«Теперь старая недобрая русофобия — на первых полосах газет»

В норвежском сериале «Оккупированные» Россия предстает страной-агрессором, которая по просьбе ЕС захватывает скандинавское королевство.
Журналист Наталия Осс уверена: Россия должна снимать свои оригинальные сериалы, не ограничивая политкорректностью фантазию художников.
Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ


Словосочетание «антироссийская пропаганда» звучит так кондово и кирзово, что неловко и произносить. Еще недавно казалось, что русофобия выдумана сумасшедшими советскими консерваторами. Этими идиотами пугали нас в 90-е — вот бука, бука, маргинал, который не понимает, что Запад нас и любит и ждет. Граждане России, добровольно скинувшие с себя идеологическую удавку, много лет добродушно посмеивались над пропагандистскими западными фильмами, где русский представал мрачным садистом в ушанке, с водкой, балалайкой, проституткой и «калашниковым». Казалось, все еще работает инерция: они не понимают, какие мы на самом деле милые и толстоевские.

Но теперь, после Крыма, старая недобрая русофобия — на первых полосах газет. В речах политиков, военных, журналистов Россия предстает страной-агрессором, угрозой миру не меньшей, чем ИГИЛ. Но одно дело — политическая риторика в СМИ, к которой нормальный обыватель может относится скептически, и совсем другое — создание эмоции страха средствами кино.

Сериал «Оккупированные» лет пять назад можно было бы счесть актом необъяснимого недружелюбия, но теперь в его фабуле просматривается новостной контекст: захват русскими Норвегии, отказавшейся продавать нефть и газ, да еще по сговору с ЕС, отражает один из вариантов левацкого дискурса, в котором злая Россия в сговоре с корыстной евробюрократией решила расчленить демократическую Украину.

Нам обидно. Мы огорчены. У нас 70 лет Великой Победы над нацизмом, а они обзываются оккупантами. Что делать? Прогнозируемая реакция: указать Ингеборге Дапкунайте на то, что нельзя сниматься в сериале, запретить книги писателя Ю Несбе, придумавшего сюжет, и забанить кино на территории России по решению Роскомнадзора. А тролли буду смеяться и показывать пальцем — смотри-ка, русский медведь тупой и обидчивый, каким и должен быть враг.

Совершенно точно не надо так делать. А надо брать оппонента его же приемом. Пришло время пересмотреть российскую культурную политику и переориентироваться с внутреннего рынка на внешний. Импортозамещение в его высшей точке — это и есть экспорт продукции, идей и технологий. До сих пор мы импортировали чужие идеи и форматы. Все эти сентиментальные страдания и незатейливый семейный юмор — «Богатые тоже плачут», «Рабыня Изаура», «Не родись красивой», «Моя прекрасная няня» , «Счастливы вместе» — хороши только для культурной колонии. Мы же, если хотим перестать ходить в обиженных, должны перейти к культурной экспансии. И начать жесткий троллинг. Ни в коем случае не плестись в хвосте чужих политических рефлексий, но смело и дерзко предлагать свои.

Например, снимаем антиглобалистскую историю про мировую закулису, Рокфеллеров и Ротшильдов, поработивших мир долларом. Или сериал «Гунны», о том, как мигранты захватывают Западную Европу. Или антикоммунистический сериал «Красные» — о том, что сделали фанатики с мечтой человечества о равенстве и братстве. Или сериал «Цветные» — о том, как делаются цветные революции, как устраивают перевороты и перекраивают карту мира. Или сериал «Сноуден» — о том, как работают современные спецслужбы, какие тайны скрывают мировые лидеры и что такое реалполитик.

Давно пора снять многосерийную сагу «Ленин», где англичанка гадит России, где Ильич — немецкий шпион из пломбированного вагона, а большевики — марионетки. Ну а про крушение СССР можно такой сериал сделать, что в ООН будут обсуждать. Горбачев — агент Моссада, Ельцина отравили паленой водкой, раздел СССР был подготовлен в Вашингтоне, Украина — это Россия, отторгнутая большевиками, ГКЧП был имитацией, чтобы доделать дело, Пуго не покончил жизнь самоубийством. Позвать Дугина, Лимонова и Проханова сценаристами — и они напишут так, что мир забудет про «Игры престолов».

Роскошный сценарный материал буквально валяется под ногами, а мы ищем какие-то идеи в Лондонграде. Важнейшая вещь — новый русский сериал не должен быть политкорректным. Никаких умолчаний и толерантностей. Россия должна предложить такую свободу художникам, чтобы Квентин Тарантино и Вуди Аллен сами приехали к нам снимать фильмы. Режим полного благоприятствования для хулиганов, постмодернистов и ниспровергателей. И, главное, никаких претензий. Какая политика, что вы? Всего лишь кино.
Автор
Наталия Осс
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе