Мы, славяне

Те, кто приватизировал патриотическую тему, любят поговорить о чистоте русской нации. При этом они обнаруживают коренное непонимание предмета, в чью защиту яростно выступают. Из-за чего приносят тому один вред. Не желая видеть объект своих попечения и надежд вне его якобы "первозданной" белизны, отрицают – вот парадокс! – само его реальное существование. Гипербола? Отнюдь.

Ведь всяк, кто гордится своим стерильно русским родом, должен немедленно признать себя метисом. Согласиться, что в его генах намешано наследие множества рас и этносов. Так же, как русская культура есть уникальный сплав изначально абсолютно разных традиций. Даже этимология фамилии орловского Зюганова приводит нас к иранскому определению цыгана. Что сразу делает пропаганду этнической исключительности бессмысленной и разрушительной. Так как она подрывает самые основы русской самобытности. В отличие от апелляции к чувствам гражданской нации, способной продуцировать здоровый патриотизм на базе многообразия национальностей.

Уже в момент своего прорыва в историю славяне не были этнически монолитны. Накануне их столкновения с Византией склавены, как их называли, консолидировались из двух различных племен. Их языковые предки, передавшие потомкам родное наречие и быстро (редкая удача!) вошедшее в чужие лексиконы самоназвание, но не материальные навыки, последними выделились из кельто-балто-германо-славянского лингвистического ареала. Археологические же предшественники славен, чей диалект был менее удачлив, снабдили их пражской культурой с элементами быта, ярко развившимися вскоре по всему славянскому миру.

Встреча "родителей" состоялась на стыке Малопольши с украинским и белорусским Полесьем в пределах V в. по Р. X. Ранее о собственно славянах говорить не приходится: чужое "кочующее" имя энеты/венеты/венеды=энты/венты/вен-ды <анты=ванты в другой огласовке), как и скифы и сарматы, было перенесено на них – что строго установлено и имеет аналогии – позже. Итогом интерференции словен и пражан стал мощный демографический взрыв, обрушивший уже в начале следующего столетия сокрушительный славянский удар на римскую ойкумену, сквозь которую они, как нож в масло, стремительно прошли от Дунайского лимеса до глубин Пелопоннеса, где с тех пор частично осели (т.н. цаконские диалекты), и обратно. С собой они увлекли остатки алан, откуда в древнеславянском языковом материале фиксируются иранские вкрапления.

Итак, во-первых, славяне искони смешанный этнос. В этом наша специфика. Во-вторых, мы – молодая нация Европы. Этого не надо стесняться. Ложный стыд рождает призраки. Когда-то советские историки объявили трипольскую культуру, современницу Древнего царства в Египте, первой славянской. Русская археология преодолела эту химеру. Украинская -нет. Теперь президент Украины Ющенко считает ее первой украинской культурой. Здесь коренится немалая толика комплексов современного Киева перед Москвой.

Наоборот, надо понимать все преимущества относительной молодости всего славянства. В них заключены причина нашей неисчерпанной пассионарности и залог нерастраченного потенциала, который послужит и нам, и человечеству.

По мере образования восточнославянской общности и уже русского народа как такового в их состав были инкорпорированы финноугорский, тюркский (берендеи, торки, черные клобуки, половцы, кыпчаки), балтский, датский (варяги, собственно русы), монгольский, северо- и закавказский, польский, еврейский, венгерский, татарский, южно- и западнославянский, немецкий, турецкий, итальянский, голландский, персидский, скандинавский, бельгийский, мавританский, французский, сибирский, греческий, британский, испанский, дальневосточный, португальский и швейцарский анклавы. Такая пестрая этническая история начиная с самого раннего времени блестяще подтверждается этимологиями имен ряда богов языческого пантеона – Мокошь, Симаргл, Перун, Сварог.

Некогда финноугорские племена жили до Днепровских порогов. Москва, в которую Юрий Долгорукий звал союзников, выглядела так: полуваряжский князь и дружина в окружении славянского посада и финских деревень. Успешная ассимиляция угров до сих пор сказывается на судьбе наших в нынешней Эстонии. За последние триста лет русские вобрали в себя также массу украинцев и белорусов. Оттого-то в Киеве так грустят, что украинцам в России присуще русское самосознание (как и у многих неславян, имперский дух развит сильнее, чем у иных "коренных"). Забывая, что по той же причине доброхотам не удается раскачать русских на Украине на сугубо этнической почве. Даже в Крыму проблемы носят более языковой и социально-гуманитарный характер.

Наши, русских, радость, удача и счастье, что мы так легко и не теряя себя смешиваемся с другими народами. Это сформировало наш универсальный взгляд на мир и гарантирует наше успешное будущее. Сила культуры – в ее открытости. У нас же вселенскость заложена на генетическом уровне.

Можно спорить, стоило ли перенимать слова "брокер" и "дилер" при наличии в языке идентичных им более ранних заимствований "маклер" и "агент". Но в целом культура не живет без постоянных рецепций из иного материала. Потому так жалко выглядят попытки обвинить русскую культуру в том, что в ней нет ничего своего. Именно благодаря своей "метисной" природе она всегда обладала не только неотразимыми обаянием и притягательностью, но и цивилизационным ядром невероятной мощи, позволяющим переплавлять в новое качество самые разные по происхождению элементы.

Сейчас мы вступили в очередной этап интеграции в русскую нацию выходцев из бывших республик СССР, стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки. Значит, нам противопоказан любой этнический национализм.

Не просто потому, что опыт Германии показал: нацизм вынимает из народа душу – где после Гитлера философия, архитектура, литература, живопись, музыка, наука, которыми были славны немцы до него? Намного важнее другое – националистический раж противоречит самому русскому духу. И каждый, кто проповедует шовинизм, осознанно или нет, желает России гибели.

15.02.2006

Литературная газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе