Император Николай II у мощей святителя Димитрия Ростовского

Со второй половины XVIII века самой знаменитой обителью Ярославской епархии и новым духовным центром Ростова становится Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. Фотография П. Н. Рубцова


Его стремительное возвышение напрямую связано с канонизацией и прославлением митрополита Димитрия, избравшего местом своего погребения именно этот монастырь.


Святитель Димитрий Ростовский. Роспись алтаря Димитриевского храма Спасо-Яковлевского монастыря. XIX век


Митрополит Димитрий (1651 — 1709) – глава Ростово-Ярославской епархии, известный проповедник и духовный писатель. Уроженец Киевской земли, завершивший свою жизнь в Ростове. Его жизнь была целиком посвящена служению Церкви — в возрасте 17 лет принял монашество, был проповедником и настоятелем многих монастырей, создал грандиозное церковное произведение — собрание житий святых, управлял древней и знатной Ростовской архиерейской кафедрой. Он был наделен обилием творческих талантов — прославился как духовный писатель, историк, богослов, драматург. Оставил после себя огромное литературное наследие.


Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского. Издание XIX века


Милосердный, смиренный, чистый сердцем, не протяжении всей своей жизни он служил высоким нравственным образцом. Огромный нравственный посыл, заложенный в его творениях, в первую очередь — в Четьих Минеях, снискал ему славу воспитателя человеческих душ.

Митрополит Димитрий выбрал Яковлевский монастырь местом своего погребения, что было подтверждено в его завещании. 28 октября 1709 года он скончался и был похоронен в избранной им обители.

В сентябре 1752 года состоялось обретение мощей митрополита Димитрия, спустя пять лет, в апреле 1757 года, он был канонизирован. Причисление митрополита Димитрия к лику святых стало первой канонизацией в истории Русской Православной Церкви синодального периода. Ростовский владыка стал первым святым России Нового времени.

Погребение владыки в монастырском соборе и обретение его мощей, канонизация святителя и широчайшее распространение его почитания явились залогом процветания Яковлевского монастыря. Рядовая, мало чем примечательная провинциальная обитель в одночасье превратилась в один из известнейших монастырей страны, хранивший великую святыню.


Серебряная рака св. Димитрия, изготовленная по указанию императрицы Елизаветы Петровны. Именно в эту раку происходило переложение мощей святителя во время посещения обители Екатериной II


Сюда, к чудотворным мощам святителя Димитрия устремлялось множество паломников. В их числе оказалось немало представителей царствующего рода. Так открылось паломничество в Яковлевский монастырь представителей Царствующего дома Романовых.

Эту традицию заложила императрица Екатерина II, прибывшая в Яковлевский монастырь в 1763 году на торжества переложения мощей святителя в серебряную раку.


Портрет императрицы Екатерины II


После нее в XIX — начале XX столетий на богомолье здесь побывали почти все русские императоры и многие великие князья и княгини. К настоящему времени документально подтверждены 20 фактов посещений Спасо-Яковлевского монастыря членами императорской фамилии: 6 раз сюда приезжали правящие государи и государыни, однажды — вдовствующая императрица, 13 раз — великие князья и княгини. В период с 1763 по 1916 годы, то есть за 150 лет, здесь побывали четыре императора, три императрицы и более двадцати представителей великокняжеского рода. Двукратно монастырь посещали императрица Екатерина IIи император Александр II, трижды — великая княгиня преподобномученица Елизавета Федоровна.

Особо памятным для монастыря было прибытие императора Николая II, которое произошло 22 мая 1913 года и оказалось последним посещением обители последним российским императором.


Альманах, выпущенный к 300-летию Дома Романовых. 1913 год


В 1913 году Российская империя отмечала 300-летие воцарения дома Романовых. В рамках юбилейных торжеств была организована поездка императорской семьи по Нижегородской, Костромской, Ярославской и Московской губерниям для посещения мест, связанных с избранием на царство первого представителя нового царствующего рода — царя Михаила Федоровича. В маршрут этого путешествия был включен и Ростов — древнейший город Ярославской губернии.


Император Николай II. Около 1907 года


В дневнике, который вел император Николай Александрович, его впечатлениям о посещении Ростовских святынь отведены несколько скупых строк. «22-го мая. Среда. В 10 ч. прибыли в Ростов.Аликс очень устала и, кроме того, у нее сделалась ангина, так что она пролежала весь день. После встречи поехал с детьми в автомобиле в древний город Ростов-Великий. Посетил Успенский собор, слушал знаменитый звон колоколов, прошел по Кремлевской стене в Белую палату и Княжьи терема, осматривая по пути внутренние церкви. Возвращаясь в поезд, остановились у церкви Благовещения, где явилась в 1910 г. чудотворная икона Умиления Божией Матери. После завтрака снова поехал в город и осмотрел Яковлевский монаст. на берегу озера Неро и в 3 вер. старую деревянную церковь Иоанна Богослова на Ишне. Возвратился в поезд с детьми в 4?. Пил чай и занимался. В 6? с дочерьми отправился в Кремль в красивую церковь Воскресения Христова, ко всенощной. Покинули Ростов в 8 час.»


Ростовский Успенский кафедральный собор. 22 мая 1913 года


Однако и для города, и для монастыря этот день был долгожданным и значительным. К нему долго и тщательно готовились. Заблаговременно были отобраны объекты показа. Местами посещения государя должны были стать кафедральный собор, Ростовский кремль и экспозиции Музея церковных древностей, Спасо-Яковлевский монастырь и два храма XVII века — городская церковь Благовещения и сельская церковь Иоанна Богослова в окрестностях Ростова. Заранее был проложен маршрут передвижения и разработан церемониал встречи.


Император Николай II в Спасо-Преображенском монастыре. Ярославль, 21 мая 1913 года


Программа знакомства императора с Ярославлем, к слову, была гораздо более насыщенной, что неудивительно, принимая во внимание разницу в масштабе и значении городов. В Ярославле высоким гостям собирались показать кафедральный собор, архиерейский дом в Спасском монастыре, Казанский монастырь и два храма XVII века — Ильи Порока и Иоанна Предтечи, о которых, кстати, государь отозвался, что они «одна другой краше и лучше». Императора ожидало знакомство с приютом для сирот, основанным в честь 300-летия Царствующего дома и специально организованной выставкой, наглядно демонстрирующей достижения губернии в области сельского хозяйства, ремесла и промышленности, поездка в Толгский монастырь и, наконец, визит на светский раут в дворянское собрание.

В Ростов императорская семья должна была прибыть поездом, направляющимся из Ярославля в сторону Москвы, так что встреча и проводы высоких посетителей проходили на Ростовском вокзале. Последующие передвижения по городу осуществлялись на автомобилях.


Императорская семья в Казанском монастыре. Ярославль, 21 мая 1913 года


Готовясь к прибытию императора, Ростов преобразился, правда, не весь, а лишь та его часть, которую государю собирались показать. Отремонтированы, вычищены и заново выкрашены были фасады тех домом, которые располагались по пути его следования. Аналогичным образом, ремонт коснулся только тех улиц, по которым должен был проехать императорские автомобили, они были выровнены и засыпаны свежим желтым песком. Непосредственно перед приездом дома были украшены флагами и декорированы гирляндами, сплетенными из зеленых веток.


Ростовский кремль. 
Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год


Итак, качественное улучшение, как наружного облика зданий, так и проезжих мостовых, имело место лишь по маршруту следования императорского кортежа, а именно: от привокзальной площади по Благовещенской улице, далее по бульвару, вдоль здания новой гимназии — в центр города, через Емельяновский ряд и Соборную площадь — к Святым воротам, ведущим к Успенскому собору и бывшему архиерейскому двору. Затем через Каменный мост по бульвару и Покровской улице, до ее пересечения с Рождественской, и по Малой Яковлевской улице — к Спасо-Яковлевскому монастырю, а от него по Московскому шоссе — к деревянной церкви Иоанна Богослова в селе Богослов.


Благовещенская улица в Ростове. 22 мая 1913 года


Спасо-Яковлевский монастырь отнесся к подготовке императорского посещения более серьезно и ответственно. Работы по улучшению внешнего облика обители начались заблаговременно и проводились широким фронтом.

Основное внимание уделялось украшению интерьеров старого Зачатьевского и нового Димитриевского монастырских соборов. В Зачатиевском храме была промыта и отреставрирована настенная роспись, устроены новые рамы и заменены входные двери. В Димитриевской церкви — установлен мраморный помост для новой, второй серебряной раки св. Димитрия и изготовлены мраморные облачения для престолов двух придельных храмов в трапезной.

Завершилась позолота большой главы и замена кровли Зачатиевской церкви. Крыши жилых зданий выкрасили медянкой, а купола храмов покрыли ультрамариновой краской.

Были вычищены и выбелены заново все монастырские здания — храмы, келейные корпуса и ограда, а также все строения, принадлежавшие обители, но располагавшиеся за пределами ее стен — гостиница, школа, несколько флигелей.

Были покрыты асфальтом дорожки центрального монастырского двора. На колокольне появился новый колокол весом в 155 пудов.


Собор Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре. Начало XX века


Специально к царскому приезду приобрели новую ризницу, включающую в себя полное архиерейское облачение для настоятеля, 10 священнических одеяний, 1 архидиаконское, 4 диаконских и 4 пономарских. Чтобы подчеркнуть соответствие отмечаемой дате, 300-летию воцарения дома Романовых — новую ризницу намеренно стилизовали под старину. Имеется свидетельство епископа Иосифа, относительно того, что монастырское духовенство встречало государя в новых облачениях, изготовленных в стиле ростовских церковных одежд XVII века.

В целом, к приезду императора Спасо-Яковлевская обитель преобразилась — главы сияли, стены белели, храмы стали краше, а двор — чище. Однако, следует учесть, что и до начала всех выше перечисленных работ состояние монастыря было более чем удовлетворительным, поскольку в 1909 году он существенно обновил свой облик, готовясь к юбилейным торжествам в честь 200-летия кончины святителя Димитрия.


Встреча императора Николая II на Ростовском вокзале


Императорская семья прибыла в Ростов 22 мая, накануне дня празднования святителя Леонтия Ростовского, день памяти которого издавна считался одним из главных церковных праздников в Ростове. По причине нездоровья императрица Александра Федоровна не смогла или не захотела принять участие в знакомстве с Ростовом, прибыв в город, она так и не покинула свой вагон.


Концерт ростовских колокольных звонов


На соборной площади Ростова Великого


В первой половине дня император с детьми и многочисленной свитой посетил Успенский собор и Ростовской кремль. Сопровождал государя глава Ярославской епархии архиепископ Тихон (Беллавин), будущий российский патриарх, причисленный к лику святых. Император осмотрел собор, поклонился его святыням, обозрел древности ризницы. На Соборной площади специально для гостей был дан концерт колокольных звонов соборной звонницы, исполненных на огромных старинных колоколах, самые тяжелые из которых весили 32, 16 и 8 тонн.


Музей церковных древностей. 
Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год


Затем императору был показан Ростовский кремль — бывшая архиерейская резиденция и расположенный в ее стенах Музей церковных древностей. Государь прошелся по кремлевским переходам, посетил древние храмы, поднялся на смотровую башню, познакомился с музейными экспозициями.

Вторая половина дня, согласно утвержденному регламенту, была посвящена знакомству со Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем.


Епископ Угличский Иосиф Петровых (1872 — 1937)


Основным источником сведений о том, как происходил императорский визит в эту обитель, являются воспоминания ее настоятеля епископа Иосифа (Петровых; 1909 — 1926), первого викария Ярославской епархии. В дальнейшем мы неоднократно будем обращаться к этому ценному документальному свидетельству.

К примеру, вот как яковлевский настоятель описывал ожидание императорского прибытия: «За час до приезда государя зычный колокол монастыря оповестил всех о приближении отрадной минуты. … Богато убранный коврами древний Зачатиевский собор, только что промытый сверху до низу и освященный тремя паникадилами со свечами воску яраго, выглядел чрезвычайно уютно и празднично-весело. Скоро подготовительная суета повсюду улеглась, и воцарилась священная тишина и благоговейный трепет ожидания. Тихо-тихо стало в храме. Только весело потрескивали свечи кругом, да гудел вдали неусыпный страж монастырской звонницы, с каждым ударом оповещая о большей и большей близости царственных богомольцев».


Собор Зачатия св. Анны Спасо-Яковлевского монастыря. 
Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год


Спасо-Яковлевская обитель встретила царскую семью колокольным звоном. Императорский автомобиль въехал в монастырь и остановился у входа в Зачатиевский собор, на ступенях которого Николая II встретил епископ Иосиф.

У мощей св. Димитрия был отслужен молебен. Особое внимание Николай Александрович обратил на древнюю стенопись собора. Это неудивительно, учитывая, что незадолго до своего приезда в Ростов, он пожаловал Спасо-Яковлевскому монастырю три тысячи рублей, специально предназначенных на промывку этих фресок. Императора заинтересовали каменный иконостас и серебряная рака святителя Димитрия.

На паперти Зачатиевского храма царская семья остановилась у гробницы старца Амфилохия, более 40 лет служившего гробовым иеромонахом при мощах святителя Димитрия.

Из Зачатиевского собора император с детьми в окружении свиты спустились в Воскресенскую церковь, расположенную в подклете Яковлевского храма. Основанная немногим более года назад, эта церковь была устроена как своеобразный храм-реликварий, содержащий копии основных христианских святынь, главным из которых являлось подобие Гроба Господня. Оно и привлекло к себе особое внимание государя. Как писал епископ Иосиф: «Несмотря на очень узкий вход в пещерку Гроба, вся царская семья с государем одновременно взошли туда и долго-долго оставались там в умиленно-молитвенном настроении. Освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление, перенося мысль к подлинным местам и обстановке смерти и погребения Спасителя».

Покинув Воскресенский храм, император Николай Александрович с детьми через Водяные ворота вышли на берег озера Неро.


Император Николай II с детьми в Спасо-Яковлевском монастыре. 22 мая 1913 года


Затем высокие гости посетили Димитриевский собор. Его огромные размеры и необычное решение интерьера, иконостас в виде большой триумфальной арки — несомненно, привлекли к себе их внимание.


Интерьер собора св. Димитрия Ростовского. 
Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год


Здесь находились перенесенные из ризницы и выставленные на обозрение государя реликвии монастыря, в том числе личные вещи и рукописи св. Димитрия. Наряду с прочими раритетами, государю был показан небольшой 4-х пудовый колокол, называемый «царским», подаренный обители в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем.


Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. 
Фотография П. Н. Рубцова


В память о посещении монастыря императору были поднесены иконы, финифтяные портреты, фотографии и книги. После осмотра Димитриевского храма царская семья под колокольный звон покинула монастырь.


Церковь Иоанна Богослова на реке Ишне. 
Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год


Демонстрация ростовских достопримечательностей завершилась посещением деревянной церкви Иоанна Богослова на реке Ишне. Храм, построенный в конце XVII столетия, сохранил и интерьер, и атмосферу старинного памятника.


Воскресенский храм Ростовского кремля. 
Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год


После небольшого отдыха в поезде вечером император вернулся в Ростовский кремль для того, чтобы присутствовать на праздничной всенощной накануне праздника Вознесения Господня, которую специально для него отслужили в особенно понравившейся ему Воскресенской церкви. Этот храм, украшенный первоклассными фресковыми росписями, действительно, необычайно красив, в его уникальном убранстве воплощен дух старины.

В восемь часов царский поезд отбыл из Ростова, продолжая свой путь к Москве.


Императорская семья. 1913 год


Подведем некоторые итоги. Как известно, путешествие императорской семьи по местам, связанным с призванием на царство основателя династии и совершенное в память 300-летия этого события имело явную историческую направленность. Это было своеобразное погружение в прошлое, попытка приобщиться или хотя бы приблизиться к временам воцарения династии, к эпохе первых Романовых. Неслучайно и в Ростове, и в Ярославле государю показывали храмы XVII века.

Что же касается Спасо-Яковлевского монастыря, в полной мере соответствовать этой историчности ему было затруднительно, поскольку его расцвет, его святыни и достопримечательности относились к новой эпохе. Однако и здесь он не остался в стороне — государя встретила братия, облаченная в новые одежды, изготовленные в старинном стиле, императору были показаны древние росписи старого собора, специально для этого промытые и подновленные. Можно сказать, что демонстрируя себя, монастырь сделал опору на свои главные святыни, а также царские и императорские вклады, такие как серебряная рака, царский колокол и другое.


Памятка в честь 300-летия Дома Романовых. 1913 год


Спасо-Яковлевский стал единственной ростовской обителью, выбранной для посещения императором Николаем II. К этому событию монастырь был тщательным образом подготовлен. Обновление всех фасадов, позолота главы, ремонт и окраска кровель, промывка стенописи в старом соборе, укладка дорожек потребовали немалого времени и значительных средств. Все подготовительные работы организовал епископ Иосиф, он же встречал высоких гостей и сопровождал их при осмотре монастырских достопримечательностей, которые, судя по свидетельству настоятеля, произвели на императора должное впечатление, особенно новый Воскресенский храм и копия Гроба Господня — гордость епископа Иосифа.

Важно подчеркнуть, что со второй половины XVIII века Спасо-Яковлевский монастырь посещался членами императорской фамилии чаще, чем Успенский собор и другие старинные монастыри города. В целом, это свидетельствует о смещении ценностных ориентиров с древних святынь на новые реликвии, средоточием которых в Ростове и, шире, — в Ярославской епархии стал Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, принявший на себя функции нового духовного центра и Ростова, и всей епархии.


Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. 
Фотография П. Н. Рубцова


В завершении приведем одно любопытное хронологическое совпадение. Как уже упоминалось, первым императорским посещением Яковлевского монастыря явилось прибытие сюда императрицы Екатерины II, последним стал приезд императора Николая II. Между этими событиями прошло ровно 150 лет, практически день в день…

*

Сегодня, как и в прошлые времена, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь является главным центром почитания святителя Димитрия Ростовского. Подтверждением этому является проект «Просветительская мобильная выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского»[1],который в 2018 году осуществляет Спасо-Яковлевский монастырь с целью привлечения внимания наших современников к личности и наследию святителя Димитрия — «нового и великого чудотворца», как поется в посвященном ему акафисте.


Афиша сайта «Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, труды, эпоха»


Составными частями этого большого проекта являются яркая интересная выставка, которая с успехом демонстрировалась в течении мая — ноября этого года в разных городах Ярославской области, а также новый красивый информативный сайт о свт. Димитрии (www.dimitryrostovsky.ru), на котором впервые обобщен обширнейший материал о ростовском святителе ( на сайте более 500 публикаций) — небесном покровителе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.


[1] Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 93-рп.

Автор
ВИДЕНЕЕВА АЛЛА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе