Полная ликвидация

Простые факты для развенчания большого коммунистического мифа об образовании.

При существовавшем до Октябрьского переворота темпе развития начальной школы в Российской Империи всеобщее четырехклассное образование было бы реальностью в 1921 году. 

Для сравнения – в Советской России в 1937 году среднее число лет школы у гражданина старше 9 лет составляло 3,376. Почему старше 9, не очень понятно, но в целом картина с победой большевиков над безграмотностью ясна.

Руководитель центра исследований научно-образовательной политики Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Дмитрий Сапрыкин: «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах)».


В начале XXв, по данным Дмитрия Сапрыкина, который исследовал архивы министерства русского образования за границей, в Российской империи в ВУЗах, по современной терминологии, обучалось более 40 тысяч студентов. В Германии (лидер в Европе) - 40,8 тысяч человек в университетах + 12,2 тыс. в высших технических школах + 3,9 тыс. – в специальных. На всех „факультетах“ Франции училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч - в специальных учебных заведениях ведомств и католических институтах. В университетах Великобритании - около 20 тысяч человек.


В 1914 году земства повсеместно создавали школьные сети для всего сельского населения, рассчитывая перейти на четырёхлетние одноклассные училища с двумя учителями к от 1915—1916 годам в наиболее прогрессивных земствах, в середине 1920-ых - в наиболее отстающих.

На 1 января 1915 года начальным образованием было охвачено 51 % детей школьного возраста 8—11 лет по всей Российской империи (кроме Финляндии), 58 % детей по Европейской России, 58 % от детей в 43 земских губерниях.


Охват детей обучением по различным земским губерниям был неравномерным: Петроградская и Московская - 85 % лидировали, Астраханская - 32 % и Уфимская - 39 % губернии оставались аутсайдерами. В неземских губерниях, где традиционно обращалось больше внимания на образование, система начальной школы была развита не хуже: Амурская область — 76%, Область Войска Донского — 73%.

С 1910 по 1914 год — охват детей школьного возраста образованием увеличился с 44 % до 51 %, то есть на 1,75 % в год, при этом темпы роста системы начальной школы были экспоненциальными, благодаря ежегодному увеличению ассигнований на 8—10 млн рублей. При сохранении темпов было возможным достичь всеобщего четырёхлетнего обучения к 1921 году.


Д.Л. Сапрыкин: «Образовательный потенциал Российской империи»:

"Единая система образования, предполагающая полную координацию общего и профессионального образования, в частности, возможность перехода из одного учебного заведения в другое, была сформирована в процессе реформ 1915 – 1916 годов, проведенных П.Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали единую систему образования, включавшую:

1) 3-4-летнее начальное образование;

2) 4-летнее посленачальное образование (4 класса гимназии, либо высшее начальное училище, либо профессиональное училище);

3) 4-летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных училищ);

4) Высшие учебные заведения университетского или специального типа;

5) Система образования для взрослых, которая особенно стала развиваться после сухого закона 1914 г.


В отличие от большевистских мер, реформы Николая II были направлены не на создание единой школы как некого социального плавильного котла, а на создание единой, но сложнодифференцированной системы образования, включающей разные типы школ на одном и том же уровне, дающих возможность всем слоям общества получать образование, соответствующее их способностям и потребностям. Высокая мобильность обеспечивалась за счет возможности переходов между школами одного уровня, но разных типов. Для этого были выработаны минимальные требования знаний, которых должен был достигнуть учащийся любой школы…

Выпускник царской гимназии обычно имел уровень знаний по гуманитарным предметам (языки, историко-филологические, философские дисциплины, право), которого не достигали выпускники соответствующих советских ВУЗов, гимназический уровень по освоению естественно-научных дисциплин и математики в СССР достигался только в единичных специализированных школах".

Алексей Рудевич

Кириллица

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе