Поймавший волну

Открытие радиосвязи значительно изменило жизнь человечества – ведь именно темпы обмена информацией во многом определяют уровень любой цивилизации.
Александр Попов


Именно поэтому даже через сотню лет после того, как была открыта радиосвязь, и русский ученый Александр Попов продемонстрировал первый радиоприемник, все еще ведется спор, какая же страна обладает научным приоритетом.


Александр Степанович Попов – выдающийся русский ученый, физик и электротехник, изобретатель радио. К сожалению, его заслуги являются бесспорными не для всех. По-прежнему есть те, кто уверен, что первым изобретателем радио стал итальянский ученый Маркони, хотя еще в 1908 году мировая научная общественность признала первенство за Поповым. К сожалению, произошло это уже после его смерти.

Из некролога Попова, скончавшегося достаточно молодым, на 47-м году жизни: «Россия может гордиться им, как изобретателем беспроволочного телеграфа, хотя, увы, и на нем исполнилась злополучная судьба русских изобретателей… Только в 1901 г. в декабре м-це на XI съезде естествоиспытателей и врачей заслуги А.С. Попова были признаны представителями ученых всего мира, и даже сам Маркони любезно оставил за ним первенство изобретения. Но эти великодушные признания «европейского изобретателя» не потушили ни одного из лучей добытой им славы и не прибавили луча к славе русского профессора».



Физика и электротехника

Попов был из семьи священника, четвертым из семерых его детей. Будущий изобретатель окончил духовное училище в Екатеринбурге, затем – духовную семинарию в Перми, проявляя выдающиеся способности к физико-математическим дисциплинам. В 1877 году Попов отправился в Петербург, где стал студентом математического отделения физико-математического факультета, а по его окончании стал преподавателем физики, математики и электротехники в Минный офицерский класс в Кронштадте, где имелся хорошо оборудованный физический кабинет. Через некоторое время ученый получил должность преподавателя физики в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте, а параллельно занимался физическими опытами – в основном, изучению электромагнитных колебаний.

Отчасти будущее изобретение Попова оказалось обусловлено той средой, в которой он оказался после поступления в университет. Там он познакомился со многими выдающимися учеными - с Яблочковым, Лодыгиным, Чиколевым, Булыгиным, Лачиновым — пионерами мировой электротехники.



«Генрих Герц»

У Попова была репутация замечательного лектора и преподавателя, прекрасного демонстратора и разработчика опытов, но знаменитым он стал благодаря открытиям в области беспроволочной телеграфии. На самом деле, после того, как описание опытов Герца появилось в научных журналах, очень многие ученые во всем мире были близки к изобретению беспроволочного телеграфа, но сделать финальный шаг все не удавалось.

Дневников Попов не вел, но, по некоторым данным, идея использовать электрические лучи для телеграфирования пришла к нему не позднее 1990 года. Несколько лет он работал над изобретением, решая проблемы, которые не смогли преодолеть другие ученые. В итоге 25 апреля (7 мая) 1895 года Попов представил свой приемник в ходе заседания РФХО, продемонстрировав прибор. Именно этот день считается днем рождения радио.

Дата была признана не сразу и не всеми, однако существуют документы, подтверждающие право Попова на приоритет в данном изобретении. Это публикация газеты «Кронштадтский вестник» от 30 апреля (12 мая) 1895 года, где содержится заметка о созданном Поповым приборе, книга профессора Лачинова «Основы метеорологии и климатологии» с подробным описанием изобретения, вышедшая в августе этого же года, протокол заседания Русского физико-химического общества, где ученый демонстрировал приемник, а также статья Попова в журнале «Электричество», опубликованная под названием «Прибор для обнаружения и регистрации электрических колебаний». Через десять месяцев после этого Попов показал коллегам, как работает беспроволочный телеграф. Первая отправленная им радиограмма состояла из двух слов – «Генрих Герц» и преодолела всего полкилометра – расстояние между корпусами университета.

В протоколе это важное событие отражено следующим образом: «§ 8. А.С. Попов показывает приборы для лекционного демонстрирования опытов Герца». Сухая казенная запись стала главным аргументом для тех, кто пытался оспорить изобретение радио российским ученым.



Спорный приоритет

2 июня 1995 года итальянец Маркони взял предварительный патент на изобретение, находившееся в строгом секрете. В документе отмечалось, что он запатентовал «способ передачи электрических импульсов и сигналов и аппарат для этого». Изобретение Маркони немедленно стало мировой сенсацией, еще до того, как он его обнародовал, а Попов, комментируя это, предположил, что прибор, скорее всего, повторяет его собственный приемник, и оказался прав.

В отличие от Попова, Маркони быстро поставил изобретение на коммерческие рельсы, поспособствовав повсеместному распространению беспроволочного телеграфа. Что касается русского изобретателя, он был ученым другого типа – ему, видимо, достаточно было самого факта решения задачи.

В 1908 году журнал РФХО выпустил статью, где утверждения об изобретении телеграфа Поповым назывались «патриотической сказкой». Публикация была призвана вызвать бурную реакцию научного сообщества, и она не заставила себя ждать: научный мир безоговорочно отдал приоритет в изобретении русскому ученому. Казалось бы, вопрос был исчерпан, но в середине XX века его подняли вновь - итальянский министр Мерлин публично провозгласил, что изобретение радио принадлежит исключительно его стране, и советским ученым пришлось заявить протест по этому поводу.

Даже сейчас, когда прошло более ста лет, в иностранной прессе периодически возникают попытки умалить роль Попова в появлении радио. И истине соответствует здесь только одно – первые радиостанции, появившиеся в широкой эксплуатации в России, были произведены за рубежом. Но вина за это лежит не на изобретателе, а на тех, кто недооценил его труд.

Кстати, при жизни Попов не раз получал предложения продать за рубеж свои патенты, уехать в любую страну и моментально решить все свои материальные проблемы. Ему не пришлось бы заниматься «продвижением» изобретения, отчитываться о мизерных суммах, потраченных на научные изыскания, и доказывать, что стране нужны радиостанции. Однако он не представлял своей судьбы отдельно от России: «Я — русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдать только моей Родине. Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

Автор
Антон Надточеев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе