Дмитрий Соколов-Митрич: Албаебели и евалат

Есть в Российской Федерации замечательный народ – чуваши. Рискну предположить, что это лучший народ в России. Люди с большой буквы «Ч». 

Поправка для юристов: если бы я сам был чувашом, то эти слова звучали бы как проявление экстремизма, но я не чуваш, поэтому мне можно. 


Вы когда-нибудь слышали, чтобы чуваши устроили теракт? Или создали серьезную организованную преступную группировку? Или хотя бы занялись дискриминацией нечувашей? Для этого у них есть все возможности – как-никак чуваши составляют 68% населения своей республики, но почему-то не хотят они заниматься этим столь популярным в некоторых других регионах занятием. 

Еще в Чувашии нет скинхедов и вообще ярко выраженного этнического высокомерия. Хотя это вовсе не «мертвый народ». Чуваши обладают очень сильным национальным самосознанием, они хорошо говорят на родном языке, чтят традиции и имеют достаточно поводов для чрезмерной гордости. По данным последней переписи, это пятый по численности народ России после русских, татар, украинцев и белорусов. А уж историческое происхождение – самое что ни на есть уникальное. Чуваши – единственные живые носители булгарской группы тюркских языков. Они умудрились выдержать прессинг мусульманского влияния и не стали обращаться в ислам, когда это сделали многие окрестные народы. Остались верны своим языческим идолам во главе с божеством, носящим подозрительное название Тора. Вместе с тем чуваши сравнительно легко приняли христианство в XVIII–XIX веках и ничуть не жалеют об этом. 

От героев Советского Союза и России в списке почетных граждан республики рябит в глазах. Судя по этому списку, народ Чувашии лучше всего находит себе применение в самых честных, тихих и трудоемких профессиях: армия, спорт, наука. Чувашом был Василий Иванович Чапаев, балерина Надежда Павлова, офтальмолог Святослав Федоров, замечательный поэт Геннадий Айги и многие другие достойные люди. По части заслуг перед отечеством чуваши не уступят многим народам России, чьи названия звучат куда громче. Просто они не любят выставлять свои заслуги напоказ. Это скромные, невысокие, коренастые люди с татарским трудолюбием, финно-угорским спокойствием, кавказским чувством собственного достоинства и русским стремлением к правде. Даже, скорее, японским. У чувашей имеется даже свой аналог харакири – типшар называется. Дословно это слово переводится, как «непреодолимая беда». Если чуваш видит, что мир рушится, кругом обман и бороться с этим цивилизованными мерами невозможно, он может взять оружие и пойти убивать – но не других, а себя. Эта смерть – доказательство своей правоты. Смерть как кровная месть – но не чужой, а собственной кровью. Смерть как победа. За свое представление о том, каким должен быть мир, ты платишь собственной жизнью, а не чужой. Все по-честному, все по-чувашски. 

Я был в этой республике три раза и хочу еще. Чебоксары – тихий, уютный городок, в котором пахнет Белоруссией. Один из основных промыслов чувашей – хмелеводство, и это, кстати, многое объясняет. Хмель обладает успокаивающими свойствами, лечит нервную систему – из него даже валокордин делают. Хмелеводы всего мира по натуре своей люди добрые и уравновешенные. У какого еще народа вы найдете символику, на которой изображены не оружие или какой-нибудь хищный зверь, а всего лишь растение – веточка хмеля. В СССР, к примеру, эта республика обеспечивала более 60% потребности страны в этом продукте. Чувашские поля и сегодня уставлены шпалерами, по которым вьется лоза. Разумеется, в этом регионе делают замечательное пиво, которое почему-то все никак не пробьет себе дорогу на рынки крупных городов. Наверное, опять же в силу чрезмерной скромности и спокойствия тех, кто это пиво продвигает. 

Теперь пора вернуться к заголовку. Знаете, что такое «албаебели»? А «евалат»? Тоже не знаете? Ну, тогда про «тыдындаракнар» я даже не спрашиваю. 

Это три стадии изготовления валенка. Последнее слово на букву «т» означает «придание формы». На этой стадии овечьей шерстью оборачивают специальное лекало и дают заготовке отлежаться. Затем будущий валенок замачивают в горячей воде, эта процедура называется «албаебели». Наконец, наступает черед операции «евалат» – это, собственно, и есть окончательное и беспощадное валенковаляние. Этим промыслом в Чувашии живет целый район – Цивильский. 

«Я начал зарабатывать валенком, когда мне было 10 лет, то есть полвека назад, – рассказал мне житель села Таганы с типичнейшими чувашскими ФИО Иванов Иван Иванович. – Полвека валяю. Когда это здесь повелось? Сто лет назад, не меньше. При Сталине почти всех валенщиков раскулачили, при Хрущеве они опять появились. Только до перестройки мы не у себя это делали, а по домам ходили. Как печники. Нас приглашали, как почетных гостей, кормили, поили, платили». 

Теперь чуваши делают валенки не для себя, а сплавляют на север нефтяникам. Работают почти круглосуточно, всей семьей. Зарабатывают очень хорошо, но ни за что в этом не признаются, потому что налоговая. Но самые крутые люди в валенковом бизнесе – шерстобитчики. Это посредники между овцой и тындырдаракнаром. Люди, которые вовремя догадались сделать станок для размягчения шерсти. С виду эти аппараты похожи на какое-то средневековое чудо механизации, но зато их хозяева – самые уважаемые во всей отрасли деятели. К ним – круглосуточные очереди и искреннее уважение. Чурачики, Вурумсют, Тиньговатово, Сюткасы, Поваркасы, Булдеево — жители всех окрестных деревень знают имена шерстобитчиков лучше, чем президента России. Вокруг домов этих людей всегда непролазная грязь, но они этому только рады. 

«Это очень хорошо, что грязь, – просвещает меня знатный чувашский шерстобитчик Василий Петрович Петров. – Городские думают, что грязь – это признак запустения, а на самом деле это показатель экономической активности. Если в деревне нет асфальта, она просто обязана быть грязной. Потому что по мокрой земле ездят машины, тракторы, ходят люди, гадит скот. А если улица красивой травкой поросла, это значит, что ее жители за калитку выходят только за водкой и пенсией». 

Ну, все. Хватит хвалить чувашей. А то еще испортятся. 

Сейчас меня, конечно, многие начнут ругать. Будут говорить, что кроме чувашей в России есть много других хороших народов. Особенно свой собственный народ – он же всегда самый лучший! И вообще, чего это ты вдруг хвалишь не ту нацию, к которой сам принадлежишь? Тоже мне безродный космополит нашелся. 

А я и не спорю. Да, наверное, есть народы не хуже чувашей. Я даже уверен, что есть. Чего же я тогда до потомков булгар докопался? А для собственной пользы. Это у меня эгоизм такой. Хвалить свою кровь очень вредно, она от этого прокисает. А хвалить кровь чужую – лучшее средство от национального вырождения и межнациональной розни. Не верите? А вы попробуйте. Следующие за чувашами по алфавиту – чукчи. Они, кстати, сами себя называют вовсе не чукчами, а «лыгъораветлъан». «Настоящие люди».

Дмитрий Соколов-Митрич

Взгляд
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе