30 сентября 2010 ● Антонова Екатерина
Чем не угодил советской власти МХАТ Второй
Другой МХАТ. Издательство Московского Художественного театра выпустило плод многолетнего исследовательского труда — книгу «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии». Она возвращает в русскую культуру театр, разгромленный в 1936 году. Чем он не угодил советской власти — узнавал The New Times
5 марта 1936 года в старом театральном здании слева от Большого театра царил разгром. На главной зрительской лестнице были свалены бумаги, книги, рисунки. Уже вынесли из фойе фотографии артистов, и на гвоздях болтались оборванные веревки. Среди разрухи ходили потерянные артисты и служащие МХАТа Второго. Подбирали что могли. Но многое все равно осталось валяться прямо на лестнице и в фойе, а уже к вечеру все было вынесено на помойку. В здание вселялся новый театр — Центральный детский.
А еще 29 февраля (год был високосный) здесь играли «Мольбу о жизни» с Софьей Гиацинтовой и Иваном Берсеневым в главных ролях, и публики было столько, что зал не мог всех вместить. В Москве уже знали, что МХАТ Второй закрывают, но до конца не верили: да, критики на театр нападали, но были и хвалебные рецензии, а в 1934-м при театре и вовсе открыли театральный техникум, набрали 30 студентов. Теперь звучали другие песни: «чуждый по духу», «упадочный», «неосновательный»...