Белоруссия нашла евросоюзника

Хавьер Солана готов к особым отношениям с Александром Лукашенко

Белоруссия наряду с Грузией и Украиной может стать одним из ключевых партнеров Запада на постсоветском пространстве. Вчера во время своего визита в Минск верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана заявил о том, что Белоруссии будет отведено особое место в новой инициативе ЕС "Восточное партнерство". Судя по всему, ради вовлечения ее в свою орбиту Запад решил не дожидаться смены неудобного режима, а строить отношения с той властью, которая есть. Если этот процесс пойдет без сбоев, Россия может не дождаться признания Белоруссией Абхазии и Южной Осетии. 

Визиты вежливости 

Для белорусских властей эта неделя стала рекордной по количеству хороших новостей из Европы. Сначала, по итогам визита в Минск делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), белорусским парламентариям пообещали вернуть статус специально приглашенных в ПАСЕ, которого их лишили еще в 1996 году. Такую возможность, в частности, допустил глава политического комитета ассамблеи Йоран Линдблад, посетивший белорусскую столицу на этой неделе (см. "Ъ" от 18 февраля). По его словам, этот вопрос ПАСЕ может обсудить на июньской сессии. 

Несмотря на отдаленную перспективу, эта новость стала одной из главных в государственных СМИ Белоруссии. И оставалась ею, пока в Минск не приехал верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана, который вчера провел переговоры с президентом Александром Лукашенко. 

Пообщавшись с господином Лукашенко и главой МИДа Сергеем Мартыновым, европейский чиновник сделал громкое политическое заявление о европейских перспективах Белоруссии. В частности, он заявил, что Минску будет отведено особое место в новой инициативе ЕС "Восточное партнерство", которую планируется утвердить уже весной на саммите в председательствующей в ЕС Чехии (о сути инициативы см. справку на этой странице). "В 2009 году ЕС планирует начать реализацию своей инициативы "Восточное партнерство". И, безусловно, в структуре этого партнерства для Белоруссии есть особое место",— объявил господин Солана на итоговой пресс-конференции. Свой визит он назвал началом "более глубоких и тесных отношений между ЕС и Белоруссией", которая является важной страной для Евросоюза. 

Когда европейского чиновника спросили, на каких условиях Брюссель намерен сближаться с Минском, он ответил: "Я не приехал ставить условий, ЕС выстраивает отношения с другими странами без условий". Не стал Хавьер Солана комментировать и вопросы свободы СМИ в Белоруссии, а также ситуацию с правами человека. И это при том, что перед встречей c президентом он принял целую делегацию правозащитников и оппонентов президента Белоруссии во главе с лидерами оппозиции Александром Милинкевичем и Александром Козулиным. 

Уступательное движение 

Сближение Минска и Брюсселя началось еще осенью прошлого года перед парламентскими выборами в Белоруссии. Причем этот процесс выглядит как взаимный обмен уступками. Так, незадолго до сентябрьского голосования белорусские власти начали освобождать политзаключенных: на волю был отпущен даже непримиримый оппонент господина Лукашенко Александр Козулин. В ответ ЕС вычеркнул президента и часть его соратников из списка невъездных. Впрочем, другое условие ЕС и США — допустить в парламент представителей оппозиции — выполнено в итоге не было, что не помешало Западу продолжить работу по налаживанию отношений с Минском. Сначала МВФ согласился выделить Белоруссии кредит в $2,5 млрд, а затем Сергей Мартынов был впервые за долгие годы принят в Брюсселе, где в январе прошел совет глав МИД стран ЕС. 

Одновременно Александр Лукашенко прилагал усилия, чтобы исправить имидж антизападного президента-затворника. Он стал чаще общаться с европейскими СМИ, подружился с украинским "оранжевым" президентом Виктором Ющенко, в январе впервые за четыре года посетив Украину, и почти полностью отказался от антизападных заявлений. Более того, он объявил себя истинным европейцем, назвав в интервью телеканалу Euronews Белоруссию "сердцем Европы". 

ЕС тем временем стал крепить экономические связи с Минском. Вчера, одновременно с Хавьером Соланой, в Белоруссии побывал премьер Латвии Иварс Годманис. Итогом его встреч с белорусским коллегой Сергеем Сидорским и Александром Лукашенко стало подписание меморандума в сфере энергетики. "Беларусь, Литва и Латвия планируют в ближайшее время предложить ЕС совместный энергетический проект",— заявил прессе по итогам переговоров господин Сидорский. Как рассказал "Ъ" гендиректор "Белэнерго" Павел Якубович, речь идет о планах наращивать экспорт электроэнергии в Европу через страны Балтии. "Можно использовать возможности двух рынков — нашего и скандинавского по системе back to back. Если на рынке будет благоприятная конъюнктура, мы сможем поставлять туда электричество через Литву и Латвию и обратно в Белоруссию. И тем самым выйти на североевропейский рынок",— пояснил "Ъ" господин Якубович. 

Особый путь 

Кульминацией европейско-белорусской дружбы должен стать весенний саммит "Восточного партнерства" в Праге, на который должен быть приглашен Александр Лукашенко. Если он примет приглашение, то это событие станет поворотным в отношениях Минска и Брюсселя. Тем более что на прошлой неделе в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung глава МИД Белоруссии Сергей Мартынов в ответ на вопрос, может ли его страна стать членом ЕС или НАТО, туманно ответил: "Этого, конечно же, нет в наших сценариях на обозримую перспективу. Но времена могут измениться". 

Между тем белорусский лидер огласил свои условия улучшения отношений с Западом. Накануне визита господина Соланы президент Лукашенко заявил, что Европе не стоит даже пытаться сформировать повестку дня с Белоруссией с оглядкой на местную оппозицию: "Они сочинили целую телегу, оппозиционеры: у меня это сочинение на столе лежит. И чешское председательство (в ЕС.— "Ъ") сегодня начинает формировать повестку дня исходя из требований так называемой оппозиции. Я предупредил министра иностранных дел и публично говорю: такой подход к переговорам с Беларусью бесперспективен". Еще раз, но в более мягкой форме господин Лукашенко повторил этот тезис на встрече с Хавьером Соланой. "Я бы очень попросил, чтобы в отношениях между Беларусью и ЕС мы постарались исключить всяких посредников, особенно действующих недружественно по отношению к нашей стране. Я имею в виду посредников как внутри страны, так и за ее пределами",— заявил президент. 

Впрочем, столь вызывающее поведение Александра Лукашенко может и не повлиять на сближение его страны с Западом. ЕС и США сейчас больше волнует другой вопрос: признает ли Белоруссия независимость Абхазии и Южной Осетии в ответ на многократные просьбы Москвы. Ранее Минск давал понять, что парламент может рассмотреть этот вопрос в апреле. Но на днях временный поверенный в делах посольства США в Белоруссии Джонатан Мур заявил, что "если бы Белоруссия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, это было бы очень негативным шагом". 

Впрочем, господину Лукашенко гораздо удобнее обещать признание двух кавказских республик, чем выполнять обещанное. Эта тактика уже принесла Минску российский кредит в $2 млрд и может принести еще 100 млрд руб. "Сейчас Лукашенко пытается применить опробованную на России тактику и в отношении Европы,— считает глава белорусского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.— Европа делает шаги навстречу, а в ответ слышит декларации о намерениях проводить демократизацию. Лукашенко хотел бы видеть диалог с Европой. Но без свободы СМИ, оппозиции и соблюдения прав человека. Это такой особый путь в Европу". 

Владимир Ъ-Соловьев

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать