Александр III: "Никакой другой политики не может быть у нас, как что русской, национальной"

К концу 2023 года флоту России будет передан атомный подводный крейсер стратегического назначения "Император Александр III", вооруженный ракетами "Булава".

Сейчас он проходит заводские испытания и готовится к выходу в море.


Подводная лодка носит имя человека, когда-то сказавшего: "У России есть только два союзника - ее армия и флот". Следуя своим убеждениям, император всей своей политикой поддерживал внутреннее развитие страны, понимая, к каким последствиям может привести ставка на иностранных друзей, элиты или капиталы. Об этом рассказывает доктор исторических наук Юлия Кудрина:


- В высочайшем указе императора Александра III министру финансов от 16 августа 1890 года подчеркивалась необходимость "равномерного ограждения и оживления всех отраслей промышленности".

В статье "Подъем русской промышленности в царствование императора Александра Александровича", опубликованной 20 октября 1894 года в газете "Новое время", Д.И. Менделеев высоко оценил роль императора в развитии русской промышленности. По словам ученого, Александр III понимал, что развитие промышленности "было одним из главных приемов "умиротворения России".

"Царствование Александра III, - писал в статье Менделеев, - навеки будет блистать тем, что поставило интересы русской промышленности на самый первый план среди сложнейших задач руководителя обширнейшей монархии, как царствование Александра II блещет освобождением крестьян" .

На гробе покойного императора лежало много драгоценных венков, но самым прочнейшим, по словам Д.И. Менделеева, был венок от русских промышленников.

"Свободы крестьян, - писал Менделеев, - давно и долго ждали не одни крестьяне, но и весь образованный мир, а ее осуществление составило блестящий и всем сразу видимый исторический момент. Не таково, от многих еще скрытое, развитие русской промышленности. Она, дело более новое, она результат сложных усилий прогресса и во многих умах еще не уложилась мысль о том, что без нее нельзя двигаться вперед, что с нею связаны теснейшим образом и общий мир, и вся будущность человечества, - словом, ее значение еще многие не разумеют в должной мере, и только здравый ум крестьянина давно ждет преумножения своих заработков на фабриках и заводе, дающих новую жизнь целой окружности, и давно чует, что избыток его сил может найти полезное приложение, не отрываясь от земли, только при повсеместном распространении всяких видов промышленности".

Подчеркивая роль императора Александра III в развитии промышленного дела в России, Менделеев писал: "… надо было громко, со всею русскою силою сказать: пора развиться русской промышленности, как залогу экономической независимости и зрелости и как средству к достижению возможного народного благосостояния, просвещения и всяких видов прогресса; пора направить русские силы на покорение обильной природы страны, вывести ее из эпохи земледельческой в более сложную - промышленную, совершенно неизбежную по строю развития всего образованного мира. Своевременно сказал это Александр III в своих мероприятиях и предначертаниях, и в голосе Хранителя мира все поняли заветную и твердую мысль народную, - коренное дело, занимающую отныне Россию.

Ожесточенная борьба с либералами-западниками, выступавшими за внедрение иностранного капитала и политического влияния в важные сферы жизни пореформенной России, которые могут привести к экономической зависимости России от западных стран, коснулась и промышленной сферы.

Огромный толчок развитию промышленности в России дал принятый в 1891 году по указанию и с одобрения императора Александра III новый таможенный тариф. В его основу лег разработанный Д.И. Менделеевым институционно-хозяйственный труд "Толковый тариф или последования развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом". Его суть сводилась к установлению пошлины на экспортные и импортные товары с учетом их влияния на развитие производительных сил России, благоприятствования экономическому росту, развитию производства или противодействия ему". Менделеев предлагал установить пошлины на экспортные и импортные товары с учетом их влияния на развитие производительных сил России. С особой осторожностью, по мнению ученого, надо было подходить к вопросу привлечения для развития промышленности и сельского хозяйства иностранного капитала. Менделеев считал, что иностранному капиталу "нельзя было давать какие-либо права, кроме процентов".

При содействии министров Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте для достижения поставленной цели императором Александром III были проведены следующие мероприятия:

1) прогрессивная таможенная политика;

2) торговые договора с другими странами;

3) повышение производительности фабрично-заводского труда;

4) важные мероприятия, проведенные императором с целью привлечения в промышленность отечественного капитала.

В 1892-1893 годах в годы царствования Александра III в России произошел огромный промышленный подъем - самый большой за весь капиталистический период ее развития. Подъем имел место во всех отраслях промышленности. Большая заслуга в этом принадлежит русским предпринимателям того времени, среди которых были выходцы из самых разных классов и сословий. Из крестьян вышли П.И. Губонин, Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гучковы, Коноваловы. Из купцов: А.И. Мамонтов, А.И. Абрикосов, Бахрушины, Солдатенковы, Алексеевы. Из дворян: Бобринские, Браницкие, Потоцкие, Шиповы, фон Мекк и другие. Помимо высоких деловых качеств, личной предприимчивости и трезвому расчету многие из них были присущи высокие нравственные, моральные качества, глубокая религиозность и патриотизм. В памяти России они остались не только как крупные хозяйственники, но также как меценаты и благотворители.

Ежегодный промышленный прирост в последние годы царствования Александра III был равен десяти процентам, а в тяжелой промышленности доходил до двадцати процентов. Россия постепенно преодолевала свое техническое отставание.

Индустриальное развитие в те годы шло в России более быстрыми темпами, чем в Германии или в Америке, несмотря на наблюдавшийся там промышленный подъем.

Развивалась горно-металлургическое производство, имело место становление металлургической базе в Донецке, Криворожье и Приднепровье, развивалась нефтяная промышленность в Баку, судостроение, производство сельскохозяйственных орудий.

В стране наблюдался также рост судостроений, производства сельскохозяйственных орудий.

Потребность промышленности вызывали спрос на металл, уголь, нефть, паровозы, вагоны, росла российская металлургия. Изобретения Г. Бессемера и П. Мартена стали известны на весь мир.

Продукция всей крупной промышленности за время подъема 90-х годов XIX века почти удвоилась. Выплавка чугуна в стране за годы царствования Александра III увеличилось на 159%, стали на 95%, добычи нефти на 1463%. В 1890 году Коломенский завод начал поставлять русские паровозы на внешний рынок. Распоряжение императора о необходимости государственных вложений в строительство железных дорог и последовавший после этого приток иностранного капитала привели к ускорению индустриального развития России.

Несмотря на значительные инвестиции иностранного капитала, в первую очередь французского и бельгийского, доля отечественных капиталовложений в 1893 году в два раза превосходила зарубежные инвестиции.

Покровительственный характер политики Александра III наиболее ярко проявился весной 1887 года в запрещении строительства экспертного нефтепровода Баку - Батуми, проект которого был выдвинут иностранными концессионерами и поддерживавшийся некоторыми высшими сановниками России. В результате этого бакинская нефть пошла не за границу, а по Каспию и Волге в центрально-промышленные районы России.

В последние годы царствования Александра III Россия перегнала США по добыче нефти. При этом 9/10 производства горюче-смазочных продуктов потреблялось внутри страны.

B 1891 году в десять раз были повышены вывозимые пошлины на нефть. Так поднималась российская экономика . По мере капиталистического развития страны нарастало непосредственное государственное вмешательство в экономическую жизнь, сторонником которого был император Александр III. Менделеев считал, что развитие промышленности должно было создавать условие "развития общественности, числа жителей, наук и потребностей" .

Огромной была созидательная роль Александра III в освоении Сибири и Дальнего Востока. Д.И. Менделеев в "Заветных мыслях" по этому поводу писал: "Внимание наше к ним (сибирским, дальневосточным проблемам - Ю.К.) обратилось только после того, как Миротворец Александр IІІ, провидевший суть русских и мировых судеб более или далее многих своих современников, решил, что надо всеми способами покровительствовать развитию всех видов промышленности в свое стране, и как можно скорее, с двух сторон, повелел строить Великую Сибирскую Железную дорогу, чтобы связать Россию с теми берегами Тихого океана, где нет ни полярных льдов, ни стесняющих проливов в чужих руках… Только неразумное резонерство спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чисто русское дело, теперь же, когда путь выполнен, когда мы крепко сели на теплом и открытом море и все взоры устремлены на него, всем стало ясно, что дело здесь идет о чем-то очень существенном, что тут выполняется наяву давняя сказка" .

В 1892 году Александр III назначил С.Ю. Витте сначала министром путей сообщения, а затем министром финансов. Из воспоминаний С.Ю. Витте: "Когда я сделался министром путей сообщения, в феврале 1892 года во время одного из моих первых докладов императору Александр III высказал мне свое желание, свою мечту, чтобы была выстроена железная дорога из европейской России до Владивостока. Мысль эта глубоко засела у императора Александра III, и еще до моего назначения министром, он постоянно толковал о сооружении этой дороги..."

Витте, как и Менделеев, подчеркивал, что эта идея не встречала особенного сочувствия в высших государственных сферах. 6 ноября 1892 года С.Ю. Витте представил императору Александру III доклад "О способах сооружения Великого Сибирского железнодорожного пути". В докладе, в частности, говорилось: "Принимая протяжение Сибирской железной дороги от Челябинска до Владивостока круглым числом в 7.100 верст и полагая, что эта дорога приблизит к европейской России только прорезываемую ею полосу не свыше стоверстного расстояния от линии пути в обе стороны, то и в таком случае, благодаря железной дороге, в новые условия существования становится территория в 1.420.000 квадратных верст, превосходящая Германию, и Австрию, и Венгрию вместе взятых, с добавлением Голландии, Бельгии и Дании... Этот путь соединит через Россию с Европой 400 миллионов китайцев и 35 миллионов японцев...".

Сооружение Сибирской железной дороги "ставит ее в ряд мировых событий, которыми начинаются новые эпохи в истории народов, и которые нередко вызывают коренной переворот установившихся экономических отношений между государствами".

Император Александр III проводил целенаправленную политику освоения Сибирских просторов России и ставил задачу переселение части населения в эти неосвоенные богатые земли России.

После создания 21 ноября 1892 года Комитета Сибирской Железной дороги, председателем которого по предложению С.Ю. Витте был назначен цесаревич Николай Александрович дела пошли в гору. Более 2,5 тыс. километров пути в 90-е годы XIX века сдавалось в год. В конце XIX века длина железнодорожной сети составляла уже 53,2 тыс. км. Из общего протяжения вновь выстроенных железнодорожных линий в 25.060 верст за счет казны было выстроено 10.910 верст, а за счет частного капитала - 14.150.

За счет казенных вливаний строились железные дороги - Великий Сибирский путь и линии стратегического направления, т.е. те которые не могли окупать себя в ближайшее время. Частный же капитал вкладывался в те железнодорожные линии, окупаемость которых не вызывали каких-либо долгих временных сроков.

19 мая 1891 года цесаревич Николай Александрович, направленный отцом на Восток, заложил во Владивостоке начало Уссурийской железной дороги, идущей из Владивостока в Хабаровск.

Символическое открытие строительства Великой сибирской магистрали было запечатлено в картине, на которой наследник Российского престола везет тачку с землей, а на него спокойно и даже радостно взирает его свита.

В рескрипте на имя наследника император Александр III подчеркнул, что этим Россия начинает активное освоение своих восточных пространств. Недаром на петербургском памятнике "создателю Великого Сибирского пути" император Александр III был одет не в порфиру, а в форму кондуктора железной дороги.

Развивая промышленность, император Александр III заботился о сохранении лесных богатств и природных ресурсов России.

Известный русский писатель А.В. Сухово-Кобылин в дни смерти императора Александра III скажет о нем: "Почивший Государь был единственное явление во всемирной Истории и радостное явление в Славянской России. Он был разумный Самодержец, трудящийся Богач, кроткий Богатырь, тихий и благодушный Повелитель 6-ой части Земного Шара!... Немногие дни Царствования Государя Александра III были для России великими днями могущества и счастья. Величия, трудолюбия и золотая умеренность, т.е. мудрость Императора Александра III поразила весь мир - и все нации Европы с энтузиазмом чествовали Его честнейшую Память..."

Автор
Юлия КУДРИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе