Небесная твердыня

В высокогорьях Йемена специалисты по раскопкам исследуют руины канувшего в Лету большого христианского царства. Находка проливает новый свет на предысторию ислама. Возможно, когда-то в Мекке стояла церковь?

Заповедь «Не сотвори себе кумира» в Аравии с давних времен блюли с особенной строгостью. Едва ли можно найти там статуи калифов или древних царей региона. Еще языческих богов в тамошних песках в основном почитали как существ, не имеющих образа и вида. Известно, что Мухаммед носил бороду, но портретов не сохранилось.

И все-таки в Йемене обнаружилось суетное произведение человеческого самолюбования: фигура, высеченная в камне, по всей видимости, в эпоху пророка Мухаммеда.

В Зафаре, расположенном в 930 км к югу от Мекки, гейдельбергский археолог Пол Джул исследовал рельеф высотой 1,7 м с изображением мужчины с цепочками, кудрявыми волосами и большими круглыми глазами. Джул датирует это изображение примерно 530 годом .

На протяжении двенадцати лет ученый вел раскопки в высокогорьях Йемена — в последнее время в условиях, сопряженных с опасностью для жизни. В ходе последней археологической миссии он похудел на 8 кг; его оборудование конфисковали.

Однако удача улыбнулась ученому: он смог вывезти описания своих находок и отдельные обломки и фрагменты в Германию — в Гейдельберг. Вывод, к которому приходит Джул: Зафар был центром конфедерации арабских племен, контролировавших территорию в 2 млн км2. Их влияние простиралось до Мекки.

Еще больше удивляет другое: в этом горном селении жили цари, которые апеллировали к Библии. «Коронованный мужчина», изображенный на рельефе, тоже был христианином.

В статье, написанной для специализированного журнала Antiquity, Джул анализирует изображение загадочного мужчины в длинном одеянии. Он стоит босиком, что типично для коптских святых. В левой руке держит сплетенные ветви – символ мира. Посох имеет поперечную перекладину — своего рода крест. Голову венчает корона, какую носили христианские правители древней Эфиопии.

Все это свидетельствует: необычное круглое лицо принадлежит потомку африканских завоевателей, видимо, осуществивших одну из самых отважных десантных операций древности.

В 525 году н.э. крещеный негус Эфиопии Аксума послал свой флот к другому берегу Красного моря. Солдаты и боевые слоны поплыли на Восток на несмоленых плотообразных судах, чтобы распространять Евангелие. В последующие десятилетия эта армия завоевала обширные территории Аравии.

Первый удар был нацелен на столичный Зафар. Город, подобно небесной твердыне, располагался на высоте 2800 м над уровнем моря на потухшем вулкане. Длина его стен, изобиловавших башнями и набатными колоколами, составляла 4,5 км. В нем жили около 25?тысяч человек.

В III—V веках царство смогло быстро возвыситься до уровня региональной сверхдержавы, объясняет Джул. Тамошние купцы торговали сандаловым деревом с Цейлона и корнем валерианы из Персии. Государство контролировало Аденский порт, в который заходили суда торговцев пряностями из Индии. К этому добавлялся ладан собственного производства. Как следствие люди жили в роскоши и не знали забот. Джул обнаружил амфоры для вина, остатки благородных смесей специй для рыбных блюд, руины дворцов, украшенных изображениями сфинксов и львов.

Структура общества в Зафаре тоже была своеобразной. В городе имелась большая еврейская община, что доказывает печать с ковчегом Торы и надписями на иврите. Вместе с тем там были и христиане: в 354 году они построили церковь. А в переулках жили арабы, поклонявшиеся древним кумирам.

Впрочем, мирное мультикультурное сосуществование в скором времени закончилось. В V веке напряженность усилилась. Через арабский мир пролегла линия фронта.

«Империалистам во имя Христово» противостояло персидское государство сасанидов с войском из облаченных в доспехи бородачей и лучников. В союзе с этой властью состояла часть евреев, которые десятками тысяч жили в оазисах.

Восток против Запада – в это блоковое противостояние оказались вовлеченными все, в том числе и Зафар. Чтобы остановить распространение христианства, отдельные арабские цари стали переходить в иудаизм.

В итоге их примеру последовал весь правящий класс; мужчины получали имена Йегуда или Юсуф.

И вот они взялись за оружие. Около 520 года нашей эры нападению подверглась христианская колония Наджран с ее церквями и монастырями. Многие верующие погибли в результате массовой бойни. Шокирующее известие об этом докатилось до Европы.

Спираль насилия стала вращаться быстрее. Озлобленные византийцы и их темнокожие союзники в Африке жаждали мести. Царь Эфиопии Калеб (носивший золотые украшения в волосах и разъезжавший на колеснице, запряженной слонами) перешел в контрнаступление.

Если верить этим источникам, то первая морская кампания окончилась жалким провалом. Только после того как в 525 году Византия предоставила эфиопам дополнительные военные корабли, высадка на другом берегу Красного моря увенчалась успехом.

Как раз к этому времени относится создание рельефа с «коронованным мужчиной» из Зафара. Джул считает, что авторами изображения были эфиопы, и усматривает в нем христианский сюжет.

Но завоеватели не ослабляли напор. В скором времени религиозный воитель Южной Аравии Абраха установил контроль над новыми территориями. В городе Нисибис (территория современной Турции), расположенном в 2500 км, он намеревался освободить епископов, которых держал в неволе персидский неприятель. Одновременно Абраха начал своего рода духовную кампанию: восстановил разрушенные церкви в Наджране, построил новые в Марибе и Адене.

Самый красивый храм он построил в Сане: с позолоченными дверями и троном из черного дерева и слоновой кости. Через алебастровую плиту в куполе по утрам внутрь падали лучи солнца. Византийцы помогали в реализации архитектурного замысла, присылали ремесленников, мрамор и мозаики. Результатом этого сотрудничества стало чудо строительного искусства, какого доселе не было во всей Аравии.

После победного шествия ислама в VII веке христианский храм снесли и разобрали на материалы, а на его месте построили мечеть — частично использовав колонны разрушенной церкви, как выяснила бамбергский археолог Барбара Финстер. Отдельные шедевры мозаики – в качестве трофеев – вывезли в Мекку.

Вражда между Саной и Меккой якобы тлела с самого начала. Средневековые знатоки Корана утверждали, что Абраха кичливо воздвиг свою церковь, дабы отвлечь паломников от Каабы.

Другой исламский источник рассказывает, как произошла ссора: некий житель Мекки справил в конкурирующем святилище нужду, после чего разгневанный Абраха послал слонов, чтобы разрушить Каабу. Как следует из толкования 105-й суры, это не удалось лишь потому, что Аллах «вооружил» стаю птиц «каменьями из обожженной глины», которые градом сыпались на армию христиан.

Что это: благочестивый вымысел? Как бы то ни было, есть исторические подтверждения того, что Абраха в 551 году от Рождества Христова вел близ Мекки боевые действия против непокорных арабских племен, о чем свидетельствует и текст на скале. Некоторые западные историки считают эту дату истинным годом рождения Мухаммеда: ученый Ибн Исхак, автор самой ранней его биографии, указывает, что пророк Корана родился в «год слона».

Но вот что странно: каракули на скале можно истолковать так, что часть племени курайшитов (из которого происходил пророк) воевала на стороне христиан. Кем они были – союзниками? И, может, Мухаммед появился на свет в городе под сенью креста? Соответствующие указания имеются. В старейшей хронике Мекки, составленной арабским историком аль-Азраки, упоминается христианское кладбище. В древней Аравии причудливо переплетались друг с другом три авраамические мировые религии. В конечном итоге победа осталась за Кораном.

Но многое покрыто мраком. Заглянуть за завесу тайны оказывается непросто еще и потому, что рождение ислама пришлось на время крайней нужды. Данные климатических исследований, проведенных в сталактитовых пещерах Омана, подтверждают, что на юге Аравийского полуострова в середине VI века царила необычайная засуха. К этому добавляется эпидемия чумы, начавшаяся в 541 году и охватившая весь Ближний и Средний Восток. За ней последовали другие эпидемии, унесшие многие тысячи жизней.

Вероятно, такое ужасное стечение обстоятельств и предопределило гибель Зафара. «Хрупкая экосистема высокогорья» катастрофически пострадала от засухи, полагает Джул. Скот издыхал от жажды, хлеб не родился.

Насколько верна его догадка? Трудно сказать. Во всяком случае, жизни маленького Мухаммеда тоже угрожали болезни и голод. Ибн Исхак рассказывает, что его кормилица очень тревожилась, когда пришло время возвращать мальчика назад в его родной город. Причина тому –«чума в Мекке».

АВТОР: МАТТИАС ШУЛЬЦ , ЖУРНАЛ DER SPIEGEL

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе