по очищению Московского государства от захватчиков.



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе