Диверсионное замыкание

Власти впервые признали нападение боевиков на стратегический объект

Невозможно понять сегодняшнюю диверсию на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии, в ходе которой были убиты два охранника и подорваны три агрегата, вне контекста постепенной радикализации кабардино-балкарских мусульман. В свое время кабардино-балкарский джамаат был одним из самых мирных и прогрессивных на Кавказе. Однако логика развития ситуации вокруг него и эволюция позиций его лидеров дополнялась таким мощными факторами, как воюющая по второму кругу Чечня, пылающий Дагестан 1999-го года и провозглашение боевиками курса на построение общекавказского исламского государства. 

Шамиль Басаев, как лидер того тренда, может быть доволен – он добился, чего хотел. В свое время он приложил немало усилий к тому, чтобы разбудить «спящую красавицу Кавказа», как он называл самый спокойный на тот период кавказский регион – Кабардино-Балкарию. История саморадикализации кабардино-балкарской общины молодых мусульман под руководством Анзора Астемирова и Мусы Мукожева уже описана довольно подробно. 


Отдельно стоит рассмотреть роль Шамиля Басаева в этом процессе постепенной радикализации молодых верующих, а также постепенного провоцирования властей на ужесточение репрессий в отношении в то время еще мирных мусульман, что опять-таки приводило к ускорению процесса радикализации. 

Наиболее знаковых ударов, которые нанес Басаев кабардино-балкарской силовой и политической системе для их провоцирования, было несколько. Скандальная история с отдыхом и лечением самого Басаева в Баксане, как утверждается «по согласованию» с тогдашним руководством республики КБР. Напомним, что тогда Басаев уходил с баксанской лежки с боями, стрельбой, взрывами и громким политическим скандалом. 

Далее – раскол мирного кабардино-балкарского джамаата на сторонников вооруженного джихада и мирного исламского просвещения, выход лидера джамаата – Анзора Астемирова на тропу войны, нападение на здание Госнарконтроля и кровавая атака на все силовые объекты Нальчика в октябре 2005 года. За всеми этими событиями тенью стояла фигура Басаева. 

В итоге власть предельно ожесточилась против любого молящегося, а любой молящийся стал более подвержен пропаганде и увещеваниям радикальных проповедников. Цветущие Кабарда и Балкария, островок стабильности на пылающем Кавказе, медленно, но верно начали втягиваться в общую логику эскалации взаимного насилия и тотальной войны на взаимное уничтожение сынов одной земли – боевиков и силовиков. 

Уничтожение объектов экономической инфратсруктуры, работающих на российское государство и общество, одна из стратегических целей, заявленных еще Басаевым. В этом ряду постоянные подрывы газопроводов, рельсовая война, отправление под откос товарняков, подрывы вышек линий электропередач, операторов мобильной связи и т.д. 

Яркий пример из другой республики – майский подрыв боевиками в Дагестане вышки одного из сотовых операторов и последующий расстрел ремонтной бригады и милицейского сопровождения. В результате того теракта погибло 8 человек погибли, четверо сотрудников милиции получили ранения. 

Да и сами власти Кабардино-Балкарии не сомневаются, что сегодняшний теракт – дело рук боевиков. По сообщениям СМИ, у оперативников уже есть главный подозреваемый в теракте – один из лидеров боевиков, имя которого пока не раскрывается. А боевики в Баксанском районе, стоит напомнить, действуют уже достаточно дерзко и все более вызывающе – здесь периодически убивают милиционеров, прокуроров и иных силовиков. 

Из иных знаковых моментов стоит отметить, что сегодняшняя диверсия также полностью лежит в логике провозглашенной сегодняшним лидером кавказских боевиков Доку Умаровым стратегии по переносу войны на коммуникациях и объектах инфраструктуры вглубь российской территории. Кроме того, сегодняшний подрыв – первый официально признанный факт нападения боевиков в рамках этой стратегии. 

Напомним, что другие случаи, когда боевики пытались взять на себя ответственность за те или иные происшествия, как например катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, властями терактами не признавались. Тогда ответственность за произошедшее взяли на себя сразу две группировки – сначала неизвестный никому «джамаат русских муджахидов «Муваххидун ар-Руси»», а потом возрожденная Доку Умаровым бригада смертников «Рияд ас-Салихийн». И это притом, что и эксперты, и результаты следствия показывали, что катастрофа носила техногенный характер. 

Убежден, что данное нападение достаточно предсказуемо приведет только к одному – не к усилению бдительности наших силовиков, не к реальному усилению безопасности стратегических объектов инфраструктуры по стране, а лишь к спекулятивному обсуждению в СМИ и d блогах такой пакистанской темы, как «под силу ли радикалам овладеть национальной ядерной бомбой»…

Руслан Курбанов 

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе