4 момента в русских сказках, которые мы понимали неправильно

Сказки, которые рассказывают детям, часто считают упрощенным вариантом «взрослых» сюжетов, до кашицы разжевывающим мораль для самых маленьких, но немало в них и такого, что и не поймёшь с первого раза.

Перечитывать сказки любят немногие, и потому большинству из нас кажется, что проще и понятнее литературы и не сыщешь. Но что, если всё это время мы понимали их неправильно?


На примере самых популярных русских сказок выясняем, какие ключевые моменты совсем не те, за кого себя выдавали в нашем детстве: вот что они означают на самом деле.



Со спящей царевной не всё так просто

Сказку о мёртвой (спящей) царевне подавляющее большинство наших сограждан знает по сборнику Пушкина: по сюжету изгнанная из родного дома прекрасная царевна, пожалев нищую старушку, получает от той отравленное яблоко, надкусывает его и падает замертво. Позднее девушка пробуждается благодаря помощи своего жениха Елисея.


Эпизод с засыпанием встречается не только в вариации Пушкина: нечто подобное можно найти и у Шарля Перро.
Фото: smeh.club


Похожий элемент встречается, к слову, в «Спящей красавице» Шарля Перро, только там проводником в сонную кому служит не яблоко: любопытная девица проваливается в сон, так как укалывается веретеном, брать в руки которое ей запрещали родители.

На самом деле этот мини-сюжет таит в себе куда больше, чем показывает: это олицетворение одного из старинных свадебных обычаев, по которому выходившую замуж девицу «усыпляли», а затем снова «пробуждали» — шутками, песнями и плясками. Этот «спектакль» символизировал конец прежней жизни незамужней девушки и начало новой — в качестве супруги.



Баба-Яга — это чья-то тёща

Баба-Яга — частый второстепенный персонаж русских сказок: она может как мешать, так и помогать главным героям достичь желаемого, используя «спецсредства» вроде откровенного «читерства» — колдовства — или волшебных предметов (например, древнерусского «навигатора» — умного клубка). Мало кто знает, что в очень многих сюжетах Баба-Яга — буквально завуалированная тёща главного героя.


Не во всех, но во многих сказочных сюжетах страшная Яга — всего-то навсего тёща.
Фото: evenimentulistoric.ro


В русских сказках Баба-Яга, как ближайшая родственница невесты, отражает тоже свадебный обычай, связанный с испытаниями потенциального кандидата на руку дочери. Старуха строит козни доброму молодцу не просто так: она проверяет его, желая убедиться, что он — достойная партия для дочери.



Колобок — это луна

Сказку о своенравном и вольнолюбивом «мучном продукте» Колобке знают практически все, а кое-кто и всплакнет, вспомнив, что едва наскребшие себе на обед дед с бабкой в итоге остались голодными. Однако скрытый смысл популярного сюжета заключается в его тесной связи… с небесными телами и астрономией.


Сюжет о Колобке, скорее всего, лишь метафорическое переосмысление лунного цикла.
Фото: brainstudy.info


Существует теория, что сказка о Колобке — наглядное представление не совсем понятного простому обывателю лунного цикла. «Полнолунием» в этой сказке считается момент, когда Колобка только-только вынули из печи. Дальше «стареющая» Луна постепенно уменьшается — с каждой новой встречей — а завершает цикл (буквально) оголодавшая лисица.



Василиса Прекрасная — ведьма

Василису Прекрасную нередко представляют идеальной русской девушкой: мудрая, начитанная, красивая — прямо-таки образец для подражания. Однако у исследователей есть все основания полагать, что в действительности Василиса — настоящая ведьма: слишком уж много общего у образа догадливой девушки и вышеупомянутых колдуний. А злоключения, которые приходится переживать прекраснице, и вовсе слишком уж напоминают обряды посвящения в «клуб юных ведьм».


В описании злоключений Василисы Прекрасной, которая преподносится как положительный персонаж, находится много фактов, на основании которых ее вполне можно причислить к ведьмам.
Фото: historicaldis.ru


Так, в самом начале истории Василиса оказывается отрезанной от отчего дома и родительской ласки: это соответствует обязательной «высылке» будущих колдуний из родных пенатов. Испытания, которые девушка успешно проходит у Бабы-Яги, символизируют задания, которые приходилось выполнять юным «кандидаткам», чтобы доказать свое право называться ведьмой. А финальный финт с полотном, которое чудесным образом мигрирует к царю, который тут же женится на мастерице, изготовившей его — этакой умелице — и вовсе похож на «последнее испытание», обычно самое трудное и знаковое.

Сказки — произведения, казалось бы, фантастические и оторванные от реальности — часто содержат в себе описания вполне себе жизненных ситуаций, но иногда они и вовсе основаны на том, с чем приходится сталкиваться каждый день. Так было, например, с известной многим «Дюймовочкой» Андерсена: вот кто на самом деле был прототипом главной героини, придуманной писателем.

Автор
Дана Нефёдова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе