Киргизия и Россия: вместе или врозь?

После февральского (2012) визита в Москву президента Кыргызстана А. Атамабева, когда он неожиданно сделал ряд резких заявлений в адрес России, российско-киргизские отношения так и не вошли полностью в нормальное русло. Об этом можно судить хотя бы по тому, что руководство Киргизии предпринимает сейчас попытки укрепить одновременно китайское и американское направления своей внешней политики…

Как известно, А. Атамбаев поставил под сомнение смысл существования российской авиабазы в Канте и выдвинул целый ряд экономических претензий, связанных с договоренностями по продаже «Газпрому» «Киргизгаза» и «Киргизнефти», строительством камбаратинских ГЭС и затягиванием передачи РФ завода «Дастан», производящего реактивные торпеды для российского флота. Причиной этого выпада, по мнению аналитиков, стало то, что Киргизия не получила обещанный ей ранее кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭс для поддержки бюджета. Не имея гарантий по решению ключевых для нее вопросов, прежде всего созданию объединенной российской военной базы, Москва предпочла денег не давать. Слишком свеж в памяти был недавний опыт с предоставлением кредитов К. Бакиеву, большая часть которых была разворована.

Охлаждение российско-киргизских отношений чувствуется до сих пор. Так, в начале июля министр обороны Киргизии Таалайбек Омуралиев заявил о намерении повысить плату за пребывание в республике трех российских военных объектов - базы подводных испытаний оружия в Караколе, центра военной связи в Кара-Балте и радиосейсмической лаборатории в Майлуу-Суу. Исключение было сделано для авиабазы в Канте, которая является объектом ОДКБ. В конце июля в Москве побывал премьер-министр Киргизии Омурбек Бабанов. Результаты его визита оказались весьма скромными, а по мнению некоторых – провальными. Главным результатом переговоров стали договоренности по строительству «Камбаратинской ГЭС-1». По соглашению 2008 г. Россия и Киргизия должны были владеть станцией в равных долях. Однако впоследствии РФ, опасаясь за сохранность инвестиций, потребовала себе 75% акций. Киргизия пригрозила передать проект более сговорчивым киргизским и индийским инвесторам. В июне В. Путин и А.Атамбаев договорились о том, что обе стороны получат по 50% акций, но до полной окупаемости проекта киргизский пакет будет находиться в доверительном управлении у «Интер РАО» или «Русгидро», которые и будут строить ГЭС. Однако по другим спорным вопросам – созданию объединенной военной базы и передаче акций «Дастана» - договориться пока не удалось.

По вопросу о присоединении Киргизии к ключевому на территории СНГ интеграционному проекту – Таможенному союзу (ТС) – сохраняется неопределенность. В октябре прошлого года страны-члены ТС приняли решение о присоединении Киргизии к объединению. Однако дальше заявлений дело не пошло. С началом работы ТС объемы торговли Киргизии со странами союза резко сократились, и экономически республика отдалилась от России, Казахстана и Белоруссии. По словам президента Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Киргизии Сергея Пономарева, с крупнейшего в регионе рынка «Дордой», где торгуют главным образом китайским ширпотребом, стало почти невозможно вывезти товары. «Чтобы выжить в условиях Таможенного союза, нужна программа развития отраслей экономики, - заявил он в интервью киргизскому информационному агентству 24kg, - но в Кыргызстане ее нет». Причем правительство это понимает, проблема заключается в отсутствии средств.

Неудачи на российском направлении киргизские власти пытаются компенсировать уже опробованным при К. Бакиеве способом – за счет Китая. Ключевым проектом, который Киргизия планирует реализовать за счет средств КНР, является строительство железной дороги Китай – Киргизия - Узбекистан. Далее через Туркменистан ее планируется состыковать с железнодорожной сетью Ирана. В результате страны Центральной Азии получат железнодорожный выход к портам Персидского залива и Тихого океана. В марте этого года генеральный директор «Киргизских железных дорог» Аргынбек Малабаев подтвердил, что между Киргизией и КНР ведутся переговоры о строительстве магистрали. В апреле между министерством транспорта и коммуникаций Киргизии и Китайской корпорацией по строительству дорог и мостов (CRBC) был подписан меморандум о сотрудничестве, который предусматривал проведение в течение года технико-экономического обоснования проекта за счёт КНР. После завершения ТЭО должен быть разработан детальный план проекта.

В начале августа Министерство транспорта и коммуникаций Киргизии выдвинуло свой вариант маршрута магистрали, предложив провести ее от Торугарта в Ат-Башы, потом через Ак-Талаа в Казарман, Сузак и Джалал-Абад. Такой вариант позволит снизить количество мостов и удешевить проект. Дорогу планируется отдать китайцам в концессию. Обсуждавшиеся ранее варианты строительства магистрали в обмен на предоставление КНР доступа к месторождениям цветных металлов и полезных ископаемых, по словам министра транспорта и коммуникаций Калыкбека Султанова, были отвергнуты. «Со стороны Китая или с другой стороны концессионер, проще говоря - частная компания, вкладывает деньги, например 1,5-2 миллиарда долларов, потом в течение 10-15 лет получает свои деньги с прибылью и отдает нам дорогу», - заявил он в интервью радио «Азаттык». С помощью железной дороги в Бишкеке рассчитывают объединить разделенные горными хребтами север и юг республики. 1 августа А. Атамбаев заявил, что вместе с железной дорогой должна быть построена и автомобильная, а сам проект надо реализовать в течение 4-5 лет.

При поддержке Китая в Киргизии реализуются и другие экономические проекты. 1 августа в Чуйской области началось строительство новой электроподстанции «Кемин». Ее планируется соединить с подстанцией «Датка» на юге республики, что позволит передавать электричество с энергоизбыточного юга на север, где его в зимний период не хватает. В настоящее время до 40% вырабатываемой на юге электроэнергии Киргизия вынуждена направлять через Казахстан и Узбекистан, выплачивая им в год около 13 млн. долл. Кроме того, новую подстанцию планируется соединить с электросетями Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, что позволит экспортировать электроэнергию. Строить обе подстанции будет китайская компания TBEA за счет льготного китайского кредита. Осенью этого года в городе Кара-Балта Жайыльского района Чуйской области будет запущен нефтеперерабатывающий завод мощностью 850 тыс. тонн сырой нефти в год. Он позволит Киргизии снизить зависимость по поставкам нефтепродуктов из России и Казахстана. Завод на китайские деньги строит китайская компания «Чайна Петроль Компани "Джунда"».

Неопределенность сохраняется и по поводу дальнейшей судьбы авиабазы США в Манасе. Срок ее пребывания заканчивается в 2014 г. К этому времени США должны завершить вывод основной массы войск из Афганистана. Однако «ограниченное» военное присутствие США там сохранится, поэтому за базу в Манасе американцы уцепились крепко. В конце июля в Конгрессе США состоялись слушания на эту тему, в ходе которых помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блэйк сообщил, что американская сторона ведет с Киргизией переговоры о сохранении базы. Зная, как велись и чем заканчивались такие переговоры ранее, особых сомнений их итог и на этот раз не вызывает.

Александр ШУСТОВ

Фонд Стратегической Культуры

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе