Вселенная Кощея и Ильи Муромца: виртуальный мир на основе славянских мифов

Славянская мифология имеет невероятно древние корни, настолько древние, что большинство историй тех времён существовали только в устной форме.

К сожалению, как раз из-за этого, а также ряда других причин эта невероятно обширная часть духовной культуры славянских народов сохранилась лишь фрагментарно. Количество имеющихся источников информации по этому вопросу не так уж велико, если учитывать масштабность темы. 


При этом некоторые из сохранившихся документов довольно вторичны, а другие были пропущены через призму авторского восприятия (довольно часто, ко всему прочему, иностранного).

Однако даже сохранившиеся крупицы информации столь богаты и удивительны по своему содержанию, что являются великолепным фундаментом для творчества. 

Это и позволило писателю Роману Папсуеву создать свой мультимедийный проект, посвященный авторской вселенной, основанной на славянской мифологии, под названием «Сказки Старой Руси».


© Роман Папсуев


«Первоначально, когда я еще несерьезно относился к проекту, я все рисовал из головы, основываясь на собственных детских воспоминаниях о тех сказках, что мне читали на ночь. Затем проект стал серьезнее, поэтому я полез в источники. Я открыл для себя неадаптированные сказки Афанасьева в трех томах, внимательно изучил этнолингвистический словарь «Славянские древности», «Славянский бестиарий» Беловой и другие академические издания, выпущенные под патронажем РАН. Неоязыческую новодельную ерунду я не рассматривал и не планирую. Также я стараюсь не читать интерпретационные статьи известных славянистов. Это связано с тем, что в них исследователь высказывает свою точку зрения на изучаемый предмет и часто «натягивает сову на глобус», — рассказал он.


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


Вместе с этим Папсуев указывает, что он сам себе автор и самостоятельно пытается придумывать интересные теории. По его словам, он создаёт свою вселенную, которая представляет собой «кабинетную мифологию» и к реальности не имеет никакого отношения.

«Изучать по моему проекту славянскую мифологию — нельзя. Но можно поинтересоваться, откуда и что я взял. Откуда у меня в энциклопедии-бестиарии «Диве чудном» существа, вроде скарбников, копшей, хок, шишей и т. п. Все эти существа реально упоминаются в славянском фольклоре, но я постарался их классифицировать в рамках систематизации авторской вселенной, чтобы они могли органично сосуществовать в выдуманном мной мире, чтобы читатели в итоге верили в то, что все эти персонажи могут жить в одном мире», — пояснил он.


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


Писатель отмечает, что идея создания энциклопедии-бестиария появилась сразу после выхода первых артбуков проекта. Причин для этого было несколько.

«Во-первых, у нас реально очень слабо знают славянскую мифологию. Кое-какие сказки — знают, но вот именно мифологию, причем не просто русскую, а общеславянскую — очень плохо. Во-вторых, я решил пойти по не совсем проторенному пути: я начал проект с создания мира, а не с историй из этого мира. Обычно авторы, создающие вселенные, начинают с историй про отдельных героев, а потом уже, в процессе написания, мир, в котором живут эти придуманные герои, дополняется, расширяется и растет. Поскольку моя авторская вселенная никак не связана с реальным миром и реальной историей, публика с ней не знакома, ведь мир «Сказок Старой Руси», который я назвал Белосветье, до определенного момента существовал исключительно у меня в голове. Вот энциклопедия-бестиарий «Диво Чудное» — это как раз книга, позволяющая читателю ближе познакомиться с той вселенной, в которую я поместил персонажей славянского фольклора и мифологии. В-третьих, подобная энциклопедия станет очень хорошим подспорьем для писателей и сценаристов, которые в какой-то момент, возможно, подключатся к проекту. Это так называемый «канон», — указал Папсуев.

По его словам, из русских сказок больше всего ему нравится «Сказка об Иване — царевиче, Жар-птице и сером волке». В ней можно найти самого лучшего, самого доброго и самого положительного персонажа, который ему встречался в сказках — Серый Волк. Как считает Папсуев, он является воплощением альтруизма и всего хорошего, а потому очень контрастирует с другими главными героям русских сказок, которые подчас очень сомнительно себя ведут, особенно с точки зрения современной морали.


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


«Дураков, халявщиков и воров в наших сказах хватает. То, что у нас в сказках описывается как «смекалка» — часто является банальной ложью, воровством и подлогом. Почитайте, хотя бы сказку «Шемякин суд», а про халяву и дурость — того же «Емелю». Так что те, кто часто пишут о том, какие добрые и хорошие у нас сказки — перечитайте их в зрелом возрасте и, поверьте, вы обалдеете. И это нормально, на самом деле. Сказки сказывались в другое время, в других условиях и вообще — в другом мире. Поэтому их время от времени и адаптируют, чтобы современные дети понимали, что к чему. Я же для своего авторского мира беру за основу именно неадаптированные сказки — так интереснее», — подчеркнул писатель.


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


Сталкивается автор и с критикой, причём, по его признанию — постоянно. Он отмечает, что прекрасно понимает, что его проект не для всех. К тому же все новое всегда воспринимается в штыки. И хотя, например, из РПЦ ему ещё не писали с обвинениями в «пропаганде бесовских идей», но некоторые верующие уже высказывали «фи» по поводу его версии Ильи Муромца — мол, канонизированный святой, а он его «так» изобразил.


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


«Так я и не канонизированного святого, а фольклорного персонажа создал. Надо понимать разницу. Это касается и общего восприятия мифологии. У нас почему-то все время путают фольклор и историю. Чуть ли не хотят по сказкам изучать историю Руси. Подход — странный и лично мне несимпатичный. Ну, а уж кто из критиков настолько самовлюблен, что считает, будто точно знает, «как все на самом деле было» — это уже точно не мои проблемы», — отметил он.

Те же люди, которые упрекают его в копировании западного стиля при создании персонажей, по мнению писателя, просто не понимают многих заранее продуманных аспектов и судят книжку по обложке, а точнее по картинкам выносят свой вердикт о содержании его произведений, не желая даже их внимательно почитать.

«Для того чтобы лучше понимать мой проект, лучше все же прочитать книги. Когда вы смотрите иллюстрации к книге в отрыве от контекста, картинка может ввести вас в заблуждение. Например, если вы впервые увидите иллюстрацию Тэнниела с Бармаглотом, вы вряд ли поймете, что это к «Алисе в Зазеркалье», а ассоциативный ряд вас заведет совсем в другую сторону. И это при том, что эта иллюстрация считается канонической. Что уж говорить о картинках художника к некоему произведению, которое вы не читали и о котором слыхом не слыхивали», — сказал он.


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


Вместе с этим выбранный внешний образ персонажей имеет под собой функциональный смысл, который более чем логичен, если хорошенько вникнуть в суть произведений.

«Во-первых, колдуны в моей вселенной — это пришлое зло. А поскольку они пришлые, они и не могут быть похожими на русичей. Во-вторых, весь проект задумывался, как попытка совместить славянскую мифологию и игровой арт, то есть представить себе, как выглядели бы персонажи русского и общеславянского фольклора, если бы попали в мир игр. Отсюда и все известные штампы из игровой индустрии. Называть это «западным творчеством» — ну такое. Если уж на то пошло, то это общемировое творчество. Есть общие тенденции в игровой индустрии, хотя, безусловно, можно разделять направления в стилистике на условно-западное и на условно-восточное. Поскольку я восемь лет проработал в геймдеве на всевозможных фэнтези-проектах, я неплохо разбираюсь в игровых штампах и стереотипах, которые понятны геймерам и уже на подсознательном уровне ими воспринимаются как данность», — объяснил Папсуев.

В настоящий момент, судя по опросам, самым популярным персонажем в коллекции Папсуева является Елена Кощеевна Премудрая. О причинах любви аудитории к ней он советует поинтересоваться у самих его фанатов. Со временем она, возможно, станет одной из героинь планируемых автором комиксов, однако, учитывая тяжкий и кропотливый труд, который требуют подобные произведения, пока писатель отказывается называть конкретные сроки их появления на свет.


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


«Я, безусловно, вкладываю в тексты какие-то свои идеи и мысли, ровно, как и в картинки, но как эти мысли идеи интерпретируют другие люди — это другой вопрос. Одни ищут черных кошек в черных комнатах, другие угадывают точно то, что я хотел донести, а третьи вообще не понимают, что это и зачем. Что касается моего желания пробудить интерес к славянской мифологии, то я об этом говорю чуть ли ни с начала проекта — да, это моя миссия, так сказать. Пусть вам не нравится то, что я делаю, но вы хотя бы, чтобы поспорить со мной — откройте литературу, перечитайте сказки, посмотрите на серьезные научные этнографические исследования, придумайте, в конце концов, что-то свое. Это будет здорово. Начиная с 2015 года, я наблюдаю неуклонно растущую популярность темы сказок в среде творческих людей, что меня очень радует. Достаточно сказать, что только в киноиндустрии запланировано с десяток фильмов и мультфильмов, так или иначе основанных на русском фольклоре. А это уже хорошо. Ну и дай Бог, результат будет хорошим», — заключил он.


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев


© Роман Папсуев

Автор
Данила Белов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе