«Никто» не ожидал: как фильм Ильи Найшуллера покорил Америку

Впервые в истории картина нашего режиссера возглавила бокс-офис уикенда в США.
Фото: UPI


На старте проката экшен «Никто» Ильи Найшуллера с Бобом Оденкерком в главной роли собрал в США $6,7 млн. В кругах профессионалов кассовый успех стал поводом задуматься о русском феномене в Голливуде. «Известия» поговорили с режиссером и его коллегами по цеху. Они ничего удивительного в успехе фильма не видят и прогнозируют: через пять лет успех наших в Голливуде уже никого удивлять не будет.

Молодой российский постановщик, снявший до этого всего одну картину, сделал то, чего до него не удавалось даже Тимуру Бекмамбетову. Боевик «Никто» своим успехом поразил индустрию, он на первых полосах всех ведущих американских киноизданий. Пока студии-мейджоры придерживают блокбастеры, а кинотеатры пытаются привлечь зрителя альтернативным контентом, правильный расчет дал возможность заработать картине с небольшим бюджетом. Как признался «Известиям» режиссер, для него успех не стал неожиданным.


— Мы рассчитывали сделать хорошее кино, которое при правильных вводных получит интерес зрителей, — сказал Илья Найшуллер. — Выход в прокат планировался еще в августе. В это время студийные картины с цензом 18+ очень хорошо проходят. Потом перенесли на 26 февраля, в итоге оказались в марте. Тоже хорошая дата.

А правильные вводные, о которых говорит режиссер, — это не только хорошее кино, но и успешная рекламная компания, и рецензии критиков в американской прессе. Все в совокупности привело к высоким зрительским оценкам и кассе.


Режиссер Илья Найшуллер
Фото: ТАСС


В России «Никто» в прокате с 18 марта. За 10 дней фильм собрал 167 млн рублей. Но это не огорчает режиссера, потому что картина в первый уикенд собрала в три раза больше, чем голливудский блокбастер «Джон Уик» или средний жанровый фильм с Лиамом Нисоном.

Режиссер считает: разница в том, что американский Universal бросил больше усилий на продвижение, чем российский филиал компании. Но и это, учитывая нынешнюю постпандемическую ситуацию в нашей стране, было сделано правильно. А то, что в прокате успешны семейные картины и анимация, — это логично. «Продать диснеевский мультик про драконов гораздо легче, чем фильм категории 18+, — заметил Илья Найшуллер. — Хотя и у нас фильм веселый, несмотря на насилие. Все равно, жанр определяет бокс-офис».

Образ злобных русских в Голливуде давно нещадно эксплуатируют. И как бы мы ни пытались их переубедить, что Россия — это не только bad guy и предатели родины, продающие оружие врагам, мыслить стереотипами удобнее. Но, как считает продюсер компании «Русское» Ирина Смирнова, Илье Найшуллеру и здесь удалось следовать своим курсом, не потакая запросам продюсеров. Условием режиссера было в ролях русских снимать соотечественников. Так в голливудской картине появились Алексей Серебряков, Александр Паль, Сергей Шнуров.

— Фильмы про русских бандитов за рубежом до сих пор с удовольствием смотрят, — пояснила Смирнова. — А мы наконец научились это снимать не карикатурно. В успехе картины Ильи Найшуллера сложилось несколько позитивных моментов. С одной стороны, у нас уже достаточно много кинематографистов, которые с точки зрения профессии не уступают американским коллегам, с другой — к России сейчас повышенный интерес.

Некоторые кинокритики уже сейчас сравнивают фильм «Никто» российского режиссера с работами Квентина Тарантино: мол, узнаваемый стиль — герой, кровь, насилие, справедливость.

— Илья может претендовать на лавры Тарантино, — сказал «Известиям» киновед Кирилл Разлогов. — Но Квентин завоевал их, доказав свое собственное авторское «я». У Найшуллера «я» пока не очень видно. Но есть высокий профессионализм. Возможно, Илья к этому еще придет.


Кадр з фильма «Никто»
 Фото: UPI


Как считает Кирилл Разлогов, фильмы Найшуллера всегда отличались жестокостью, взять хоть тот же «Хардкор». И в новой картине режиссер не изменил себе. Все хотят быть жестокими на экране, но не у всех получается при этом срывать кассу.

Вернуть вложенное и заработать пока не всем удается. Из-за коронавируса возник провал в прокате и в съемках, много картин остановлено, сдвинут график выхода. Кинотеатры Лос-Анджелеса по-прежнему заполняются только на 25%. Половинную загрузку ожидают не раньше пасхальных выходных, а то и позже. Кроме того, налицо творческий кризис американского кинематографа. Поэтому продюсеры по всему миру ищут интересных режиссеров, операторов, сценаристов. Пул иностранцев в Голливуде стал больше.

— Возможно, в скором будущем свежая кровь им понадобится не только из Израиля и Европы, но и из России, — полагает Кирилл Разлогов. — Пример Ильи Найшуллера – доказательство того, что это возможно. Хотя утвердиться в Голливуде непросто. Российские режиссеры далеко не всегда отвечают их ожиданиям. Найшуллер — человек очень эффективный, жесткий, и он следует поставленным задачам. Он доказал, что вполне способен сделать картину, соответствующую голливудским стандартам.

А в случае с «Никто» российский режиссер снял картину голливудскую, превосходящую эти стандарты. Поэтому фильм оказывается в первых рядах. Как отметил Кирилл Разлогов, этим фактом нужно гордиться и смотреть, какой будет дальнейшая судьба Ильи Найшуллера за океаном.

— То, что происходит, — звенья одной большой цепи, — поддержала киноведа Ирина Смирнова. — Глобализация идет семимильными шагами. Тренд на русские таланты, умеющие встроиться в мировой кинематограф, есть. Пример Ильи — единичный. Уверяю вас, через пять лет это уже не будет нонсенсом. С каждым годом наших в Голливуде будет все больше и больше.

Пока же Найшуллер убежден, что его фильму и дальше будет сопутствовать зрительский успех.

Автор
Зоя Игумнова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе