ПРЕЗИДЕНТ С ПИСТОЛЕТОМ

В Вене начинается процесс по делу об убийстве беженца из Чечни. Следы организаторов ведут в том числе и в Германию.

Стол из темного де-рева. На стене кар-тина маслом. На столе греется самовар. Заходят мужчины с серьезными лицами, привет-ствуют друг друга объятиями, садятся пить чай - в квар-тире переводчика Эккехарда Мааса.

 Во времена ГДР Маас, которому сейчас 51 год, был диссидентом. Сегодня он председатель Германо-Кавказского общества, являющегося прибежищем для чеченских эмигрантов, людей, решивших от насилия на Кавказе спасаться на Западе.

    В последние дни на их чаепитиях постоянно вспоминают двоих: Рамзана Кадырова и Умара Исраилова. Чеченский эмигрант Исраилов был убит в Вене 13 января 2009 года. Предполагают, что заказчиком убийства выступил 34-летний Кадыров, вызы-вающий ужас правитель Чечни, - человек, охотно позирующий перед фотокамера-ми в окружении тигров или с позолоченным пистолетом в руках. В заказной характер убийства верят не только беженцы, но и австрийские следователи. Исраилов обвинял Кадырова в пытках и даже подал на него жалобу в Европейский суд по правам человека.

В прошлый вторник предполагаемая команда убийц предстала перед судом в Ве-не. Вероятнее всего, за громким убийством последует не менее громкий процесс. Се-годня в деле фигурируют конкретные обстоятельства преступления, а также "служба военной разведки", созданная Кадыровым в Евро-пе, как считают венские экс-перты по борьбе с террориз-мом. Против Кадырова ведется следствие, правда, об-винение до сих пор выдвинуто не было. Сам он какую-либо причастность к убийству отрицает.

Деятельностью чеченского президента заинтересовались и следственные органы Германии: его агенты успели побывать и там. В стране проживают около 6 тыс. чеченцев, 500 из которых причисляют к экстремистскому кругу. Для органов безопасности сори-ентироваться в этой среде весьма непросто. Отделить борцов за свободу от террористов и простых преступников - задача не из легких. К тому же некоторые из них получили статус беженца благодаря сотрудничеству со спецслужбами ФРГ; четкой границы между информантами и теми, кто лишь изображает из себя важную птицу, нет.

Ясно одно: чеченцы в Германии по-прежнему живут в страхе перед Кадыровым и его лейб-гвардией, не ведающей сомнений. Беженцы то и дело сообщают в компетентные органы Германии о влиянии, которым пользуется Кадыров в Берлине. Властитель стремится подвигнуть беженцев к возвращению на родину и при необходимости готов воспользоваться для этого суровыми методами. Специально для этого он использует посредников и агентов.

Поэт Апти Бисултанов, чьи творческие заслуги отмечены премиями, стал одним из тех, к кому в Берлине явились непрошеные гости - люди Кадырова. По всей видимости, агентами грозненского президента были двое бывших членов чеченского правительства, братья Умар и Магомед Ханбиевы. Компетентные органы в Вене располагают свидетельскими показаниями о разговоре с Умаром, который состоялся в Берлине. Идет крупная операция по возвращению чеченцев, и ею управляет Кадыров, якобы заявил тот. Шестеро людей Кадырова "прочесывают" Европу. В Берлине они жили в отеле.

Как утверждают живущие в Берлине чеченцы, агенты Кадырова пытаются заманитьбеженцев домой, предлагая работу. Некоторым угрожают насилием против родственников, оставшихся в Чечне. В случае с Бисултановым лю-ди Кадырова и официальные представители России дейст-вовали как бы рука об руку. Россия настаивала на его экс-традиции и пыталась предотвратить присвоение ему ста-туса беженца; усилия на обоих фронтах успехом не увенчались.

Еще одного из подозреваемых, представших перед судом в Вене, тоже видели в Берлине. Отто К. родился в 1968 году в чеченской столице, Грозном, звали его Рамзан Е. Поначалу чеченские земляки в Австрии и Германии считали его приятным собеседником и отцом семейства, противником Рамзана Кадырова. Однако именно ему принадлежал зеленый автомобиль марки Volvo, оставленный не-подалеку от места убийства Исраилова. Это одна из причин, по которым он оказал-ся в эпицентре венского де-ла. Следователи считают мужчину подручным Кадырова. К., сегодня находящийся под арестом, обвинения отрицает. Но тогда зачем в 2008 году он ездил к Кадырову в Грозный, если действительно является противником грозненского правителя? В деле имеются фотографии, подтверждающие факт их встречи.

И другой вопрос: что привело Отто К. в Германию? Офи-циально мужчина, претенду-ющий на получение политического убежища, оказался в Берлине в качестве председателя Венского культурного союза чеченцев. Однако следствие считает деятельность культурного союза прикрытием. Благодаря ей К. должен был получить сведения о че-ченских беженцах. Похоже, одной культурой деятельность союза не ограничивалась. Несколько лет назад полицейские в Германии досмотрели автомобиль, зарегистрирован-ный в Вене на все тот же культурный союз. В багажнике было обнаружено стрелковое оружие.

Конфликт вокруг Чечни уже давно "добрался" и до Германии. В Федеральном ведомстве по охране Конституции считают, что некоторые из беженцев на территории ФРГ собирают средства, которые затем курьерами переправляются чеченскому подполью. Якобы предпринимаются и попытки вербовать боевиков с их последующей переброской в Чечню.

Но за столом у Мааса чаще говорят о попытках Кадырова запугать круги эмигрантов. Или о телефонном шантаже его агентов, о которых известно и венским органам. Следователям довелось прослушать немало подобных разговоров, и всякий раз в них звучит имя Кадырова - рядом с практически непри-крытыми угрозами. Вот фрагмент стенограммы:

Агент: "Среди вас был нехороший человек - его уже убрали".

Беженец: "Тот самый, которого убили? Я с ним не был знаком".

Агент: "Я знаю, кто ты. Хочешь, чтобы к тебе завтра пришли и увели? Приходи к нам добровольно. Ты же не хочешь, чтобы тебя привели силой?"

Чеченец, живущий в Вене, в мае 2009 года пожаловался в органы на подобные звонки. Специалистам по борьбе с терроризмом даже удалось определить подозреваемого - состоятельного граждани-на России, известного в Бер-лине своими гигантскими ав-томобилями и виллой. Возможно, он планировал убийство, не покидая Берлина? Из материалов следует, что прослушивание телефона и последующие расследования в отношении этого берлинского подозреваемого ничего не дали. В Вене ограничи-лись немногословным приме-чанием: оснований для дальнейших следственных дейст-вий не выявлено. Берлинские органы об этом оповещать не стали.

Квартира Мааса, окна которой выходят во двор, тоже успела заинтересовать людей Кадырова - и не их одних. Как ни парадоксально, Маас оказался под колпаком и местных спецслужб. В документах Федерального ведомства по охране Конституции его называют представителем чеченского правительства в эмиграции. Политик Ахмед Закаев, сегодня живущий в Лондоне, удостоил берлинского переводчика титула внештатного консула. Российский МИД выразил немецкой стороне официальный протест; Маас к недовольству Москвы относится спокойно.

Иногда поблизости от его дома останавливается автомобиль. Водитель и пассажир на переднем сиденье в разговоры вступать не любят.

Штефан Берг Перевод: Владимир Широков

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе