Киргизская Роза в центре проблем ("Asia Times", Гонконг)

Для тех, кто постоянно жалуется на невнимание Соединенных Штатов к региону Средней Азии, пятница стала полной неожиданностью. Президент Барак Обама назначил встречу с руководителем Киргизии Розой Отунбаевой. 

Это не была какая-то мимолетная встреча, когда тебя тянут за рукав и отводят в сторонку, чтобы поговорить минуту-другую. Это не была случайная встреча накоротке. Это было заранее спланированное и подготовленное мероприятие с традиционным брифингом соответствующего заместителя госсекретаря, и т.п. 

Надо четко понимать значение личного вмешательства Обамы в дела американской дипломатии и его встречи с никем не избранным лидером маленькой (всего 5 миллионов человек населения) и далекой страны, находящейся неизвестно где. Обама сигнализирует, насколько важна сегодня Киргизия для внешней политики США. 
На прошлой неделе в Средней Азии произошло неожиданное изменение в системе понятий и воззрений. Запланированный на пятницу визит российского министра обороны Анатолия Сердюкова внезапно отменили, а подписание важного российско-киргизского соглашения безо всяких объяснений перенесли на март будущего года. 

Над будущим выбором Кремля повис большой знак вопроса. Теперь ему придется иметь дело с Отунбаевой плюс Обамой. Все, что хотя бы отдаленно связано с Обамой, становится для Кремля чрезвычайно тонкой и чувствительной материей, поскольку он возлагает большие надежды на перезагрузку отношений с США. 

Но у Кремля есть масса дел на постсоветском пространстве, причем независимо от того, что может подумать об этом Обама. Мощный террористический акт в Таджикистане в прошлое воскресенье снова возродил призраков жестокой гражданской войны, длившейся в этой стране пять лет. Пламя этой войны может вспыхнуть вновь. В отдаленной Раштской долине, находящейся примерно в 180 км от столицы Душанбе, в засаду попал таджикский военный конвой. Эта долина во время гражданской войны была оплотом исламских боевиков. 

Все взгляды сейчас сосредоточились на России как на защитнице Таджикистана от тех опасностей, что ждут его впереди. Но если Россия не готова играть эту роль, в дело может вступить Организация Североатлантического договора (НАТО). Представитель альянса в Центральной Азии Роберт Симмонс (Robert Simmons) заявил после состоявшихся недавно в Душанбе переговоров с президентом Эмомали Рахмоном, что НАТО надеется создать в Таджикистане военную базу. У французов своя военно-воздушная база в этой стране уже есть. 

По иронии судьбы, террористическое нападение в Таджикистане совпало по времени с проведением на территории Казахстана антитеррористических учений Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) под названием "Мирная миссия - 2010". Очередная стратегическая задача для Москвы заключается в том, чтобы продемонстрировать значимость ШОС и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и их соответствие требованиям по обеспечению региональной безопасности в Средней Азии. 

США осаживают Москву 

Таким образом, встреча Обамы и Отунбаевой проводится на фоне важных подвижек в расстановке сил в Средней Азии. Несмотря на отказ России от американского плана по отведению Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) роли главного гаранта безопасности в Киргизии, Вашингтон не отступился от этого плана, а напротив, настойчиво идет вперед в деле его реализации. 

Вся прелесть американского дипломатического напора заключается в том, что Вашингтон ведет наступление на традиционное господство России в Киргизии, и одновременно постоянно твердит о том, что работает с Москвой в тандеме. 

Это первоклассный ход в нынешней Большой Игре, напоминающей события 19-го века, когда царская Россия и имперская Британия постоянно стремились произвести впечатление своего кровного родства с Средней Азией, и одновременно коварно ставили друг другу подножки. Москва с каменным лицом хранит молчание, и ни одна из сторон не подтверждает, но и не опровергает утверждения Вашингтона о том, что существует дух товарищества и тесная координация усилий при решении вопросов, связанных с безопасностью и стабильностью в Средней Азии.

Во время состоявшегося в среду в Нью-Йорке брифинга накануне встречи Обамы и Отунбаевой заместитель госсекретаря по Центральной Азии Роберт Блейк (Robert Blake) заявил, что политика Соединенных Штатов в значительной степени основывается на "развитии сотрудничества с Россией". "Мы, со своей стороны, очень довольны сегодняшними успехами и сотрудничеством, налаженным с правительством России, особенно по Киргизии, которая занимает очень важное место в списке приоритетов обоих государств", - сказал он. 

Блейк напомнил, что российское сотрудничество распространяется на "все уровни власти" и носит "незаурядный характер". "Мы [США] хотим не только развивать этот успех в плане наших отношений с Киргизией, но и изыскивать другие пути возможного сотрудничества США и России в этом регионе", - отметил он. 

Когда Блейк выступал с этим заявлением, Москва внезапно завязла на предпоследнем этапе заключения важного военного соглашения с Киргизией. Оказывается, Бишкек поменял свою точку зрения под давлением США, и Москва получила отповедь, поставившую ее в весьма неловкое положение. 

Уже несколько недель ни для кого не является секретом то, что Кремль был готов сделать важный и удачный для себя ход в Киргизии после недавнего заключения военных пактов с Украиной и Арменией. У него было подготовлено долгосрочное соглашение с Бишкеком, которое могло поставить военное присутствие российской армии в Киргизии на долгосрочную основу, дав Москве возможность открыть новую базу на юге страны. 

Британская Daily Telegraph сообщила 10 дней назад из Москвы, что приближающиеся события это "важный геополитический прорыв, который позволит ей [России] укрепить и расширить своей военное присутствие на постсоветском пространстве, создав оплот против роста влияния США и Китая". 

Цитируя московские источники из министерства обороны, российская газета "Коммерсант" привела подробности этого военного соглашения, написав, что Бишкек готов предоставить России права аренды на 49 лет с "возможностью ее продления". Взамен Киргизия "надеется в качестве оплаты за аренду на поставки российского оружия". В статье далее отмечается, что согласно предложенному пакту должно произойти объединение российских военных объектов в Киргизии под единым командованием. Речь идет об авиабазе в Канте, о российском центре связи ВМФ №338 в поселке Кара-Балта, об испытательной базе противолодочного оборудования №954 "Койсары" в Караколе на озере Иссык-Куль, а также о военной сейсмической станции в Майлы-Суу.

Делегация из российского министерства обороны во главе с заместителем начальника Генерального штаба Валерием Герасимовым прибыла в понедельник в Бишкек в качестве передового отряда накануне визита министра обороны Сердюкова, чтобы окончательно доработать предлагаемое к подписанию военное соглашение, которое обсуждал 13 сентября в Москве киргизский министр обороны Абибилла Кудайбердиев.

Все указывало на то, что Бишкек стремится усилить российский щит безопасности, поскольку ситуация в стране остается нестабильной. Очевидно, Соединенные Штаты предложили Киргизии подумать еще раз, когда стало известно, что Кремль вот-вот заключит в Средней Азии исторический военный пакт. 

По всей видимости, Киргизия в последний момент выдвинула требование о том, чтобы Москва платила приличные деньги за аренду своих военных объектов. Американские средства массовой информации недавно открыто подняли Москву на смех, заявив, что она платит Бишкеку за аренду своих объектов ничтожные 4,5 миллиона долларов, в то время как Пентагону только аренда транзитного центра в Манасе обходится ежегодно в 60 миллионов. 

По сути дела, счет стал ничейным: 1-1. Москва недавно сорвала попытку Вашингтона добиться размещения в Киргизии сил полиции ОБСЕ, а сейчас получила ответ в виде отказа Бишкека от столь нужного Кремлю долгосрочного военного соглашения. 

Силовое давление в Бишкеке

Что ждет нас впереди? Похоже, что ситуация висит на тонком волоске, и все зависит от октябрьских парламентских выборов в Киргизии. За кулисами Соединенные Штаты и Россия прилагают свои усилия, надеясь на то, что являющиеся их фаворитами киргизские партии возглавят следующее правительство, которое непременно будет коалиционным. 

Правящая партия "Единая Россия" в среду открыто подписала "соглашение о сотрудничестве" с Партией достоинства (Ар-Намыс), которую возглавляет бывший премьер-министр Киргизии (и генерал КГБ советской эпохи) Феликс Кулов. В качестве демонстративного жеста Кулова принял российский президент Дмитрий Медведев, который заявил: "Мы, конечно, с большим вниманием наблюдаем за тем, как развивается жизнь у вас в Киргизии, за теми политическими процессами, которые идут у вас в стране". 

Но Вашингтон сдаваться не собирается. Блейк буквально вслед за Медведевым сделал собственное заявление в Нью-Йорке, сказав следующее: "Обама хочет встретиться с президентом Отунбаевой, во-первых, чтобы продемонстрировать поддержку киргизскому народу и правительству Киргизии … вновь подтвердить, ту важную возможность, которая есть сегодня у киргизского народа для создания первой в Центральной Азии парламентской демократии. … Президент [Обама] ждет очень содержательной дискуссии по всем этим вопросам во время встречи с президентом Киргизии. … Я думаю, что американский президент вновь сосредоточит основное внимание на тех демократических возможностях, которые есть сегодня у нас в Киргизии. И это несомненно наш высочайший приоритет в данной стране". 

Блейк подчеркнул, что Соединенные Штаты надеются на проведение свободных и честных выборов в Киргизии, и что это будет в предстоящие недели самый важный эталон для американской дипломатии. Вашингтон, похоже, уверен, что в Бишкеке появится демократически избранное правительство, которое будет позитивно относиться к стратегическим отношениям с США. По оценкам Вашингтона, на парламентскую систему легко будет оказывать влияние, особенно на коалиционное правительство, в то время как Москва отдает предпочтение стоящей во главе президентской системы в Киргизии сильной личности, у которой несомненно будет советское прошлое. 

Теперь Москва меньше уверена в том, как будут развиваться события в Киргизии. По состоянию на сегодняшний день Вашингтон вполне устраивает руководство Отунбаевой, и решение Обамы принять ее подчеркивает удовлетворенность США политическим устройством в Бишкеке. Как заявил Блейк, Отунбаева "поддерживает" нахождение американской базы в Манасе. Он подчеркнул, что "Вашингтон очень доволен имеющимся сотрудничеством" – хотя тема Манаса будет составлять "незначительную часть беседы" между двумя президентами.

Похоже, дипломатия США уверена в том, что эффективно изолировала российское недовольство присутствием американцев в Манасе. Победа США в оживленном стратегическом соперничестве за военные базы в Киргизии служит своего рода показателем того, что их среднеазиатская политика становится устойчивой и достаточно прочной, чтобы парировать неудачи и продвигаться вперед. Россия и Китай за такими проворными действиями не поспевают. 

Но один важнейший вопрос остается все же нерешенным. Что бы ни говорили, а демократия это весьма рискованная игра, которая полна непредсказуемых моментом и ловушек. Что произойдет, если выборы в Киргизии произведут на свет нового Виктора Януковича, как это случилось на Украине? Кулов, по сути дела, подходит на эту роль по всем статьям, и на октябрьских выборах он наверняка покажет хорошие результаты. Никогда нельзя недооценивать глубину и масштабы российского влияния в Киргизии – не только на уровне элиты, но и среди народа. Большая часть взрослого населения в стране говорит по-русски. Российские СМИ, и особенно телевидение, это для него окно в мир, в жизнь и в политику. Пятая часть работоспособного населения Киргизии с выгодой для себя работает в России, а их денежные переводы являются спасательным кругом для киргизской экономики. 

Именно поэтому наблюдение за американо-российской борьбой за господство в Киргизии так захватывает. Совершенно ясно, что США в их общей центральноазиатской стратегии без этой страны не обойтись. Один из американских командиров на базе в Манасе Дуайт Соунс (Dwight Sones) недавно сказал: "Киргизия сама по себе это бриллиант в центральноазиатской короне в плане своего географического местоположения и своей сферы влияния на окружающие ее страны". 

И здесь появляется Китай 

Россия и Китай ощущают напор американского проникновения в Киргизию, и обе страны хорошо понимают, что Соединенные Штаты там закрепляются, чтобы обеспечить долговременное военное присутствие в Афганистане, как и в Ираке. 

Москва сделала мягкое предупреждение Вашингтону, чтобы тот ослабил свою хватку. В среду она объявила, что на этой неделе на российской базе ВВС в Канте проводятся "совместные учебные полеты" российских и китайских (а также казахских) летчиков. В сообщении "Голоса России" утверждается, что "совместные тренировки это часть "Мирной миссии – 2010" ШОС". 

Это очень важное событие, поскольку база в Канте входит в состав сил ОДКБ по обеспечению безопасности воздушного пространства в Средней Азии. По сути дела, освещая ход учений ШОС в Казахстане, московский комментатор по военным делам недавно подтвердил, что ШОС и ОДКБ просто обречены быть двумя сторонами одной медали. Вот что он написал: 

У ШОС нет намерения превращаться в военный блок. Тем не менее, военные аспекты сотрудничества внутри организации крайне важны, учитывая развитие событий в Афганистане и недавние беспорядки в Киргизии. Последние события … являются серьезным испытанием для ШОС и ОДКБ. По сути дела, они являются испытанием и для России, которая считает создание этих организаций и их деятельность собственным достижением, причем с полным основанием. 

Если ШОС и ОДКБ смогут предотвратить распространение конфликтов и стабилизировать ситуацию в регионе, можно будет делать оптимистические выводы по поводу перспектив сотрудничества между странами-членами данных организаций. Однако многое здесь зависит от готовности действовать оперативно и решительно, используя все имеющиеся средства, в том числе, военную силу, для пресечения насилия. Иначе все эти военные учения останутся чистой теорией, предназначенной для формирования определенного имиджа, но лишенной всякого реального содержания. 

В российских комментариях появляется определенное недовольство тем, что китайцы якобы не хотят оказаться вовлеченными в события в Средней Азии, несмотря на стратегические вызовы со стороны США их ключевым интересам в Киргизии и в других странах региона. 

Очевидно, Россия в одиночку не сможет долго противостоять нажиму американского давления в Средней Азии. Однако Китай вполне осознает суть афганской игры. В понедельник в People's Daily появился редкий комментарий под заголовком "Почему американские войска так настойчиво стремятся к расширению военных баз в Афганистане?" (Why are US forces bent on expanding military bases in Afghanistan?), в которой проводится анализ возникающих тенденций. 

В статье дается оценка усилению и без того крупных американских авиабаз в Баграме, Кандагаре и Мазари-Шарифе. Авторы подчеркивают, что это говорит о намерении США поддерживать там постоянное присутствие, чтобы "укреплять свою глобальную военную сеть". По их мнению, американцы всегда имели в виду данную цель, когда вошли в 2001 году в Афганистан, и Обама продолжает идти этим курсом. 

В комментарии говорится, что американцы со своим военным присутствием намеревались "контролировать" Афганистан, и что это присутствие должно играть роль некоего "плацдарма для контроля за нестабильной ситуацией в Иране". Авторы полагают, что Соединенные Штаты найдут целый ряд оправданий для продления тем или иным способом своего военного присутствия в Афганистане, и что Вашингтон и Кабул могут в скором времени заключить в этих целях специальное соглашение.

Что важно, в статье проводится сравнение с постоянными военными базами США в Японии и Южной Корее. Вывод звучит так: "Центральная Азия имеет большой вес и значение для глобальных геополитических и стратегических интересов США, а отсюда и их стремление к поддержанию долговременного военного присутствия в Афганистане, которое является важнейшей составной частью американской военной цепи, опутавшей весь мир". 

Неудивительно, что Соединенные Штаты будут стараться сорвать любые перспективы создания российско-китайской оси безопасности в Средней Азии. Американские представители и официальные лица делают пространные заявления о сотрудничестве США и России в Киргизии, однако они старательно игнорируют роль КНР как ключевого игрока в Средней Азии. Американские эксперты на ученых заседаниях постоянно вдалбливают в головы своим российским коллегам, что настоящая угроза исходит со стороны Китая, и что это общая проблема, которой они должны противостоять совместно. 

В последнее время хорошо известный американский стратег и бывший советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский (изложивший свою знаменитую концепцию о "евразийской шахматной доске") рассказывает вскользь и о роли Китая в этом регионе. В интервью российским СМИ он высказал одну интересную мысль:

Мы [США и Россия] имеем теперь очень важного участника в этом распределении сил в Евразии. Это Китай. Поэтому будущее, скажем так, соревнования, соперничества или игры изменилось. Сейчас это в большей мере вопрос маневра, политических уступок, равновесия, балансирования - чтобы никто не доминировал на этом континенте, и в особенности чтобы ни у кого не появилось того глобального милитаристского усердия, каким отличался Советский Союз.

Поэтому я думаю, что сейчас характер взаимоотношений на евразийском континенте коренным образом отличается. Он дает гораздо больше возможностей для определенного приспособления с использованием уступок. Мы видим, как развивается такая система компромиссов между Россией и Соединенными Штатами. Конечно, сейчас процесс идет робко и неуверенно, но это все равно важное событие. И у нас значительные и важные взаимоотношения с Китаем. 

Может быть, гроссмейстер подталкивает Москву к тому, чтобы она отошла в сторону от Китая и сблизилась с США? Это требует доказательств, но в среднесрочной перспективе обамовскую перезагрузку с Россией также можно истолковывать с этой точки зрения. 

Вне всяких сомнений, саммиты НАТО (в ноябре в Лиссабоне) и ОДКБ (в октябре в Москве) станут важнейшими событиями для трансатлантической и евразийской безопасности. В Москве также идет активное интеллектуальное брожение. Связанный с Медведевым аналитический центр только что представил ошеломляющий доклад, в котором изложена рекомендация Кремлю добиваться вступления России в НАТО. 

Но пока в фундаментальном раскладе сил великих держав не произошли какие-то перестроения, у России и Китая имеется блестящая возможность провести полноценный обмен мнениями на самом высоком уровне руководства по вопросу воздействия американской региональной стратегии в Средней Азии на их жизненно важные интересы. 

По приглашению китайского председателя Ху Цзиньтао Медведев прибывает в воскресенье в Пекин с трехдневным визитом. Все говорит о том, что Москва и Пекин готовятся к большому скачку в своем сотрудничестве. 

Посол М. К. Бхадракумар был карьерным дипломатом в МИД Индии, работая, в частности, в таких странах, как СССР, Южная Корея, Шри-Ланка, Германия, Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Кувейт и Турция.

М. К. Бхадракумар (M K Bhadrakumar) 

ИноСМИ

Поделиться
Комментировать