Дмитрий Быков: Теракт в Днепропетровске ударил по Виктору Януковичу

В день днепропетровских терактов я был как раз на Украине. Правда, в самой космополитической ее части – в Одессе.

Но ведь и Одесса в свое время голосовала за Януковича, против оранжевых – и не только в 2008-м, но и в 2004 году, когда Янукович набрал тут 68 процентов.


Здесь живут традиционно сильные политологи, которым оранжизм не нравится, а Россия – вполне: это и Михаил Кордонский, и Анатолий Вассерман. И вообще Одесса никогда не отличалась ни оппозиционностью, ни изоляционизмом. Однако рискну сказать, что реакция на днепропетровские теракты была тут, по российским меркам, совершенно алогичной: вместо сплочения вокруг власти она вызвала недвусмысленный скепсис по ее адресу.


Своему первому впечатлению я, как часто бывает, не поверил и почитал, что пишется на украинских сайтах и аналитической прессе: никакого единодушного сплочения. Напротив, отношение к Януковичу в последнее время резко испортилось – и не только из-за терактов, но в первую очередь из-за того, что вытворяют с Юлией Тимошенко. Хотя в России, скажем, расправа с Михаилом Ходорковским сначала только прибавляла Путину очков: у нас ведь любят жесткость, считают ее признаком силы и крутизны.


Российская публика после терактов – неважно, какого происхождения – традиционно сплачивается вокруг власти. Это уж инстинкт – сбиваться в кучу при опасности. Справедливости ради скажем, что такова не только русская тенденция – а и американская, где все ньюйоркцы терпеть не могли своего мэра Джулиани, но страстно полюбили его после 11 сентября, да и у Буша рейтинг скакнул.


А Украина – может, в силу своей восточно-западной двойственности, - демонстрирует совсем иные реакции. Катаклизмы здесь приводят к национальной солидарности, как везде, но не объединяют украинцев вокруг власти, потому что объединить их вокруг нее не сможет вообще никто, пока не появится равно приемлемая для востока и запада третья сила.


Кто бы ни взрывал самодельные бомбы в Днепропетровске, эти взрывы никого не заставили кричать: «Сплотимся вокруг партии регионов, иначе дестабилизация!» И когда здесь топчут оппонента – это не считается признаком силы: если бьют БЮТ, причем чисто физически, – это выглядит в глазах общества признаком позорной слабости, а не триумфальной мощи.


Сочувствие к Тимошенко стало в украинском обществе – по крайней мере среди интеллигенции, традиционно прорусской и антиоранжевой – почти поголовным. И это заслуга Виктора Федоровича, а вовсе не происки его врагов.


Все сказанное как будто не очень утешительно для России, которая демонстрирует в подобных случаях вполне тоталитарные, стадные реакции.


Штука в другом: на Украине, как показывает опыт, шумят, шумят – но чаще всего меняют гуся на порося, сохраняя и строй, и общую конфигурацию системы (даже Янукович не сумел выстроить тут пирамиду). Россия же терпит молча, долго, безнадежно на вид – но потом вместо украинских локальных бурь, не приводящих все же к радикальной разрухе, устраивает такой бабах, что мало не кажется никому.


Лучше это или хуже – не знаю.

Быков Дмитрий

«Собеседник»

Поделиться
Комментировать