1 декабря 2010 ● Павел Лунгин
Проект, который я придумал, продвигал, пробивал, наконец реализуется. Принято решение о создании Российско-французской киноакадемии. Наши молодые кинорежиссеры получат возможность работать с западными продюсерами, а фильмы, созданные киноакадемией, попадут на европейский рынок.
Идея родилась в Париже в феврале прошлого года, когда президент Дмитрий Медведев был у президента Николя Саркози. На обеде, куда был приглашен и я, увидел Фредерика Миттерана, министра культуры Франции. Миттеран сам кинематографист, он знает кино, любит его и хорошо разбирается в российском кинематографе. Мы начали говорить о том, что совсем мало российских фильмов во Франции. Тогда в Париже шел мой "Царь" и до него - "Остров" и фильмы Андрея Звягинцева. А в свое время, когда я делал "Такси-блюз", в прокате было около пятнадцати российских фильмов и вообще наше кино присутствовало на европейских экранах. К этому приложили руку французы. Их модель кинематографа никогда не была замкнутой. Тогда при Министерстве культуры Франции существовал Фонд помощи Востоку. При содействии этого фонда в 90-е годы были сняты мои "Такси-блюз" и "Луна-парк", "Любовь" Валерия Тодоровского, "Окно в Париж" Юрия Мамина, "Ребро Адама" Вячеслава Криштофовича и много других фильмов.
Я спросил Миттерана, почему теперь нет такой программы, и выяснилось, что сейчас действует Фонд помощи Югу. Очень многие хорошие фильмы сняты кинематографистами Алжира, Марокко, Туниса на средства этого фонда. Это небольшие деньги, но деньги - это кровь фильма. Сам факт того, что они текут в его жилах, означает, что фильм будет, его покажут в кинотеатрах, на телевидении, его увидят на фестивалях. Например, румынские фильмы, которые получали призы в Канне, - они сделаны с французским участием. Во Франции считают, что чем больше будет сохранено национальных культур, языков, способов самовыражения, тем лучше будет для всех. У них такая концепция со времен де Голля.