Потому что всю жизнь он был пилотом

Два пятнадцатиметровой высоты стальных пилона, похожих на крылья самолёта, поднялись в небо на въезде из центра Ярославля за Волгу – там, где совсем недавно на пустом газоне у дорожной развязки стояли щиты коммерческой рекламы. Сверху на стыке пилонов вырезан краснозвёздный силуэт взлетающего истребителя. Сегодня здесь, на проспекте Авиаторов, открывается памятник лётчику-испытателю, дважды Герою Советского Союза Амет-хан Султану.

Место для архитектурно-скульптурного ансамбля выбрано мемориальное, если не сказать, историческое. Весной 1942 года неподалёку, над Тверицами 22-летний пилот истребительного полка ПВО Ярославля таранным ударом сбил «Юнкерс» с бомбовым грузом на борту. Об этом и напоминает открывающийся сегодня мемориал. В центре его – бронзовый бюст героя. Облицованная тёмно-красным гранитом стела с гравировкой посвящена, как и весь ансамбль, подвигу советских лётчиков в годы Великой Отечественной войны.  


На боевом счету Амет-хан Султана 49 сбитых самолётов противника, сто (!) типов реактивных и сверхзвуковых машин, испытанных им после войны. На его борту готовились к полётам первые космонавты, с ним дружил Юрий Гагарин. Амет-хан Султан погиб в 1971 году, выполняя испытательный полёт на «летающей лаборатории» ТУ-16, взорвавшейся во время приземления.

Его лётное мастерство сравнивали с чкаловским, французские коллеги из знаменитой эскадрильи «Нормандия – Неман» называли нашего аса «королём тарана». О нём написаны книги, его именем названы улицы в Волгограде и подмосковном Жуковском, где он жил; горный пик на Кавказе, единственный в стране именной аэродром в Махачкале – на родине его дагестанских предков.

Теперь дань признательности знаменитому лётчику-испытателю отдаёт и Ярославль. Полтора года назад мэрия объявила открытый конкурс эскизных проектов памятника. По­ступило больше десятка заявок из городов Ярославской области, из Москвы, Дагестана. Победителями стали автор архитектурно-скульптурного ансамбля, член Союза художников России ярославец Марк Маркович и скульптор – заслуженный художник Дагестана Магомед-али Алиев.

Несколько раз авторы корректировали проект, исходя из особенности расположения ансамбля в широком простран­стве, с учётом наилучшего восприятия композиции на расстоянии – с пешеходных тротуаров, из салонов пассажирского автотранспорта. Осенью прошлого года на месте будущего памятника появился геологический шурф, началась закладка фундамента и «взлётно-посадочной полосы» – под неё стилизован присыпанный мраморной крошкой натуральный газон со светильниками.

Событие комментирует представитель правительства Республики Дагестан в Ярославской области Асланбег Далгатов:

– Много споров было о том, где в Ярославле такой памятник ставить. В конце концов победил здравый смысл. Ансамбль решено развернуть на проспекте Авиаторов так, чтобы виден он был издалека со всех сторон. Отделение Ассамблеи народов России и дагестанскую диаспору поддержали в этом и мэрия Ярославля, и глава администрации Заволжского района, председатель оргкомитета строительства Андрей Мамонтов. Проект сметной стоимостью в 12 миллионов рублей профинансирован через «Фонд памяти лётчиков – участников Великой Отечественной войны» из добровольных взносов предпринимателей. В ходе работ над проектом оргкомитет выезжал в столицу Дагестана. Там ярославцы посмотрели открытый недавно уникальный комплекс – дагестанцы называют его «памятником русской учительнице». Так отблагодарили они всех русских специалистов, чей труд и самоотверженность помогали им в тяжёлые послевоенные годы и позже поднимать сёла и города. Открытие ярославского памятника Амет-хан Султану, чья родословная идёт из горного аула всемирно известных канатоходцев Цовкра станет продолжением диалога культур двух наших народов – он поможет нам и в будущем понимать и уважать друг друга.

Установка мемориального ансамбля потребовала сложения сил специалистов разных профилей. Штабу стройки под руководством Андрея Мамонтова удалось справиться с непростой инженерной задачей без привлечения помощников из-за пределов Ярославской области. Закладку бетонного фундамента и постамент под бюст взяла на себя Большесельская ПМК, изготовление каркаса – ОАО «Стальмонтаж», крепление к нему пилонов из стальных листов (с четырьмя тысячами заклёпок!) – ЗАО «Буран-М», облицовку композиции гранитом – ООО «Фацет». Дагестанская сторона изготовила и транспортировала в Ярославль бронзовый бюст героя.

Вчера закончили с благоуст­ройством площадки, всё готово к открытию мемориала. Приглашение на него приняли первый заместитель председателя Народного собрания Республики Дагестан Николай Алчиев, начальник управления территориального развития при Президенте республики Артур Исрапилов, лётчики-космонавты СССР Валентина Терешкова и Муса Манаров, начальник лётно-испытательного центра имени М. Громова Павел Власов, генеральный спонсор проекта московский бизнесмен Абдулмаджид Маграмов.

Близко к сердцу принимают завтрашнее событие и ярославские старожилы. Вот письмо в редакцию Натальи Валерьевны Кузнецовой. Коротко представившись – «45 лет стажа врача-терапевта» – она пишет в ответ на одну из наших прошлогодних публикаций об Амет-хан Султане («Почему был забыт «король тарана», в номере за 18 июня): «В начале войны мне было шесть лет, жили мы с родителями в деревянном доме на углу Республиканской и Советской улиц. И я до сих пор отчётливо помню авианалёты, нацеленные на железнодорожный мост. Спасались мы в доме, на месте которого теперь стоит Северный банк. Каменный дом во время бомбёжек ходил ходуном: вой, грохот и незабываемый страх».

Всё это для автора письма напрямую связано с нашей темой: «Считаю, в том, что живы, живём в красивом любимом городе с необыкновенными памятниками культуры и старины и, тем более, что готовимся к его 1000-летию – есть великая заслуга лётчика-героя Амет-хан Султана. Совершенно согласна с газетой: защищая наш город, он рисковал собственной жизнью. И если бы он пропустил немецкий самолёт с трёхтонным грузом бомб, даже страшно подумать, что бы осталось от Ярославля».

Так говорит народ о смысле сегодняшнего события – не правда ли, трудно что-то по существу добавить к этому.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе