«Русский код развития» Натальи Алексеевны Нарочницкой

Имя Натальи Алексеевны Нарочницкой хорошо известно современному читателю, неравнодушному к жизни Отечества и его будущему. Политик, ученый-историк, общественный деятель, блестящий полемист и аналитик и при этом обаятельная женщина, Наталья Алексеевна обладает высоким авторитетом у огромного числа наших соотечественников, живущих как в России, так и за ее пределами. 

Именно поэтому на презентацию ее новой книги – «Русский код развития», состоявшейся в одном из книжных магазинов Москвы, пришло множество людей самого разного возраста и социального положения – студенты и пенсионеры, предприниматели и ученые. Небольшой зал магазина, со всех сторон стиснутый книжными стеллажами, с трудом вместил всех желающих приобрести книгу и вживую послушать ее автора.


Как призналась сама Наталья Алексеевна, для нее такой опыт общения со своими читателями лицом к лицу – первый. Ради этого она, совмещающая руководство российским Фондом исторической перспективы и Парижским отделением «Института демократии и сотрудничества», выкроила в своем очень плотном рабочем графике два часа, посвятив их почти целиком диалогу со своими единомышленниками и ответам на их вопросы.

Наталия Нарочницкая, Русский код развития. (Серия «Служить России») – М.: Книжный мир, 2013

Но, разумеется, сначала прозвучал ее краткий рассказ о новой книге. Это издание по сути представляет собой сборник статей и интервью Нарочницкой, увидевших свет в 2006-2012 годах, в основном материалов последних полутора лет, в том числе расшифровки радиопередач с ее участием. Ознакомившись с «Русским кодом развития», читатель получит исчерпывающее представление о взглядах Президента Фонда Исторической перспективы на реалии современной политической и общественной жизни. В книге затрагивается множество тем – от различных аспектов глобальной политики и перспектив модернизации России, до узких вопросов истории Второй Мировой войны и современной социальной проблематики. Можно с уверенностью сказать, что это издание – настоящий подарок тем, кому близки взгляды Нарочницкой. Жаль, что так мал тираж книги: всего две тысячи экземпляров.

Как рассказала Наталья Алексеевна, название книги заимствовано из одного ее интервью, в котором обсуждались перспективы развития России и меры, необходимые для правильного развития. «Тогда, – подчеркнула Нарочницкая, – я сказала, что никакие реформы, никакие концепции, никакие умные проекты не будут работать, если мы не будем думать о том, какой народ будет их реализовывать»; и именно тогда прозвучал термин «русский код развития». Она отвергла предположение о том, это словосочетание имеет националистическую окраску: «Я говорю о русском народе без всякого акцента на национальности….Русский народ прошел от Буга до Тихого океана, создал огромное государство, привлек в свою орбиту огромное количество других народов, и это единство держалось не на штыках», – подчеркнула она. Автор книги «Русский код развития» воспринимает русский этнос как основу российской государственности. Русский народ, по ее мнению, является не просто цементирующим началом для других народов нашей страны, как это часто говорится; он – самобытен, самоценен и самодостаточен. Отметив, что существующее определение наших сограждан как «россиян» имеет право на существование, политолог призвала «не бояться называть себя русскими», подчеркнув, что «плохой русский станет плохим россиянином – для него Родина будет там, где меньше налоги».


Поскольку в новой книге рассматриваются различные аспекты не только политической, но и экономической жизни нашей страны, то эта тема в ходе презентации издания также не была обойдена вниманием. Президент Фонда исторической перспективы выступила категорически против сугубо утилитарного, прагматичного подхода к развитию страны. «Государство – это не бизнес-проект, в котором отсекается все нерентабельное. Государство обязано думать не только о том, что правильно и рационально. Оно обязано думать и о том, что праведно и должно, а не только о том, что правильно и нужно».

Вместе с тем, человек «с подлинно национальным чувством», ощущающий сопричастность к жизни своей страны, по ее мнению, «не отрекается от собственного государства, даже если ему все в нем не нравится, потому, что государство – это преходящая форма, а Отечество – категория вечная». С точки зрения Нарочницкой, наиболее зрелую и взвешенную позицию по отношению к современному обществу занимают верующие люди, которые воспринимают современность, учитывая предшествующий тысячелетний опыт человеческой истории. Они знают, что это все сменяется, что «мы имеем то государство, которое заслуживаем, и иногда нам попускается это по нашим грехам, – отметила Наталья Алексеевна, – Мы, например, боремся с коррупцией, но она не возникает на пустом месте. Когда идеалом в обществе становится успех, то слабый человек, пытаясь достичь этого успеха, измеряя к тому же его только материальными критериями, идет “во все тяжкие”. Бороться с этой язвой общества, также как и со многими другими, мы будем вечно».


В книге Наталья Алексеевна поделилась с читателями и своим видением геополитической ситуации в мире. На ее взгляд, уже к середине текущего столетия в мире сложится совершенно иная конфигурация отношений и расстановка политических сил. Обратившись к опыту современных Индии и Китая, Нарочницкая констатировала, что миф о том, что капитализм нивелирует национальные культуры, перемалывает их, уже опровергнут; напротив – «национальные культуры перемалывают капитализм».

Крайне критично она отнеслась и к навязываемой России мировой политической элитой сугубо рационалистической «стерильной общечеловеческой безнациональной и безрелигиозной схеме» достижения всеобщего блага. Последствия участия в этом процессе европейские страны переживают уже сегодня, отметила Нарочницкая, подчеркнув, что потенциала Европы хватит еще надолго, но «пик пройден, это совершенно очевидно». По ее мнению, европейское сообщество страдает из-за своего же доктринерства, которое очень похоже на коммунистическое, поскольку основывается на принципе: «дать каждому по куску хлеба, и разницы между нациями не будет». Подобное нивелирование национальной самобытности, уникальности и многообразия путей развития стран и народов ведет их к краху. В бытии мировых цивилизаций «нет линейного прогресса, нет единого для всех пути», подчеркнула автор «Русского кода развития». По ее мнению, «сильную, великую Европу, которая покорила весь мир своей потрясающей культурой – Шиллером, Моцартом, Гете, Флобером, создали не граждане мира, а люди, безраздельно любящие каждый свое Отечество».

«Думаю, что впереди у нас годы напряженной работы», – заключила обращение к будущим читателям своей книги Нарочницкая. Она призвала всех подлинных патриотов Отечества вести созидательную работу на благо России, действовать целеустремленно, методично и последовательно, шаг за шагом «вырывая с корнем сорняки, которые забивают настоящие посевы», не стремясь к демонстрации явных и скорых успехов. Именно в этом служении Отечеству – залог его будущего.


Более двух третей времени, отведенного на презентацию книги, у Натальи Алексеевны заняли ответы на вопросы читателей. Большинство присутствующих оказалось хорошо знакомо с ее предыдущими работами, и почти каждое обращение к автору книги начиналось со слов благодарности за ее общественное служение. Трогательным и красноречивым дополнением к этим многократно повторенным теплым словам стало неожиданное выступление присутствовавших на встрече студентов МВТУ имени Баумана. Они передали Наталье Алексеевне специально отпечатанный на ватманском листе фотоколлаж, посвященный ее недавнему посещению «Бауманки» и выступлению перед студентами, а также пригласили приехать к ним снова.

Среди тем, затрагивавшихся в ходе общения с читателями, был и вопрос о будущем соотечественников, живущих в странах ближнего зарубежья, в частности в странах Балтии. Как констатировала Нарочницкая, нельзя отрицать, что российские власти предпринимают недостаточно усилий для решения проблемы соотечественников, в частности обеспечения соблюдения их прав, да и сама концепция этой работы изначально была не вполне верной. Вместе с тем она отметила, что и политики Евросоюза, декларируя принципы демократии и равенства, не проявляют политической воли для предотвращения дискриминации русскоязычных граждан в странах Балтии. «Достаточно было бы одного окрика из Брюсселя, чтобы не было никаких парадов эсесовцев и легионеров, но этого окрика не следует, значит, нашим партнерам из Евросоюза и НАТО это не очень-то и мешает. Не мешает менторам по правам человека и такой позор, как наличие в Европе неграждан», – с горечью отметила она, подчеркнув, что Фонд исторической перспективы и «Институт демократии и сотрудничества» будет делать все возможное, чтобы привлечь внимание мировой общественности к этой проблеме, в частности путем публикации научных исследований о состоянии русскоязычных общин зарубежья.


Так сложилось, что проведение презентации книги Натальи Алексеевны Нарочницкой пришлось на 16 ноября – дату, которая в современном гражданском календаре отмечена как День толерантности. Отвечая на вопрос корреспондента Православия.Ru о корреляции между «русским кодом развития» и идеей этого нового, привнесенного с Запада гражданского праздника, Президент Фонда исторической перспективы констатировала: «Каждого из нас родители прямо или косвенно учили бунтовать против зла и несправедливости, поэтому если толерантность сегодня трактуется, как равнодушие к чему-то, чего ты не разделяешь, то это глубоко антихристианское явление. Долг христианина протестовать против зла. На самом деле, за призывом к толерантности, исходящим со стороны стран Запада, прежде всего стоит нивелировка всех ценностей, отрицание различий между красотой и уродством, добром и злом, истиной и ложью, поскольку якобы всё относительно. Этот ценностный нигилизм бросает вызов не только православной России, но и всем великим национальным и религиозным системам человечества. Это – философия конца истории. Я смеюсь над этой “толерантностью” и знаю, что это красиво упакованный продукт, призванный приучить нас к тому, что нет никаких великих ценностей. Само его существование является свидетельством апостасии».


По окончании ответов на вопросы состоялась автограф-сессия, в ходе которой Наталья Алексеевна подписала несколько десятков экземпляров своей новой книги. Теперь слово за читателями.

Ольга Кирьянова

Russkie.org

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе