Кризис в отношениях с Западом: какой кризис?

Министр иностранных дел Сергей Лавров недавно ответил на вопросы Русской службы Би-би-си. Среди них был и такой: "Согласны ли вы с мнением о том, что всемирный экономический кризис парадоксальным образом может способствовать улучшению отношений между Россией и Западом и США?" И, по мнению министра, кризис действительно может помочь западным партнерам перевести отношения с Москвой в конструктивное русло. О подробностях такого сценария, о долгосрочных союзниках и особенностях текущего момента в отношениях России и Запада Сергей Лавров размышляет в статье, которую мы предлагаем нашим читателям 
  В целом мы удовлетворены итогами Лондонского саммита "группы двадцати". Принятые на нем решения развивают вашингтонские договоренности прошлого года и сфокусированы на достижение практических результатов в преодолении кризиса и "перезагрузке" мировой экономики. Россия будет и впредь активно участвовать в этой работе. В частности, принятое в Лондоне решение о создании Совета по финансовой стабильности с участием России и ряда других государств открывает новые возможности для продвижения наших предложений о путях реформирования мировой финансовой архитектуры.

Мы намерены продолжать оказывать помощь нуждающимся государствам, которые в период кризиса оказались в особенно тяжелом положении. При этом основное внимание будем уделять нашим ближайшим соседям - странам СНГ. Мы уже выделили значительные средства Белоруссии, Киргизии и Армении. Планируем задействовать в этих целях и специально созданный Антикризисный фонд ЕврАзЭС, общий объем которого определен в 10 миллиардов долларов, 7,5 миллиарда из которых - взнос России.

Что касается воздействия кризиса на отношения России с Западом и США, то он действительно может способствовать их улучшению, прежде всего помочь США и Западу перевести отношения с Россией в более конструктивное русло. Такое сотрудничество не только формирует позитивную общую повестку дня, но и помогает наработать необходимые взаимное доверие, навыки и культуру диалога и взаимодействия. И здесь нет никакого парадокса - напротив, здравый смысл подсказывает, что во время кризиса искусственно политизированные вопросы отходят на второй план и все стороны признают наличие общих интересов, в особенности когда речь идет о действительно насущных вопросах.

В то же время, хотя кризис подталкивает стороны к более тесному взаимодействию, без доброй воли правительств устранить существующие в отношениях противоречия невозможно. Президент Дмитрий Медведев на встречах с лидерами ведущих западных стран и США дал ясно понять, что мы готовы к сотрудничеству по всем направлениям, включая торгово-экономическое. Ожидаем и от своих партнеров адекватных шагов, среди которых мы видим и поддержку присоединения России к ВТО на стандартных условиях как важного элемента признания состоявшейся интеграции России в мировую экономику. Надеемся, что искусственные препятствия на пути в ВТО будут быстро устранены. Хорошим сигналом о готовности практически взаимодействовать с Россией стала бы отмена в США пресловутой поправки Джексона - Вэника, хотя это уже давно не наша, а американская проблема.

Выход из кризиса: война, как и в 30-е годы XX века?

Такие предположения отдельных экспертов настораживают, но в целом, думаю, они безосновательны. Ошибка тех, кто проводит аналогии между нынешним глобальным кризисом и Великой депрессией, заключается в том, что они не учитывают принципиальных отличий между двумя эпохами. Главное - то, что мы живем в эпоху глобализации, когда есть широкое понимание, что ни одно государство, ни какая-либо группа или объединение государств не в состоянии самостоятельно решить ни одну из актуальных международных проблем, которые к тому же не имеют силовых решений. Как показал опыт Ирака, сила без права порождает хаос, а не выход из кризисной ситуации. Так что, по моему убеждению, сегодня нет веских оснований для сравнений с предысторией Второй мировой войны. Как раз сейчас возрастает значение дипломатии, в том числе сетевой, поиска максимально широкого согласия по любому вопросу. Это видно и на примере усилий по выходу из кризиса, осуществляемых в широком формате саммитов "двадцатки", и в случае с Афганистаном, где налицо тенденция к подлинной интернационализации урегулирования, включая максимальное задействование регионального фактора, за что мы всегда выступали.

Это, конечно, не означает, что мир застрахован от вооруженных конфликтов в принципе. Нельзя исключать, что у некоторых стран может возникнуть соблазн применения "военного допинга" для того, чтобы заново "завести" свою экономику. Сейчас никто не знает, какой будет технологическая основа следующего этапа развития глобальной экономики, но не думаю, что милитаризация здесь скажет решающее слово. Просто перед всеми стоят совершенно другие задачи, во многом определяемые идеей устойчивого развития. Мы переживаем системный кризис глобального управления, и для экономики нужны комплексные оздоровительные средства, а не опасные стимуляторы. Полагаем, что альтернативой расходам на войну может служить введение задачи решения глобальных проблем, включая преодоление бедности, в национальные стратегии развития.

Нынешний общемировой кризис предоставляет уникальную возможность не только оздоровить мировую финансово-экономическую систему, но и выйти на формирование позитивной повестки дня для всего международного сообщества. Он буквально подталкивает всех к коллективным действиям. Причем перестройка мировой финансовой архитектуры, на наш взгляд, будет способствовать дальнейшей деидеологизации и демилитаризации международных отношений, что создаст дополнительные гарантии от возникновения масштабных вооруженных конфликтов в мире.

О долгосрочных союзниках

Россия, как и большинство государств, проводит многовекторную внешнюю политику. Масштабы России, ее особая роль в обеспечении международной безопасности, наличие у нашей страны глобальных интересов предопределяют то, что с подавляющим большинством государств у нас складываются партнерские отношения.

К тому же современная международная жизнь с ее возросшей сложностью и динамикой требует творческих решений, которые легче находить в рамках сетевой дипломатии, а не громоздких военно-политических союзов прошлого с их обременительными жесткими обязательствами. Речь сегодня должна идти о партнерах, преследующих те или иные совпадающие интересы, а не объединяющихся против каких-то других стран. В целом считаем, что после окончания холодной войны исчезли основания для блоковой политики, больше не срабатывают попытки навязать всем принцип "или с нами, или против нас". В результате повсеместно формируются гибкие коалиции, в рамках которых государства все больше понимают необходимость руководствоваться очищенными от идеологии национальными интересами и общим пониманием интересов коллективных.

Мы убеждены, что именно многосторонняя дипломатия наиболее полно способствует обеспечению российских национальных интересов во внешнеполитической сфере. Свою эффективность сегодня доказывают такие механизмы взаимодействия с участием России, как ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС, БРИК, СНГ, финансовая "двадцатка", "группа восьми", многосторонние форматы урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы и решения ядерной проблемы Корейского полуострова. Примеров масса. Так что Россия играет активную и конструктивную роль в международных делах.

Кризис в отношениях России с Западом?

Тот факт, что две трети россиян, согласно опросам, положительно оценивают роль нашей страны на международной арене, свидетельствует о том, что внешняя политика России является предметом широкого согласия в обществе, и подтверждает правильность выбранного нами самостоятельного внешнеполитического курса. Мы открыты к содержательной дискуссии по внешнеполитической проблематике и с теми, кто критикует нашу линию. В частности, на это направлены усилия руководства России по приданию внешней политике страны максимально транспарентного характера и вовлечению во внешнеполитический процесс широкого экспертного и политологического сообщества.

То, что Россия в результате последовательных усилий последних лет вернулась на международную арену в роли одного из ведущих государств мира, полностью соответствует многовековым традициям нашей страны. Хочу подчеркнуть, что важнейшим приоритетом российской дипломатии является формирование благоприятных внешних условий для поступательного внутреннего развития. При этом Россия действует инициативно, с полным осознанием своей ответственности в международных делах, руководствуясь международным правом, своими договорными обязательствами.

В качестве примера хотел бы привести инициативу о разработке и заключении Договора о европейской безопасности, призванную способствовать формированию позитивной повестки дня в евро-атлантической политике и созданию открытой системы коллективной безопасности на всем пространстве от Ванкувера до Владивостока. Решение этой задачи стало бы важнейшим шагом по разрыву с идеологией и практикой холодной войны.

Конечно, мы не застрахованы ни от разногласий с другими государствами, ни от безответственных действий руководства некоторых из них. Нас не может устроить то, что с помощью ангажированных информационных кампаний нам пытаются отказать в праве отстаивать свои законные интересы, принимать и проводить в жизнь суверенные решения в сфере национальной безопасности, защищать своих граждан и принципы международного права. Это напрямую относится к кавказскому кризису в августе прошлого года. Печально, что в числе пострадавших оказалась и правда. Пытались, используя запрещенные приемы, навредить нашему имиджу, но в целом дискредитировать конструктивную роль России в мировой политике не удалось. Скорее себя дискредитировали, прежде всего в глазах россиян, сами западные СМИ, которые позволили сделать себя орудием информвойны.

Об этом, кстати, свидетельствуют и те сигналы о желании сотрудничать, которые мы получаем от наших западных партнеров все последние месяцы. И когда нам пытаются указывать на некий кризис в наших отношениях с Западом, то, спрашивается, какой кризис? Мы сотрудничаем во всех форматах еще более тесно и активно, чем прежде. Те же, кто еще недавно говорил о "замораживании" сотрудничества с нами, предлагают его "разморозить". Мы готовы, но исключительно на честной, равноправной основе. Надеемся, что этот процесс не сорвут недавние провокации с лишением аккредитации двух сотрудников нашего постоянного представительства при НАТО. По закону этого "жанра" времен холодной войны мы были вынуждены реагировать. В итоге с обеих сторон пострадали люди, действительно сделавшие много для развития отношений Россия - НАТО.

Ждать ли новых холодных войн?

Россия не рассматривает Организацию Североатлантического договора априори в качестве источника угрозы. Для нас НАТО - это один из объективных ключевых факторов, определяющих состояние безопасности в Евро-Атлантическом регионе, в том числе у наших границ. Хотя все могло бы быть иначе, если бы наши партнеры в начале 90-х годов сделали выбор в пользу не натоцентризма, а укрепления ОБСЕ как полноценной региональной организации. Мы - за укрепление доверия в отношениях с НАТО, против создания новых разделительных линий в Европе. Хотелось бы верить, что Североатлантический альянс не заинтересован в возвращении к духу и логике "игр с нулевым результатом", в появлении на европейском континенте зон с разным уровнем безопасности.

Очевидно, что когда у стран - членов НАТО случаются рецидивы конфронтационной логики времен холодной войны, откаты к блоковой политике, то возникают проблемы. Поэтому, когда сегодня делаются попытки перевооружить грузинскую армию, когда в Грузии планируются и проводятся учения НАТО, это не может не вызвать вопроса о том, чего добиваются в альянсе. Напомню: в последний раз учения с участием стран НАТО в Грузии проводились в июле 2008 года, за пару недель до нападения на Южную Осетию.

О наших озабоченностях мы говорим открыто и прямо. Указываем натовским партнерам на то, что шаги по расширению альянса серьезно осложняют наше взаимодействие и уж, конечно, никак не укрепляют региональную и глобальную безопасность. Очевидно, что Россия не может игнорировать приближение военной инфраструктуры стран НАТО к своим границам: расширение блока сопровождается введением воздушного патрулирования, модернизацией аэродромов­, созданием баз на территориях новых государств-членов. Все это, безусловно, будет всесторонне учитываться в нашем внешнеполитическом и военном планировании с точки зрения обеспечения национальной безопасности России.

Недавнее охлаждение наших отношений с НАТО, вызванное односторонней позицией альянса в связи с нападением режима Саакашвили на Южную Осетию и отказом даже обсуждать эту тему в Совете Россия - НАТО, четко высветило имеющиеся в нашем диалоге проблемы. Однако мы не собираемся скатываться к конфронтации. Общие для всех нас глобальные риски и вызовы не дают нам на это права. Россия настроена на поиск конструктивных развязок, на совместную равноправную работу.

Будущее военно-политической стабильности в Европе во многом будет зависеть от того, насколько последовательно Россия и НАТО будут придерживаться принципа неделимости безопасности, зафиксированного в системообразующих для наших взаимоотношений документах - Основополагающем акте 1997 года и Римской декларации 2002 года. В первую очередь это касается обязательства не укреплять собственную безопасность в ущерб безопасности другого.

Мы убеждены, что при наличии политической воли у партнеров Совет Россия - НАТО может превратиться в одну из важнейших несущих конструкций взаимодействия в сфере безопасности в Евро-Атлантике и стать перспективным элементом столь необходимой в современном мире системы консенсусной политики.

Разговоры о новой холодной войне - плод инерционного воображения падких на сенсации журналистов или ангажированных экспертов. В нынешних реалиях глобализирующегося мира, в условиях наличия общих трансграничных вызовов и угроз для этого нет объективных оснований. Идеологический раскол преодолен. Если и стоит выбор, то между сотрудничеством в общих интересах и его отсутствием. Но остается актуальной задача политически подвести черту под переходным периодом от биполярного противостояния к более свободному, справедливому и демократичному мироустройству. Необходимо укрепить доверие и достичь согласия относительно общего понимания сути современной исторической эпохи. Считаем, что работа по трансформации глобальных структур управления и обеспечения безопасности, преодолению мирового экономического и финансового кризиса создает для этого необходимые условия.

"Помогите разобраться в западных ценностях"

Глубоко убежден, что существуют непреходящие ценности, на которых, собственно, и основана человеческая цивилизация. Их нельзя разделить на западные и восточные, африканские, азиатские или европейские. Они - общие. Если хотите, это нравственная основа жизни современного общества, тот "цемент", который должен скреплять все нации, народы и этнические группы.

Имею в виду так называемые традиционные ценности, которые прививаются каждому человеку, всеми мировыми религиями: честность, чувство собственного достоинства, сознание стыда, ответственность перед близкими, трудолюбие. По-моему, весьма точное определение этому набору ценностей дал великий английский писатель Джордж Оруэлл, назвав его common decency.

Мы не удивились, когда премьер-министр Великобритании Гордон Браун, выступая 31 марта, накануне саммита "двадцатки", заговорил о традиционных ценностях как о "спасательном круге", с помощью которого сможет выплыть, по его словам, лишенная морали глобальная рыночная экономика. Для нас эта мысль не нова. Россия давно отстаивает необходимость укрепления нравственных начал в международных отношениях, добиваясь отказа от двойных стандартов. К сожалению, многие наши партнеры делают вид, что нас не слышат. Без малого двадцать лет мы говорим о дискриминации русскоязычного населения в балтийских государствах. Ситуация там не только не претерпела кардинальных изменений, но именно оттуда по Европе начинает распространяться новая волна ксенофобии - отторжения "чужих".

Про то, что нынешний политический режим в Грузии, мягко говоря, не является образцом нравственности, мы тоже говорили неоднократно. Понадобилась агрессия против целого народа, приведшая к массовой гибели людей, чтобы наконец-то признать эту очевидную истину. А о том, как обстоят дела с грузинской демократией, свободой слова, можно узнать из оценок экспертов Совета Европы (о которых почему-то западные СМИ молчат), докладов омбудсмана Грузии, которого не всегда пускают в грузинский парламент.

Секретные тюрьмы, Гуантанамо, натовские бомбежки Сербии, война против Ирака под лозунгом ликвидации несуществующего ядерного оружия (и, кстати, отказ рассекретить документы о подготовке той войны), "цветные" революции на постсоветском пространстве - все это не просто примеры грубейших нарушений прав человека, но и попрания норм нравственности и морали. Не говорю уже о том, что наши западные партнеры, в том числе в Лондоне, никак не хотят рассекречивать архивы периода подготовки холодной войны. Значит, есть что скрывать?

Эти явления опасны тем, что порождают цепную реакцию: можно одним - значит, можно и другим. Начали переписывать историю, героизировать нацистов, очернять освободителей Европы от фашизма - то есть делать вещи, вообще стоящие по ту сторону добра и зла.

Лучшим средством продвижения демократии и прав человека является собственный пример - об этом сейчас говорят многие и в Европе, и в США.

Россия уже инициировала дискуссию о неразрывной связи традиционных ценностей и прав человека в рамках международных организаций. Мы надеемся, что обсуждение этой темы, вызвавшей заинтересованный отклик у многих государств, продолжится на сессиях Совета ООН по правам человека, в ЮНЕСКО, Совете Европы.

Сергей Лавров

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе