Кризис толерантности

Даже мировой экономический кризис не отодвинул расизм и ксенофобию на задворки мировой политики. Религиозная и национальная рознь по-прежнему остаются фундаментальными факторами противоречий, а заодно и идеологической основой политики многих государств.

Вторая Всемирная конференция по противодействию расизму, расовой дискриминации и ксенофобии под эгидой ООН фактически провалилась еще до своего начала. И дело не в том, что, по иронии судьбы, она стартует в день рождения одного из символов человеконенавистничества и ксенофобии – Адольфа Гитлера.


Главной задачей Женевской конференции заявлялась оценка усилий мирового сообщества в области борьбы с расизмом, дискриминацией и ксенофобией за годы, прошедшие после первого подобного форума — он состоялся 8 лет назад в Дурбане, в ЮАР. Усилия можно оценивать по-разному, но результат однозначен: ксенофобии и расовой дискриминации в мире не становится меньше, а на уровне государств не удается согласовать даже элементарную понятийную базу, чтобы бороться с этим злом. Что для одних расизм, для других национальная гордость. Что для одних ксенофобия, для других способ утверждения государства на мировой арене и показатель независимости политического курса.

Нынешнюю конференцию бойкотируют США, Израиль, Австралия, Канада, Германия, Нидерланды, Польша. Одна из причин — приезд в Женеву президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, известного своими ксенофобскими и антисемитскими высказываниями вплоть до пожелания стереть Израиль с лица земли.

Другая в том, что на конференции в Дурбане в 2001 году толерантность тоже, мягко говоря, не победила. Тогда США и Израиль покинули зал заседаний досрочно, протестуя против того, что в итоговых документах израильская политика на оккупированных территориях была охарактеризована как расистская.

Ключевую причину, по которой подобные конференции заведомо обречены на провал, возможно, неожиданно для себя обозначил российский омбудсмен Владимир Лукин.

«Мое личное мнение состоит в том, что существует проблема прав человека и существует проблема международной политики, и, к большому сожалению, существует много людей, в том числе на высоком уровне, которые эти вещи смешивают», – заявил он. Скорее, слишком мало политиков не смешивают эти проблемы. Очевидно, что ксенофобия и национализм остаются ключевыми смысловыми компонентами политики многих государств. Есть такая проблема и у России. Причем наша власть признает ксенофобию и расизм исключительно проблемами других государств, но не своими.

Российский МИД устами заместителя министра Александра Яковенко обозначил российскую позицию, которая далеко не безупречна со стороны реальности. Г-н Яковенко признал очевидное: в мире на сегодняшний день все еще не изжиты проявления расизма, ксенофобии и нетерпимости, «но не все готовы это признавать и адекватно реагировать на эти новые вызовы». Впрочем, что в них нового, не очень понятно – эти вызовы сопровождают всю историю человечества. Российский дипломат при этом дежурно обвинил Европу в неспособности противостоять ксенофобии и расизму при наличии в западных странах крайне многочисленных азиатских и африканских диаспор. Между тем как раз Европа наиболее последовательно борется на уровне институтов и гражданского общества с проявлениями межнациональной и межрелигиозной розни. И уж точно не менее остры эти проблемы в многонациональной и многоконфессиональной России, где националистическая риторика в последние годы особенно активно используется самими властями, а одной религиозной конфессии светская власть отдает явное преимущество перед другими.

Можно долго обсуждать, имеет ли смысл обмениваться дежурными обвинениями в исламофобии, антисемитизме, расизме на специальной конференции под патронажем ООН или для этого достаточно ежегодной Генеральной ассамблеи этой организации. Но совершенно очевидно, что даже нынешние глобальные экономические потрясения не отодвинули эту проблему на задворки мировой политики.

Можно сколько угодно смеяться над американской политкорректностью, но она, по крайней мере, является способом преодоления чисто физиологических или религиозных различий между людьми как оснований для их взаимной вражды. Можно красноречиво критиковать за ксенофобию и расизм других, но реальная борьба с этим злом может начаться только с признания властью и обществом подобных проблем в своих странах.

Еще не начавшись, Женевская конференция зафиксировала глубокий кризис толерантности в мире. Ровно такой же кризис, к слову, напрямую связанный с отсутствием у человечества единообразных представлений о ксенофобии и расизме, существует и в мировой борьбе с терроризмом. На уровне международного сообщества никак не удается согласовать список террористических организаций. Для одних стран конкретные организации являются террористическими, а для других — борцами за религиозные или политические права граждан или народов.

Дискуссия в стиле «а зато у вас негров мучат» явно не способствует прогрессу в деле смягчения религиозных и межнациональных противоречий. Но до другого уровня диалога, даже на форумах ООН, человечество пока, похоже, не доросло.

Газета.Ru
Поделиться
Комментировать