Пикеты на дорогах

Решение правительства поднять пошлины на импортные авто, которое вступает в силу 11 января 2009 года, вывело людей на улицы. Протестные акции прошли в 25 крупнейших городах страны. Особенно массовые — в Калининграде, Новосибирске, Благовещенске, Абакане, Красноярске, Иркутске, на Сахалине. В Приморье ситуация едва не вышла из-под контроля 

Как и ожидалось, больнее всех решение по увеличению автопошлин ударило по Приморью. Владивосток взбунтовался: оставив без работы тысячи людей, им ничего не предложили взамен 

КАК В ГРЕЦИИ

Была такая старая советская дразнилка, которой народ отреагировал на повышение цен на водку: «Вот и снова осень, водка стала восемь. Передайте Ильичу—нам и десять по плечу. Ну, а если будет больше, то получится, как в Польше». 

Нынешняя молодежь про взбунтовавшуюся Польшу уже не помнит, зато на федеральных телеканалах мятежные Афины показывают. И вот Владивосток шагнул в греческом направлении: несколько тысяч человек 14 декабря перекрыли главные городские трассы и въезд в аэропорт. Среди бунтовщиков были и криминальные элементы, да и прочий народ грелся водкой, но ни одной витрины в городе не разбили… Требовали отменить повышение пошлин на импортные автомобили. А еще—отставки правительства. 

ПОДАРОК К НОВОМУ ГОДУ

Правительство давно покушалось на «правый руль». Пошлины на ввозимые из Японии авто росли год за годом и выросли так, что платить их уже не имеет смысла. Сначала запретили (пошлинами) ввозить авто старше десяти лет, потом семи и вот теперь пяти. 

Премьер-министр подписал постановление, которое убило не только автомобильный бизнес Приморья, но и привычный в крае образ жизни, что был сформирован японскими машинами. 

Так получилось, что благодаря географии во Владивостоке безо всякой поддержки государства тысячи людей, начав с нуля, создали бизнес с многомиллионным оборотом. Да еще и социально ориентированный. Крепкая японская машина стала доступной любой семье с самым разным достатком. 

Весь край работает на японских грузовичках и фургончиках—«рефках» и мини-автобусах. Таких машин просто не выпускали и не выпускают в России. 

Закрыв на Дальнем Востоке оборонные заводы и шахты, не создав взамен нужного количества рабочих мест, обложив ввозимые машины пошлинами, которые в несколько раз превышают их стоимость, власть решила наконец прикрыть «эту лавочку». «Лавочка» мешает отечественным автопроизводителям продавать народу свои машины. За последние 11 месяцев этого года заторопившиеся приморцы ввезли из Японии 394 252 легковые автомашины и более 450 тысяч автобусов, грузовичков и машин специального назначения. 

И ввезли не абы как впрок, а на две трети по заказам конкретных покупателей. 

Ладно, мировой кризис—как его предскажешь? Но стоило ли правительству в разгар мирового кризиса, уже зацепившего страну и уже оставившего без работы приморских металлургов, еще и лишать работы десятки тысяч кормившихся автотранспортировкой, перегоном, продажами? Зачем в кризис заставлять покупать дорогие авто? 

Вот о чем говорили люди. И лозунги у них рождались политические. Некоторые надписи и повторить-то боязно. 

Ой, а ведь были, были дурные предзнаменования… Путину в его «телемост» подсунули Хабаровск, хотя Приморье все уже кипело. И вопросов из Приморья на автотему зарегистрировано в несколько раз больше. 

Знал премьер, о чем его спросят. О тех самых «преференциях», что обещают приморцам московские власти в каждый свой приезд. И каждый раз озабоченно говорят, мол, надо, надо сделать все, чтобы народ не уезжал. 

КАК БЫЛО? 

Началось все мирно. Пикет, митинг, разрешенные властями. Организаторы хотели «собрать подписи». Ну, может, проехать автоколонной с включенными фарами, как это принято во Владике. Но народ, опрокинув своих вождей, перешел к решительным действиям. 

Для начала от Корабельной набережной, где штаб ТОФ, мемориал погибшим в Великую Отечественную, поехали было «за город», чтобы встретиться с колоннами таких же протестантов из других городов. Часть людей и вправду поехала. Но другие дошли только до мэрии и первый раз перекрыли главную трассу города в самом центре. Милиция уговаривала разойтись, но, видя, что народ «залупился», никого не трогала. 

Постояли, помитинговали около мэрии. Вышел мэр Игорь Пушкарев. Его плотно окружили. Он как бы и поддержал людей, передавали его фразу, что «повышение пошлин никому не нравится», но больше упирал на то, что «теперь о вашей акции известно в Кремле и можно разойтись». Какая-то бойкая дивчина требовала, чтобы мэр объяснил ей, как она будет кормить своих детей, когда ее «бизнес накрылся». А он уже точно накрылся. В последние пару недель не было заказов на авто, и фирмы готовы были чуть не бесплатно ввозить каждую десятую (двадцатую, сотую—кто как) машину из Японии. Лишь бы «заказы вернуть». Мэр толпу не успокоил, хоть и обещал, что «запрета на эксплуатацию автомобилей с правым рулем не будет». 

Его не про то спрашивали. Народ двинулся дальше по городу и через несколько километров перекрыл Некрасовский путепровод—главный автомобильный мост города. Здесь несколько сотен человек остались допоздна. Уже начали жечь костры и освободили дорогу только в девятом часу ночи. 

Те, кто поехал за город, чуть не захватили аэропорт. Стали почти у самого въезда в него. Здесь дело могло кончиться плохо. Здесь среди «бунтовщиков» и выше был процент отчаянной молодежи, и речи были резче. Пытались проломиться сквозь перегородивший дорогу ОМОН. Пихались, а те отпихивались. Ни камни, ни дубинки в ход не пошли. Какой-то чудак на «скае» (на «Ниссане Скайлайне») попытался продавить ОМОН своей машиной. То есть тихо, но упорно ехал на оцепление. Омоновцы, конечно, не стерпели и дубинки достали. Начали колотить по капоту и стеклам. Открыли дверь, парня выволокли, наверное, «наваляли» ему сгоряча. Этого было не видно, его окружили милиционеры. Молодые демонстранты кинулись на защиту. Возникла толкучка. Поднялся ор: «Отдайте нашего водилу». И, о чудо, его отдали, а не замели. От толпы в милицейские ряды внедрились пропагандисты с речами в духе «мы же одной крови». К милиции прибыло подкрепление. Уверяют, что спецотряд местного ФСБ. Но не вмешивались. Стояли допоздна. Жгли костры, грелись.

Да, всех, у кого были авиабилеты, пропускали, ведь это была дорога в аэропорт.

Опишу все лучше глазами и речами участников. 

—Что значит «уж как-то агрессивно вы начали»? Понимаешь, устал народ от цивилизованных и заранее проигрышных методов! Или нам нужно было в очередной раз прокатиться с включенным светом фар и побибикать?! Вот зачем, спрашивается, нужно было доводить народ до такого, если это никому не нравится??? 

—Да, орали речовку «Правительство в отставку», и орали хорошо. Жаль, ни одного мегафона не оказалось у народа, никто не думал, что так пойдем с лодки на город. Сорвал горло...

—Не ожидал, что так много будет взрослых мужиков. 

—Сегодня ты в пробке простоял, а завтра пешком ходить будешь... 

—Я—за акцию... Но не потому, что меня интересуют пошлины. Я за свободу выбора... той машины, которая мне нравится... и почему если я хочу ездить на «марке» (популярный в городе тойотовский автомобиль бизнес-класса.—А К.), я должен доплатить... а если на ТАЗе—то нет... меня реально «марк» в аварии спас... 

—Народ, я смотрю, никто не сказал, что в аэропорту, когда высыпал из грузовиков ОМОН и спезназ, были призывы: «Товарищи, звоните всем родным и близким, пусть подтягиваются сюда». Так вот, после этих призывов была частично обрублена сотовая связь. У меня лично телефон не работал, и много кто из толпы кричал, что у них тоже. Власти РЕАЛЬНО испугались, что мы стянем подкрепление и ОМОН не справится. Хотя у меня лично большая претензия к этим омоновцам. Почему они пошли против тех, кто отстаивает их же интересы?!

—Товарищи из МВД, задумайтесь над своими действиями, вы будете глушить своих соотечественников? Не бандитов, не террористов, не иностранных агентов… 

—ВОТ ЭТО АКЦИЯ! Был на Корабельной набережной, потом поехал в аэропорт. Машин было очень много, людей тоже! Ехали со скоростью 5—15 км/ч, гудели-дудели, в аэропорту выступал мэр Артема—всех только рассмешил «гарантиями». Аэропорт был перекрыт полностью. Приезжие были в легком шоке. 

ПРЕССА

Бунтующий народ очень ждал, что пресса их поддержит. Но не тут-то было. Один из местных радиоканалов, начав было бойко, пока утром шел митинг, скоро заткнулся и стал передавать призывы «разойтись». До вечера телевидение ничего не замечало (хотя телекамеры и корреспонденты были везде), что сильно огорчило «бунтовщиков». 

—Показывают по новостям Афины, типа главная новость!!! А у нас чё, не новость? 

На форумах цитировалась заметка «Как сообщил РИА Новости представитель пресс-центра МВД России, в Иркутске акция автомобилистов собрала около 60 человек, а во Владивостоке в акции приняли участие около 200 человек».

Люди созванивались, пересказывали «отклики в прессе». По общему мнению, в заварушке участвовало несколько тысяч человек, которые присоединились к ней по ходу дела. 

Началась информационная партизанская война. На информационные и телевизионные сайты в форумы засылалась информация. Модераторы ее стирали… Засылалась снова… Главным СМИ стал форум одного из популярных автомобильных сайтов, сюда присылались фото и новости из разных мест. 

ВЛАСТИ

Вечером на местных телеканалах появилось обращение от мэра города и первого вице-губернатора. Они призывали «успокоиться» и «не мешать проезду». Обещали, что «голос народа услышан». Те, кто мирно дремал в выходной на диване, наконец-то узнали, что в городе «заварушка» и чуть ли не «столкновения с милицией». 

Пожалуй, все и началось-то с того, что в самом начале на митинг к людям никто из властей не пришел. Поэтому люди и пошли сами к мэрии… Еще очень ждали появления на пикетах нового сенатора от Приморья Вячеслава Фетисова, который был где-то в крае в этот день. К аэропорту подъехал Новиков, мэр Артема, но его почти не слушали, да и что он мог сказать. Пошлины—не его уровень. 

—Народ, кто в аэропорт в начале колонны ехал, а помните лица тех чиновников и милицейского начальства, когда все поехали не в поле, а на аэропорт?!! Вот это надо было видеть!!!

ГДЕ ЕЩЕ? 

Протесты были во всех крупных городах края, хотя там дороги и не перекрывали. Интересно, что в Хабаровске, где митинг протеста был запрещен, на площадь вышел один человек с плакатом. На него косились полторы сотни омоновцев. Ждали толпу. Толпа стояла «зрителями», чтобы не дать повода. 

Во Владивостоке, по первым сведениям, милиция все-таки задержала полтора десятка человек. На них составили протоколы по статье 20.18 Административного кодекса РФ за организацию блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций. Наказание по статье влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 2,5 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток. Дела переданы в мировые суды Владивостока. 

КТО ЗАЧИНЩИКИ? 

Нет ответа. Ибо те, кто пробивал разрешение митинга, открестились от всех последующих «противоправных акций». И правильно сделали. Стоит отметить, что среди бунтовщиков очень активны были девушки. 

На вопрос: кто участвовал?—можно ответить: да все, и те, кто торгует машинами, и те, кто на них ездит, а кормится от другого бизнеса. Акция развивалась спонтанно, стихийно, безо всякого плана, как и все такого рода волнения. 

Среди приморцев принято представляться не только именами из паспорта. Но и из техпаспорта тоже. Поэтому и на форумах люди подписываются не только никами, но и своими машинами, например Land Cruiser PRADO 2003, 3RZ-FE, был Land Cruiser 1996, HDJ81, 1HD-FT. Это для москвича (жителя столицы, не продукции АЗЛК) эти буквы и цифры тарабарщина. А для владивостокского пацана—все понятно: кто и на какой машине. Вот еще образчики подписей: 

Crown Four 1998

Cresta 1G 1995 (в прошлом)

Cresta 1G 1989 (в прошлом). 

Или:

Nissan Caravan VP25 2. 0 коробка=) NO LSD =((

Honda Civic d13b EK2 черный коробка). 

По этим подписям можно изучать всю историю японского автопрома в Приморье. 

Приморский народ собой и горд (решились все же), но и недоволен. Результата нет. И надежды на отмену пошлин тоже почти нет. Но пока сгоряча хочется продолжить: 

—К сожалению, из-за работы не смог участвовать в акции. Каюсь, после того как приняли решение о поднятии пошлин и зная пассивный характер местных протестов, решил переехать на запад, в Россию, ибо здесь, судя по всему, нас ничего хорошего не ждет. После сегодняшних событий принял решение остаться, приятно видеть мужиков, отстаивающих свои гражданские права. Теперь думаю, уже ни одной акции не пропущу… В конце концов, проблема не только в том, на каких машинах мы будем ездить, речь идет о том, что в целом регионе рубят на корню экономическую составляющую, которая не благодаря, а вопреки стараниям правительства кормит людей. 

—Спасибо милиции, действовала адекватно и была, в принципе, за нас, спасибо народу, что стоял в пробках, не ратовал за свои личные интересы (как это сейчас здесь делают некоторые).

—Тринадцать лет осталось ипотеку гасить чистыми… на шее два пацана и жена, и куда мне теперь, чтобы их еще и прокормить?.. 

—Был сегодня на митинге. Мы вспомнили вкус борьбы—надоело жить в болоте. 

ТИГР ПРОТИВ МЕДВЕДЯ

Что случилось уже после 14 декабря? 

Дума города Владивостока и приморские единороссы приняли обращение к президенту и премьеру отменить повышение пошлин. Губернатор Дарькин принял представителей автобизнеса и пообещал: «Я беру на себя работу по отстаиванию интересов всех дальневосточников, кого затрагивает повышение таможенных пошлин». 

«Что ж ты раньше не «отстаивал»?»—подумали все приморцы. 

Власти развернули «превентивные меры»: с форумов исчезли ветки, где обсуждалась будущая акция протеста; по местным университетам прошли собрания студентов, на которых представители администрации вузов просили их не участвовать в стихийных акциях; прошло совещание глав основных приморских городов, и чиновники призвали друг друга не допустить беспорядков.

В свою очередь сманеврировали и «протестные массы»—обсуждение ситуации и новых акций перенесено за пределы страны, на сайт с расширением org. На его новой страничке появился символ протеста: на поле цветов российского триколора навстречу друг другу идут медведь, символ «едросов», и тигр с герба Владивостока. 

Обозленные пренебрежительным отношением московских властей, приморцы назвали себя «МЫ, НАРОД РОССИИ», и сформировали 16 развернутых требований, диапазон которых достаточно широк—от снижения пошлин и цен на бензин до сокращения аппарата чиновников и отставки правительства.

Между тем в конце недели в Тольятти и Ульяновске прошли демонстрации в поддержку отечественного автопрома и в защиту введенных правительством новых пошлин на автомобильный импорт. Приволжские пикетчики при этом в словах и лозунгах не щадили жителей Приморья. Конфликт экономических интересов, выйдя на социальный и межрегиональный уровень, разрастается. Погасить этот конфликт—экстренная необходимость. 

Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, Владивосток 

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе