Очень страшная правда Литвы, которую она еще надеется скрыть

В Вильнюсе с работы выгнали чиновника, который попытался поднять неудобный вопрос.
На фото: Вигилиюс Садаускас 
(Фото: DELFI / Tomas Vinickas)


В Литве, казалось бы, малозначительное событие: парламент уволил контролера по академической этике Вигилиюса Садаускаса. На самом деле это решение связано с трагической страницей в истории не только Литвы. Эту страницу активно осуждают и поныне. Литовскую элиту возмутило предложение контролера: он объявил премию в размере 1000 евро человеку, который соберет информацию и напишет научную работу о «лицах еврейской национальности, убивавших людей, способствовавших их ссылкам и истязаниям».

Так Вигилиюс Садаускас исподволь попытался подвести базу под участие литовцев в Холокосте. В годы войны пособники нацистов убили до 95% из 240 тысяч местных евреев. Массовые расправы начались сразу же с началом войны. В первые же дни ликвидировали евреев Паланги и Кретинги. Первая акция массового убийства осуществлена 24 июня в Гаргждай — уничтожили 201 еврея. С 25 по 29 июня литовские националисты устроили в Каунасе массовую бойню в гараже «Летукис», во время которой погибло около 4 тысяч человек.

Так продолжалось всю войну. Массовые убийства пособники нацистов осуществляли под надзором гитлеровцев в предместье Вильнюса у поселка Панеряй. Были вырыты котлованы, куда сваливали трупы расстрелянных советских военнопленных и местных евреев, включая женщин, детей, стариков. Сейчас здесь мемориал.

В Литве 227 мест расправ над евреями. В советские годы тема Холокоста замалчивалась, точнее, замалчивалось массовое участие коллаборационистов в убийствах. О месте расправ в Панеряй было известно, но писали, что гитлеровцы убили тут десятки тысяч советских граждан — без упоминания национальности убитых и убийц. Гитлеровцы…

Так было и в Латвии и Эстонии, где пособники нацистов также уничтожили почти поголовно местное еврейское население. Как бы цинично ни звучало, но выжили не только те из них, кто успел эвакуироваться, но и попавшие под каток сталинских репрессий. «Фактически депортация спасла жизнь многим высланным евреям», — пишет известный латвийский публицист Александр Гильман. «Трудно представить, что было бы с нашей семьей, если бы не высылка», — рассуждает он. За эти рассуждения его проклинают латвийские националисты. В Литве националисты тоже всячески избегали признания роли своих коллаборационистов в Холокосте и даже пытались оправдать убийства. Небольшая группа местных «интеллектуалов» исповедует теорию «двойного геноцида», согласно которой нацистский и коммунистический режимы были одинаково преступны и которая подводит базу под Холокост в Литве, объясняет, будто расправы с евреями являлись местью за их преступления против литовского народа. Здесь уверяют, что сталинские депортации осуществляли евреи. На самом деле среди сотрудников НКВД и их помощников были люди разных национальностей, в том числе и литовцы, так называемые «ястребки» из местного населения. Да и какое отношение к депортациям имели сотни тысяч евреев — портные, сапожники, часовщики, музыканты, врачи, журналисты и их семьи? И как увязать месть с массовыми убийствами семей, детей, мирных жителей?

Теорию «двойного геноцида», которой, судя по «конкурсу», придерживается уволенный Сеймом Литвы контролер по академической этике, подверг сомнению колумнист The Guardian Джонатан Фридланд в статье «Могу понять, почему литовцев привлекает теория „двойного геноцида“. Но от этого она не менее отвратительна» («I see why 'double genocide' is a term Lithuanians want. But it appals me»). «Когда уравниваются преступления нацизма и коммунизма, мы, как правило, не видим честного рассказа о первых, — пишет он. — В табличке на стене Девятого форта (крепость в Каунасе, превращенная нацистами в концлагерь. — „СП“), к примеру, говорится лишь о „нацистах и их пособниках“. Там не упоминается, что этими „пособниками“ были добровольцы-литовцы, с готовностью истреблявшие своих сограждан еврейской национальности. В ходе путешествия по стране — а я посетил целый ряд памятных мест, связанных с войной — я нигде не увидел признания голой, неприглядной правды: тот факт, что доля погибших среди литовских евреев (более 90%) была одной из самых высоких в оккупированной нацистами Европе, в основном обусловлен тем, что гитлеровцам активно помогало местное население». «Репрессии советского периода были ужасны, но геноцидом их не назовешь: арест и расстрел во рву у форта — не одно и то же. Это несопоставимые вещи, и утверждать обратное — значит лишать понятие „геноцид“ всякого смысла», — рассуждает колумнист The Guardian.

Вигилиюс Садаускас попытался объяснить причину, по которой он объявил свой конкурс. Сделал это из-за книги местной писательницы Руты Ванагайте «Наши» о литовцах — убийцах евреев. Эта книга стала сенсацией, бестселлером, она раскрыла ужасную правду. От Ванагайте отвернулись многие друзья и родственники. «Я спросила у моих детей, которым 20 и 28 лет, писать ли мне такую книгу. Они сказали, что на 120% поддерживают меня. Но часть друзей предупредила меня, что я останусь без читателей, которые любят меня за книги об уходе за стариками и о женщинах. Я подумала — почему я должна думать о коммерции. Я вижу, что больше никто такую книгу не напишет», — сказала писательница порталу Delfi.lt. «Я читала протоколы об эксгумации — множество детей с неповрежденными черепами — значит, закапывали живыми, — рассказала Рута Ванагайте. — В книге есть свидетельство одного военного — отец ничком ложился в яму, прикрывая ребенка. Военного спрашивали — в кого первого стрелять — в отца или в ребенка? Ответил: „Что мы звери, что ли, стрелять в ребенка на глазах у отца?“ Конечно, в отца. Ребенок ведь ничего не понимает». «Я помню, в советское время, когда лечили зубы, спрашивали — золото будет ваше или мое? Откуда у зубных техников было золото? Куда пропали все золотые коронки? — вспоминала писательница. — Есть и еще более интересный момент. Я унаследовала от дедушки и бабушки антикварную кровать, шкаф, часы. Прочитала, что во всей Литве было около 50?000 еврейских домов, плюс синагоги, магазины, больницы. Куда пропало все это имущество? Вся Литва разбогатела». По ее словам, в расправах участвовали добровольцы-белоповязочники, обычные деревенские парни и даже школьники.

По словам профессора истории университета Миллерсвилл в США, американского литовца Саулюса Сужедялиса, гостившего в Вильнюсе по приглашению Еврейской общины Литвы, «40% жертв Холокоста погибли в газовых камерах, но Литвы это не коснулось: здесь нацисты нашли достаточно „рабочей силы“ для убийства евреев».

«Скажем, в США в течение длительного времени игнорировали вопрос уничтожения индейцев, говорили о войнах Дикого Запада, но новые исследования показали, что так называемые войны с индейцами в большинстве случаев были убийствами мирного населения, — рассуждает профессор в интервью порталу delfi.lt. — Конечно, кому-то это не нравилось, появились обвинения, к примеру, „А что они сделали с ковбоями!“, и т. п. То же самое происходит в Литве — здесь живы дискуссии об истоках войны, памятниках героям и не героям и т. д. Но лично мне совершенно неважно, что делали евреи. Меня волнует, что делали литовцы. Конечно были евреи, а также литовцы и русские, которые участвовали в ссылках. Но что это имеет общего, скажем, с убитыми еврейскими детьми в Тельшяй?».

«Это бесславная страница нашей истории, и игнорировать ее — не выход. Это только показывает нашу неполноценность и не улучшает имидж нашей страны», — подчеркнул гость из Америки.

По его словам, Холокост был самой жестокой и кровавой страницей в истории Литвы. «Нет других подобных событий, которые могли бы сравниться с ним своим масштабом, жестокостью и массовостью, — сказал он. — Признать это, может, и нелегко, но надо постараться идти в эту сторону. Иного пути я не знаю».

Мысли Руты Ванагайте и американского профессора с трудом пробивают себе дорогу в Литве. Но процесс идет. Парламентский либерал Аушрине Армонайте, инициировавшая процедуру вынесения недоверия контролеру по академической этике, так оценила его идею о «конкурсе»: «Это речь ненависти, которая имеет много признаков проактивного антисемитизма, очевидно, что это побуждение искать доказательства преступлений по признаку одной национальности». В Сейме ее поддержали коллеги-либералы, оппозиционные социал-демократы и консерваторы, правящий Союз крестьян и «зеленых».

Автор
Сергей Орлов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе