«Ни одно другое сражение несравнимо с «Битвой народов»

«Газета.Ru» рассказывает о крупнейших сражениях между Великой армией Наполеона и союзниками в 1813 году.

Принц прусский Фридрих Вильгельм Генрих Август Гогенцоллерн со знаменем в руках возглавляет штыковую атаку силезского батальона 11-го пехотного полка в сражении под Кульмом 30 августа 1813 года Принц прусский Фридрих Вильгельм Генрих Август Гогенцоллерн со знаменем в руках возглавляет штыковую атаку силезского батальона 11-го пехотного полка в сражении под Кульмом 30 августа 1813 года

Фотография: Руниверс

«Газета.Ru» продолжает вспоминать Заграничный поход русской армии 1813–1814 годов. О том, как проходили крупнейшие сражения между Великой армией Наполеона Бонапарта и войсками союзников, рассказывает руководитель клуба исторической реконструкции «8-я линейная полубригада» Илья Кудряшов.

По истечении Плейсвицкого перемирия в конце июля возобновились боевые действия. Армия Наполеона занимала дружественную ей Саксонию, а базой операций служила ее столица Дрезден. Там были сосредоточены запасы, и там же находились органы управления и снабжения огромной Великой армии, состоявшей из гвардии, двенадцати армейских и пяти кавалерийских корпусов.

По истечении перемирия к союзникам присоединилась Австрия, а на севере высадились шведские войска. Получилось три главных армии, одна из которых находилась южнее Саксонии, в Богемии, и состояла из австрийских, прусских и русских войск, а называлась, как ни удивительно, Богемской.

Ею командовал австрийский фельдмаршал Шварценберг. Другая находилась в Силезии, к востоку от Саксонии, она включала в себя прусские и русские войска и называлась, конечно, Силезской. Ею командовал прусский генерал Блюхер. Третья армия располагалась севернее Саксонии на берлинском направлении, она называлась Северной, состояла из прусских, русских и шведских войск. Командовал ею шведский наследный принц Карл-Юхан (бывший наполеоновский маршал Бернадотт, основатель ныне царствующей в Швеции династии). Надо добавить, что при Богемской армии находились все три государя – императоры российский и австрийский и король Прусский, что осложняло управление войсками и требовало согласовывать большинство маневров. Шварценберг не был выдающимся полководцем, но с этой задачей ему справиться удалось. План союзников состоял в том, чтобы нападать на отдельные корпуса, но избегать встречи с самим Наполеоном.


Прибытие Наполеона в Дрезден в первый день сражения 26 августа 1813 года

Когда стало известно, что Наполеон с основными силами предпринял наступление в Силезию против Блюхера, Богемская армия двинулась через горы в Саксонию, чтобы атаковать Дрезден. Город в это время защищал только XIV корпус маршала Сен-Сира. Соотношение сил было семь к одному. Но горные дороги были узкими, и к 25 августа к городу смогли подойти только около трети сил, остальные, включая обозы, все еще тянулись позади. Штурм был отложен на завтра.

Тем временем Наполеон форсированными маршами спешил к Дрездену и около полудня 26 августа уже был в городе вместе со своей гвардией, остальные его корпуса шли следом. Только корпус Вандамма Наполеон отправил на возможные пути отступления противника. Штурм начался уже ранним утром, на левом фланге в бой шли австрийские корпуса Бианки, в центре атаковали пруссаки, а на правом фланге – русские войска Витгенштейна. Несмотря на ряд успехов, ворваться в город союзникам не удалось, а когда стало известно о прибытии Наполеона, царь Александр и вовсе приказал прекратить атаки.

С наступлением сумерек сражение стихло, все остались на занятых позициях.

В течение ночи к французам подошли подкрепления. Теперь Наполеон имел в Дрездене под личным командованием корпуса Сен-Сира, Нея, Мармона, Виктора, кавалерию Мюрата и гвардию. На следующее утро, 27 августа, он предпринял атаку на союзников, расположившихся полукругом вокруг города. Их пути отступления проходили за правым и левым флангами, куда Наполеон и направил основной удар своих сил. Австрийцев атаковали корпуса Мармона и Виктора, а их фланг обошла кавалерия Мюрата. С раннего утра шел проливной дождь, поэтому пехота не могла стрелять из ружей и действовала штыками. Мюрату удалось охватить австрийскую пехоту и прижать к реке отступавшую дивизию Мецко, которая сдалась в полном составе.

Австрийцы не могли стрелять из-за дождя, а грязь под копытами не позволяла лошадям разогнаться для решительной атаки, исход противостояния решили шесть пушек, под жерлами которых австрийцы сложили оружие.

На другом фланге корпуса Сен-Сира, Нея и Молодая гвардия заставили отступить русский корпус Витгенштейна и пруссаков Клейста. Когда в штабе союзников получили известие о том, что Вандамм может отрезать им пути отступления, то было решено как можно быстрее уходить обратно в Богемию. Наполеон не сразу понял, что союзники решили отступать, и не организовал эффективного преследования, тем более что они превосходили его числом. Обе стороны потеряли по 10 тысяч убитыми и ранеными, кроме того, союзники потеряли 13 тысяч пленными.

Сражение при Кульме 29–30 августа

Генерал Вандамм во главе своего корпуса уже шел к городку Теплиц, если бы он занял его до подхода союзников, то запер бы выход из Рудных гор, через которые шла отступавшая от Дрездена армия вместе с двумя императорами и одним королем. Чуть больше активности со стороны Наполеона, и Богемскую армию постигла бы военная катастрофа, а за ней и коалицию – катастрофа политическая, ведь после двух поражений

Австрия, как наименее мотивированный участник, вполне могла покинуть союзников.

Но на пути корпуса Вандамма оказался сводный отряд Остермана-Толстого, соcтоявший из 1-й гвардейской дивизии и нескольких полков 2-го корпуса. Оставив передовые позиции у Кульма, он 29 августа закрепился у села Пристен у выхода из ущелья. Шедший по горной дороге корпус Вандамма не мог быстро развернуться для атаки, но, едва собрав небольшие силы, начал первый штурм. Около полудня французы предприняли решительную попытку сбить корпус Остермана с позиции, сам русский командующий был тяжело ранен ядром в руку и оставил командование, корпус возглавил генерал Ермолов. Тем временем около четырех часов дня подошла гвардейская кавалерийская дивизия и заняла позиции на флангах.

Французам удалось захватить ключевую деревню и артиллерийскую батарею, но они были выбиты контратакой батальона Семеновского полка.

К вечеру в Теплиц прибыли отступавшие из-под Дрездена войска вместе с монархами, а истощенный боем отряд Остермана сменили части 3-го пехотного корпуса.


Большой благодарственный молебен трёх монархов-союзников недалеко от Теплиц 2 сентября 1813 года в честь победы в битвах при Гроссберене, Кацбахе и Кульме

Общее командование над войсками принял Барклай-де-Толли. На следующий день Вандамм возобновил свои атаки, рассчитывая на подход новых французских сил, но приближавшиеся к нему с тыла войска оказались не корпусом Сен-Сира, а пруссаками Клейста. Тем временем Барклай-де-Толли организовал контратаку: на левом фланге наступал 3-й корпус, на правом австрийцы обходили позиции французов, а в центре была выстроена грандиозная батарея из ста орудий. Когда Вандамм понял, что окружен, то принял решение выходить из боя и пробиваться назад, кавалерийская бригада Корбино смогла смять противостоявшие ей части, изрубить артиллерийскую прислугу и вырваться из кольца, многие солдаты небольшими группами по горным тропам старались ускользнуть, но многие сдались вместе с самим командиром корпуса генералом Вандаммом. Всего было взято в плен около 10 тысяч человек.

Эта победа сыграла решающую поворотную роль во всей кампании 1813 года, недаром Барклай-де-Толли был награжден военным орденом Святого Георгия I степени и стал вторым за всю историю полным его кавалером (первым был Кутузов). Король Прусский, восхищенный мужеством русских солдат в бою 29 августа, повелел наградить их всех только учрежденным орденом Железного креста, но позже решили, что столь массовое награждение девальвирует эту награду, и было решено, что это будет особый знак, все его отличие, впрочем, от «настоящего» ордена было в отсутствии на нем королевского вензеля. Впрочем, и эту награду получили не все: во-первых, она досталась только солдатам и офицерам гвардейской дивизии, сражавшимся при Кульме, а про солдат пехотных полков 2-го корпуса забыли, во-вторых, раздавали «кульмский крест» по окончании войны, в 1816 году, когда из 12 тысяч представленных к награде ее смогли получить только 7131 человек. Остерман-Толстой получил орден Св. Георгия 2-й степени, а также король Прусский наградил его Железным крестом 1-й степени, Ермолов – орден Александра Невского и прусский орден Красного Орла.

Сражение при Лейпциге 16–19 октября 1813 года

В сентябре Наполеон был вынужден перенести центр своих операций в Лейпциг, оставив в Дрездене корпус Сен-Сира, оборонять столицу Саксонского королевства. Северная армия Карла-Юхана и Силезская армия Блюхера обошли левый фланг французов и, переправившись через Эльбу, направлялись к Лейпцигу, с юга туда же двигалась Богемская армия Шварценберга.

Бонапарт собирался под Лейпцигом нанести поражение сначала одной, затем другой армии союзников,

он рассчитывал на победу в решающем сражении, полагаясь на свое мастерство, а также на трудности противника в координации действий армий на большом расстоянии, хотя общее превосходство в силах было на стороне союзников.

Наполеон располагал примерно 190 тысячами человек, армии союзников подходили одна за другой. 15 октября с севера выдвинулась Силезская армия (60 тысяч) и с юга Богемская армия (130 тысяч), Бонапарт имел все шансы одержать победу. На северном направлении он выставил два корпуса (Мармона и Нея), небольшой корпус Бертрана, прикрывал путь отступления к западу от Лейпцига, а основными силами атаковал Богемскую армию к югу от города. 16 октября французы нанесли удар по союзникам, особенно кровопролитные бои проходили за деревни Вахау, Либертвольквиц и Марклееберг (сейчас находятся уже в черте города), которые несколько раз переходили из рук в руки.

Силы Богемской армии были разделены: один корпус (Гиулая) был двинут к Линденау на дорогу, ведущую к западу от Лейпцига, против Бертрана, еще один корпус (Мерфельдта) старался обойти через болотистую равнину французский правый фланг. На направлении главного удара сил не хватало, поэтому уже к середине дня наступил кризис. Австрийцы и русские с трудом удерживали центр позиции. Наполеон, видя это, бросил в атаку кавалерию Мюрата около деревни Вахау,

10 тысяч всадников прорвали центр союзников и устремились к холму, на котором находилось все командование коалиционных сил, включая императора Александра и короля Фридриха-Вильгельма.

Только контратака личного конвоя из лейб-казаков смогла отразить уже выдыхавшуюся французскую кавалерию. Наполеон не смог поддержать успех, достигнутый кавалерией Мюрата. Попытка Мерфельдта обойти фланг Бонапарта не увенчалась успехом, его атаки на Конневиц были отбиты, а сам он попал в плен, по ошибке приняв белые мундиры саксонских войск (союзников Наполеона) за австрийские части.


Встреча русского императора Александра I, австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха Вильгельма III после битвы 1813 года под Лейпцигом

На севере Блюхер предпринял отчаянную атаку на Видериц, который обороняла польская дивизия Домбровского (того самого, про которого поется в польском национальном гимне), и Мекерн, который удерживали французы Мармона. Пруссаки из корпуса Йорка после кровопролитного боя — они потеряли убитыми и ранеными больше трети, — захватили Мекерн, а Домбровский смог удержать свои позиции от атак русского корпуса Ланжерона.

День 16 октября не принес результата ни одной из сторон. Хотя французам удалось несколько потеснить Богемскую армию и занять укрепленные деревни, но в целом она не была разбита, а на севере, напротив пруссаки и русские из армии Блюхера вплотную приблизились к стенам Лейпцига.

17 октября прошел спокойно, но к союзникам подошли серьезные подкрепления – Северная (русско-прусско-шведская) армия Карла-Юхана и Польская (русская) армия Беннигсена. Наполеон накануне вечером направил к союзникам плененного накануне австрийского генерала Мерфельдта с предложением перемирия, соглашаясь на потерю всех своих завоеваний, но не получил никакого ответа. Напротив, союзники сделали вывод о его слабости. На следующий день Бонапарт отвел войска с занятых накануне позиций ближе к Лейпцигу, сократив фронт.

Соотношение сил 18 октября было два к одному: 300 тысяч союзников против 150 французов. Наполеон рассчитывал, тем не менее, выстоять.

Весь день шли бои, которые не привели к серьезным результатам, в дело вступила Молодая гвардия под командованием маршала Удино. Во время сражения саксонская дивизия с развернутыми знаменами покинула французские позиции и перешла на сторону союзников, хотя сам король находился в этот момент в Лейпциге. Нельзя сказать, чтобы это могло послужить причиной поражения Наполеона, поскольку саксонцев было на тот момент чуть более трех тысяч, но сам факт перехода на сторону противника в разгар сражения целого соединения удручающе подействовал на дух войска.

К концу дня французы выстояли, но оставили позиции на севере и востоке и отошли почти к самым воротам города. Было ясно, что дольше удерживать Лейпциг не удастся. Наполеон принял решение отступать. Но для этого ничего не было подготовлено.

19 октября в 2 часа ночи корпуса стали вытягиваться по узкой дороге и переходить на западный берег реки Эльстер по единственному мосту. Союзники не рассчитывали, что Бонапарт начнет отступление, и думали, что сражение возобновится, поэтому также не готовились преследовать отступавших французов. На утро они возобновили атаки города, отход прикрывали корпуса Лористона, Макдональда и Понятовского. Когда союзники ворвались в город, французов охватила паника, в толчее и беспорядке саперы взорвали заминированный мост, около 20 тысяч человек оказались отрезанными и сдались.

Получивший за день до этого маршальский жезл Юзеф Понятовский, спасаясь, бросился в реку и утонул.

Наполеону было нанесено решающее поражение, он вынужден был оставить Германию и отступить на западный берег Рейна, где планировал собрать силы и остановить вторжение уже на французскую территорию. Потери сторон были огромны, ни одно другие сражение наполеоновских войн несравнимо с лейпцигским, прозванным «Битой народов» по масштабу боевых действий, размеру сил, вовлеченных в борьбу, и понесенным потерям.

Французская армия потеряла около 70 тысяч человек, в том числе 15 тысяч пленными, и более 300 орудий. Почти все немецкие солдаты из нее дезертировали, при отступлении потери еще более возросли, в результате во Францию Наполеон привел немногим более 40 тысяч солдат. Союзники потеряли около 50 тысяч человек убитыми и ранеными, почти половина из них приходилась на русскую армию.

Данная серия публикаций является продолжением проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Цикл подготовлен совместно с историческим проектом «Руниверс».

Илья Кудряшов («Руниверс»)

Газета.Ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе