Он был человеком подвига

О чем не дает забыть мемориал на проспекте Авиаторов
Небо учит человека, если уж доверен ему штурвал самолета, делать всё точно и быстро, при любом форс-мажоре нестандартно, а в боевой обстановке часто и с нарушением лётных инструкций.

В любые самые мирные времена лучше всех, конечно, известно это самим летчикам. А тем более как дважды два знали это защитники неба Родины в Великую Отечественную.

В последний майский день второго года войны крутые обстоятельства воздушного боя над волжским левобережьем Ярославля не оставили двадцатидвухлетнему пилоту истребительного полка ПВО Амет-хан Султану других шансов, кроме одного, последнего и единственного.

Расстреляв в пылу поединка весь боезапас, не дать вражескому «Юнкерсу» выйти на цель, мог он, только рискуя жизнью. Таранным ударом по крылу он сбил «Юнкерс», а сам из обломков горящего истребителя успел выпрыгнуть с парашютом.

В Отечественную войну 1812 года подобный поступок отвечал бы боевому девизу русских гусар «Pro patria mori” (с латинского «Умереть за Отечество»). А в эпоху войн мировых это и называется отсутствующим в других языках словом «подвиг» со старинным славянским корнем.  


Впрочем, смысл его был близок и понятен и дружинникам Дмитрия Донского на Куликовом поле, и ополченцам Минина и Пожарского в годы Великой Смуты, и петровским ратникам под Полтавой, и георгиевским кавалерам горской «дикой» дивизии в Первую мировую – ее джигиты никогда не сдавались в плен.

Амет-хан Султан был человеком подвига. О его судьбе и легендарной личности, дагестанца по отцу, лакца из прославленного высокогорного селения Цовкра, близкого родича всемирно известных канатоходцев (это они на двадцатиметровой высоте с улыбкой отплясывали на канате лезгинку), обо всем этом наш журнал подробно рассказывал в публикации «Не за награды старался – Родине верно служил» (№2 за 2015 год).

Тем сбитым над ярославскими Тверицами «Юнкерсом», врезавшимся в волжский береговой откос вдали от городских кварталов, он открыл счет своим боевым победам в небе Сталинграда, Крыма, Белоруссии. Последнего стервятника с черными крестами на крыльях он взял на прицел над Берлином, вернувшись домой с Золотой звездой героя.

По уточненным сведениям, полученным от ветеранов военно-воздушных сил из «Клуба героев» подмосковного города Жуковский, где в Летно-испытательном институте имени Михаила Громова в послевоенные годы служил воздушный ас, всего за четыре года своей боевой биографии сбил он семь десятков самолетов противника.


После войны летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан поставил на крыло 100 типов реактивных и сверхзвуковых машин. На его борту готовились к полетам первые космонавты. Он дружил с Юрием Гагариным. Его лётное мастерство сравнивали с чкаловским.

О его бое в ярославском небе ходили легенды. Французские летчики из эскадрильи «Нормандия – Неман», летавшие с ним на параллельных курсах, уважительно называли Амет-хана «королем тарана».

Его именем названы улицы в Волгограде и Жуковском, горный пик на Северном Кавказе, школа в Каспийске, аэропорт в Махачкале. Его бронзовые бюсты установлены в столице Республики Дагестан и на родине его матери, крымской татарки, в курортной Алупке.

Он был в расцвете сил, когда в феврале 1971 года его «летающая лаборатория взорвалась при посадке – Амет-хан Султану было тогда чуть больше пятидесяти лет.

Ярославцы помнят и чтят героя. Десятилетие назад совместными усилиями представителя Республики Дагестан в регионе Асланбега Далгатова, куратора фонда памяти летчиков-участников Великой Отечественной войны, актива общественно-культурного центра «Дагестан», ярославских городских властей, строителей и монтажников, специалистов разных инженерных профилей (без привлечения партнеров из-за пределов нашей области) был открыт мемориал на проспекте Авиаторов за Волгой.


Над бронзовым бюстом Амет-хан Султана взметнулись в небо пара похожих на крылья самолета пилонов из стали и алюминия (скульптор заслуженный художник Дагестана Магомед-али Алиев, автор архитектурно-скульптурного ансамбля ярославец Марк Маркович).

Мемориал находится на маршруте многолетней следопытской экспедиции школьников по архивам и библиотекам «Летчики – герои Ярославского неба». Как и в прошлые годы, в Году памяти и славы начнется она на проспекте Авиаторов. Продолжением ее станут встречи поколений в местах, где в мае сорок второго года Амет-хан Султан приземлился на парашюте – в Пестрецовской сельской школе, на фасаде которой установлена памятная доска в его честь, и в соседних тихих и уютных Дымокурцах.

Однажды там на лужайке у колодца спустился с небес Господних диковинный белый парашют из армированных прутьев. Журналисты называли этот памятник народным и были совершенно правы: инициативу местных жителей до ума доводили всей округой.

А пять лет назад к юбилейной годовщине Победы с участием дружной команды гостей из Жуковского, летчиков-испытателей из «Клуба героев», под мелодию Государственного гимна России сняли покрывало с мемориальной доски, ее текст напоминает, что за удивительный гость в тот весенний день приземлился в поле под Дымокурцами.


Ветераны Летно-испытательного института много интересного о нем рассказали нам в тот день.

Что в присутствии человека-легенды каждому невольно хотелось подтянуться, расправить плечи, прямо держать спину.   Что молодые коллеги учились у него профессиональной дальнозоркости, стальной выдержке, строгому и честному, без парадных приукрашиваний, отношению к памяти о Великой Отечественной войне.

Вот что услышали мы от одного из них - от нашего земляка-ярославца Игоря Николаевича Сучилова, старожила поселка Красные Ткачи, воспитанника аэроклуба в Карачихе, профессионального летчика-испытателя, на счету которого более трех десятков типов самолетов:

- Мне довелось летать с Амет-хан Султаном вторым пилотом на борту «летающей лаборатории» ТУ-16, и я не раз видел, в каком редкостном сочетании находятся в его натуре горячий характер, взрывной темперамент горца с хладнокровием и выдержкой, умением в самых критических ситуациях принимать в воздухе мгновенные правильные решения. Однажды, когда, было дело, мы в воздухе попали в аварию, это и спасло нам жизнь. Помнится, мы за наше благополучное приземление прямо в ангаре пригубили по стопке водки. О своем первом бое над ярославскими Тверицами вспоминал он не часто. Может быть, потому, что малейшего хвастовства про войну «король тарана» вообще на дух не принимал. Да и самых серьезных служебных забот летчику-испытателю его ранга вполне хватало. Ну а о его снайперском глазомере знал каждый, кто встречался с ним за биллиардным столом в комнате отдыха летного состава нашего института.


- Примерно раз в месяц, - поставил нас в курс дела в конце нашего интервью Игорь Николаевич, - рассказываю об Амет-хан Султане в воинских частях в дни принятия присяги, в подшефных школах – в ярославской пятидесятой, в Пестрецовской и Щедринской, в Лесных полянах и, конечно, в родной Красноткацкой, где мы с вами и познакомились. Прошли первые уроки мужества и в нынешнем Году памяти и славы. Давайте напомним вашим читателям, что он совпадает с годом 100-летней годовщины Амет-хан Султана. После снятия карантина дата будет отмечаться акцией у мемориала на проспекте Авиаторов, с автобусным туром в Пестрецово и Дымокурцы. А в день его рождения 20 октября, насколько мне известно, акцию памяти,   с участием ярославской делегации, примет город Жуковский. Так что до новых встреч!

Автор
Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе