Почему считали святым пациента Преображенской психиатрической больницы: Юродивый Иван Корейша

Личность Ивана Корейши до сих пор вызывает интерес.

О нем и поныне ведутся споры. Исследователи не могут прийти к единому мнению — кем был этот странный человек? Мошенником, симулянтом или психически больным? На его могилу до сих пор приходят люди, чтобы узнать ответы на волнующие вопросы. Читайте в материале об этом известном прорицателе, который почти всю жизнь, сорок семь лет, провел в психиатрических клиниках и стал самым известным пациентам Преображенской психиатрической больницы в Москве.



Кто он, мошенник или святой человек?


На могилу Ивана Корейши до сих пор приходят люди. /Фото: rblogger.ru


Мнения об Иване Корейше во время его жизни были диаметрально противоположными. Одни считали его мошенникам, или, если сказать более мягко, активным сумасшедшим. Но были люди, которые свято верили в то, что этот человек валяется духовно просветленным пророком, юродивым. Надо сказать, что что на Руси к юродивым всегда было особое отношение. Существовал даже особый культ их почитания. Некоторых причисляли к лику святых, как это произошло с Василием Блаженным, а некоторые становились так называемыми божьими людьми, например, инокиня Досифея, Иван Коробочкин. Скорее всего, Корейшу можно отнести именно к этой, второй группе. Сегодня понять, каким же был Корейша, практически невозможно. Исследователей приводят в замешательство различные факты. С одной стороны, он действительно обладал даром предсказания, исцелял людей.

С другой стороны, вел себя ужасно, бранился, нарушал православные каноны, его пророчества часто были неразборчивыми и невразумительными. Каждый человек мог по-своему их понимать. Противникам Корейши был Прыжков, этнограф 19 века. Он старался обличить Ивана и доказать, что он притворяется. Писал, что во время поста Корейша не только без разбора ел скоромную и постную пищу, но и пытался угощать окружающих. С другой стороны, это могло быть попыткой обличить царящее в обществе лицемерие, когда одни молятся и постятся, а другие танцуют во время роскошных балов и едят свинину.

 


Как Корейша работал учителем и ушел из класса в неизвестном направлении


Корейша всегда стремился к отшельничеству. /Фото: golossovesty.ru


Иван Яковлевич Корейша родился на Смоленщине, в семье священнослужителя. Когда историки описывают его жизнь, то делят её на Московский и Смоленский периоды. Объединяет их одно — Корейша всегда хотел быть отшельником и жить в одиночестве. Отмечают, что уже в очень юном возрасте он не присоединялся к играм семинаристов, а предпочитал читать и учить молитвы, изучать богословские книги. После обучения он не принял духовный сан. Его выбор был иным: Корейша решил работать в школе и стал учителем. Но это закончилось очень странно. В один прекрасный день, когда Корейша вёл урок, он внезапно замолчал, развернулся и вышел из класса. Он решил стать паломником. Не было Ивана целых три года, потом он возвратился в Смоленск уже известным пророком-отшельником, который заступался за бедняков и клеймил позором воров.

В книге В. Меньшова проскальзывает мысль, что Корейша боялся людей, которые потоком начали приходить к нему, чтобы узнать свою судьбу, найти украденные вещи и так далее. Они мешали ему на пути к просветлению. Возможно, именно поэтому Иван стал вести себя так странно: кричал непонятные слова, осыпал посетителей бранью, что-то бормотал. Может быть, это была симуляция сумасшествие? Ведь люди были очень настойчивы, и даже условие, что в дом Корейши нужно было ползти на коленях, их не останавливало.



Какие события предсказал Корейша


Преображенская психиатрическая больница, в которой Корейша провел 44 года. /Фото: vaostory.ru


Вряд ли Корейшу признали бы пророком, если бы он таковым не был. Однако он действительно обладал даром проведения и некоторые события предсказала очень точно и чётко. Например, уверенно предрек ужасную войну 1812 года. Когда она началась, Иван Яковлевич участвовал волонтерском движении — кормил голодных людей в сожженной Москве, и даже оказывал помощь раненым французам во время отступления. Корейша предсказал свою смерть, что произойдёт она в 1861 году, 6 сентября. Так и случилось. Есть мнение, что он просто был очень хорошим психологом, поэтому скептики утверждают, что многие предсказания просто подтасовкой, то есть рассказаны посетителями во время сеанса внушения.

Однако поведение Корейши привело его в психиатрическую клинику. Есть версии, что он смог раскрыть тёмные делишки чиновников смоленских, которые украли огромную сумму из казны. Деньги должны были пойти на восстановление разрушенного Смоленска. Второй вариант— вывел на чистую воду инспектора, который, будучи женатым, хотел соблазнить молоденькую девушку из бедной купеческой семьи. В результате Корейша был отправлен психиатрическую больницу, сначала в Смоленске, потом в Москве. Провел он там долгие-долгие годы, получил статус буйнопомешанного и прошел множество испытаний. Его приковывали цепями, сажали в карцер, а санитары проводили мучительные процедуры, которые были больше похожи на пытки. Диагнозом стало неизлечимое слабоумие, что означало — на свободу этот человек больше никогда не выйдет. Причиной называли чрезмерное увлечение священными книгами. В 19 веке психиатрическая больница по сути становилась обычный тюрьмой. Сказать сегодня, был ли Корейша безумным или его таким преподносили, достаточно сложно. Тем не менее, под конец жизни он был все же выписан из клиники. Однако остался в палате и на волю не пошёл.



Как главврач больницы продавал билеты на Корейшу


Канонизированным юродивым стал Василий Блаженный. /Фото: media.elitsy.ru


И поныне церковь не может решить, насколько Кореша был приближен к святости, можно ли его канонизировать. В народе по-прежнему помнят знаменитого юродивого. Его могила и сегодня завалена подарками и записками, в которых люди просят ответить на беспокоящие их вопросы. В народе божьими людьми всегда считали тех, кто выбирал уединение, отказывался от комфорта. Иван Корейша делал всё, чтобы оправдать такое звание: его домом была старая заброшенная баня на краю деревни, иногда он жил прямо в лесу, сделав шалаш, а большую часть жизни провел в больничной палате и карцере.

Когда Корейшу перевели в нормальную палату, он не желал никого видеть. Начертив символический круг, который мог различить только он сам, он дал клятву не переступать его до конца жизни, и так и поступал.

Кстати, жители Москвы м Смоленска очень интересовались предсказателем. Люди желали его посетить и проверить, насколько точны его пророчества. Корейша принимал посетителей стоя, но затем по состоянию здоровья стал делать это лёжа. Очевидцы говорили, что лежал он грязным, в песке и мусоре, укрытый замурзанным одеялом. Тем не менее это не мешало главврачу больницы Василию Саблеру продавать билеты на посещение Корейши. Стоили они целых 60 копеек, и с 1833 года предприимчивый медик с помощью своего безумного пациента добывал для больницы не менее 1000 рублей ежегодно. Вот такое предпринимательство, основанное на людской вере.

Автор
kulturologia
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе