Курилы и карелы

Недавно посетил остров Сахалин, узнал там о деятельности японских реваншистов. Для меня эта тема интересна, поскольку уже несколько лет изучаю деятельность финских реваншистов. Поэтому на Сахалине я был крайне удивлен, когда понял, как похожи финские и японские реваншисты со своими лозунгами, агитацией и фальсификацией истории.

Мой главный вывод заключается в том, что финские и японские реваншисты страдают одним и тем же – болезнью Альцгеймера. Ведь они очень часто и много чего забывают, крайне невнимательно читают официальные документы и исторические соглашения, а географию знают вообще хуже 12-летних школьников.

Общая черта японских и финских реваншистов, разделенных огромной Россией, – шаткие географические псевдопонятия, служащие для оправдания территориальных претензий. У японцев – это «Северные территории», которые могут включать всевозможные земли от Сахалина до Камчатки, хотя формально японцы пока претендуют только на несколько южных Курильских островов. У финских реваншистов есть термин «Карелия», которой включает в себя претензии на территорию от берегов Баренцева моря до островов Финского залива, хотя формально финны требуют только части Карельского перешейка.

Под лозунгом «вернуть Карелию» финские реваншисты претендуют, например, на часть полуострова Рыбачий в Заполярье, остров Кий, Аиновские острова, пригород Санкт-Петербурга Зеленогорск, старинную шведскую крепость Выборг, острова Финского залива (например Гогланд, Большой Тютерс, Сескар, Лесный, Можный). Понятно, что эти претензии никакого отношения к «Карелии» не имеют.

Интересно, что требования финских реваншистов «вернуть Карелию» не имеют никакой связи с исторической или географической Карелией. Суть – исключительно в разжигании великофинской ностальгии с помощью слова «Карелия». Ведь уже в 1920-х финские националисты начали претендовать на «Великую Финляндию», присоединять к ней сначала Северную Швецию, Северную Норвегию, Кольский полуостров, Карелию, город Санкт-Петербург, Карельский перешеек, Эстонию и Северную Латвию. Потом в планах было расширить территорию «Великой Финляндии» аж до Енисея.

Особый стратегический интерес реваншистов – к островам. Японские реваншисты претендуют на десятки Курильских островов Охотского моря, финские – на десятки карельских островов Финского залива и Баренцева моря. Важно обратить внимание на «реваншистский туризм» – для агитации и разведки. Так, японские туристы могут посещать Курильские острова, но финским туристам пока запрещено приезжать на острова Финского залива или Баренцева моря. Впрочем, для поддержания «реваншистского туризма» можно использовать уже существующие безвизовые зоны соседних государств.

Реваншисты вообще очень хитро работают в области туризма и развлечений. В пригороде Санкт-Петербурга, в Зеленогорске, часто можно встретить слово, которое звучит как-то по-японски: «Терийоки». Это якобы старое финское название города. Сейчас оно используется в названиях кафе, ресторанов и гостиниц. Таким же образом на Сахалине можно встретить слова «Тойохара» (японское название Южно-Сахалинска) и «Карафуто» (Сахалин).

Финские и японские реваншисты уже давно нашли друг друга. Реваншисткие организации Суоми постоянно ссылаются на успехи своих японских коллег, пытаются развивать и объединять свою стратегию, тактику и пропаганду. Ведущая финская реваншистская организация «ПроКарелия» имеет корни в великофинской фашисткой организации «Академическое общество Карелии», которое было запрещено в 1944 году. В начале 1990-х националисты продолжили свою деятельность в рамках проекта под названием «ПроКарелия», активно искали поддержки финского истеблишмента. В 2002 году был опубликован материал «Реформа Карелии». Это был детализированный план этнических чисток «великофинских» территорий на Карельском перешейке, в том числе с инструкциями по проведению массовых депортаций русских и введению политики апартеида. Участвовали в подготовке этого плана и финские чиновники, например, от министерства обороны и МИДа. Страшно даже представить, чем занимаются подпольные активисты японской националистической организации «Черного Дракона», некого аналога «Академического общества Карелии»...

Кстати, в реваншистских целях финны недавно придумали программу «Северное измерение», чтобы подключить в качестве спонсоров структуры Евросоюза. Не знаю, какие переговоры финские чиновники ввели с японцами о «Северном измерении» – ведь это понятие очень похоже на термин «Северные территории». Но для финнов всегда было интересно агитировать за сепаратизм финно-угорских народов. Существуют реваншистские организации нового типа, которые требуют «вернуть» все природные ресурсы финно-угорским племенам по всей России.

Недавно в национальном архиве Финляндии я обнаружил документ японского профессора Тотому Куваки, который читал лекции в Хельсинском университете в 1943 году. Удивительно, но этот Куваки сообщил своим студентам о будущей финско-японской границе, которая по словам профессора, должна была пройти около Москвы...

Йохан БЕКМАН

Автор – доктор общественно-политических наук, доцент социологии права университета Хельсинки

Новые Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе