Транссиб и космос

Продюсер Филип Перкон — о том, какой сегодня предстает Россия в зарубежном кино.


Как выглядит Россия в современном зарубежном кино? На русскую тематику в мире снимают, к сожалению, не так много — в пределах 30 фильмов в самый лучший год. Много дает Голливуд, который, как во времена СССР, создает шпионские истории — видимо, это всё еще пользуется спросом в самой Америке. Однако, если отмести этот пласт, остается всего порядка 15 артхаусных фильмов. И их сложно распределить по каким-то тенденциям — они могут быть о чем угодно. О русской диаспоре за рубежом, как «Гив ми либерти». Или о дружбе кубинского радиолюбителя и советского космонавта, застрявшего на орбите — как «Серхио и Сергей».


Недавно закончился наш фестиваль иностранных фильмов о России — мы возили по стране лучшее, что было снято в прошлом году. И зрители удивлялись, что, оказывается, за рубежом есть не только «Красный воробей», но и по-настоящему интересное и доброе кино. Особенно тепло встречали именно «Серхио и Сергея». Это тот редкий тип фильма, который объединяет людей и оставляет улыбку после просмотра.

К сожалению, я не могу сказать, что оригинальных проектов вроде него становится больше. Наша миссия — поощрять и популяризировать российскую тематику, поэтому мы следим за всем, что выходит. Сегодня Россия во всех новостях, но большого всплеска фильмов на русскую тему нет. Кратких упоминаний стало больше, но не более того — в год всё те же 15 фильмов.

Исключение составляет лишь документальное кино. Россию всегда любили документалисты, потому что это невероятная страна с точки зрения и территории, и культуры, и истории. И раньше, 5–8 лет назад, когда острых конфликтов не было, выходило больше документальных фильмов про какую-то экзотику — условно говоря, Транссибирскую магистраль и медведей в их среде обитания. Такого и сейчас достаточно, но в разы больше фильмов стало о вооруженных конфликтах — Сирия, Донбасс. Это будоражит мир, это обсуждают, а документалисты следуют за медийной повесткой. Радует, что много историй делается с нейтральной стороны, есть разнообразие точек зрения на происходящее.

Когда накаляются политические конфликты, любая медийность — неважно даже, со знаком плюс она или минус — приводит к взрыву интереса. И в этом позитивный момент современной внешнеполитической ситуации. Я это наблюдал своими глазами. В начале 2010-х я занимался организацией конференций для русского бизнеса в Англии. Тогда в отношениях государств царил мир (и хотелось бы, чтобы взаимопонимание вернулось поскорее), но Россией практически никто не интересовался.

А за четыре года, которые мы проводим Russian Film Week в Великобритании, я вижу: чем хуже политическая ситуация, тем больше людей приходит в кинотеатры смотреть русское кино. Чем больше конфликтов, разногласий, чем больше это обсуждается в прессе, тем больше люди интересуются чужой культурой: русские — англичанами, англичане — русскими.

То же самое в Америке. Документальный фильм американца Джошуа Риля «Русская пятерка» о знаменитой связке хоккеистов — выходцев из СССР в команде Red Wings, которая привела детройтский клуб к Кубку Стэнли, вошел в топ-5 самых кассовых документальных фильмов этого года в Америке! Такого феноменального успеха никто не ожидал, хотя всё логично. Все интересуются Россией, все интересуются хоккеем — и вот отличные сборы.

«Русскую пятерку» мы показали и в России, присутствовали сами легендарные хоккеисты Вячеслав Фетисов, Сергей Федоров, Игорь Ларионов. В зале была сумасшедшая энергетика, овации. Я думаю, кино особенно хорошо сработало на контрасте. Хотя в медиаполе между странами превалирует риторика противостояния, на экране мы видим объединяющую историю. Американец снял позитивное и буквально героическое кино про русских людей.

Несмотря на печальные обстоятельства, хорошо, когда люди начинают интересоваться чужой культурой. Поскольку, познавая что-то самостоятельно, они ставят под сомнение стереотипы, пытаются самостоятельно разобраться в том, что происходит на самом деле. Так ли эти люди по ту сторону границы говорят, так ли они думают, так ли выглядит эта страна из сводок новостей.

Сейчас на наших показах в Великобритании соотношение местной публики к русскоговорящей — 35:65. И мы идем к тому, чтобы их было 50:50. На некоторых сеансах англичан фактически полный зал — в тех случаях, когда в фильме для них есть понятная и интересная тема. Например, космос. «Время первых» и «Салют-7» смотрела почти исключительно местная аудитория. Пару лет назад была интересная история с фильмом «Территория» про золотодобытчиков, на который пришли... настоящие англичане-золотодобытчики и инженеры. После показа они задавали создателям дельные, узкотехнические вопросы.

Мы сейчас третий, если не второй, по величине национальный кинофестиваль Великобритании (после индийцев и, может быть, смотра еврейского кино). А также — самая большая панорама российского кино за пределами России. Из приятного мини-фестиваля всё это давно превратилось в большое индустриальное событие. Параллельно с показами проходит и вручение премии «Золотой единорог», где профессиональное британское жюри оценивает российское кино. Мне кажется, это полезный опыт для всех — и для тех, кто смотрит, и для тех, кто показывает.


Автор — основатель и генеральный продюсер Недели русского кино в Великобритании

Автор
Филип Перкон
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе