В виде обращений

Разговоры об авторском праве в жанре открытых дебатов

Владимир Якубовский, музыкант и студент Ливерпульского университета, занимающийся продвижением идей свободного обмена информацией, на страницах издания «ВЕБ-ПЛАНЕТА» обратился к генеральному директору компании «Интермедиа» Евгению Сафронову и попытался ответить за всех «уголовников «ВКонтакте» и не только. Его письмо содержит множество аргументов в защиту свободного распространения цифрового контента — музыкальных и видеофайлов в первую очередь, и полемические размышления относительно одного из самых спорных утверждений в истории культуры: «Сначала деньги, а потом талант» — высказанных Евгением Сафроновым в знаменитом интервью порталу Magazine Club Koncept.

— Хорошо, что мёртвые не читают газет… — сказала пожилая пианистка и атеистка с Мосфильмовской улицы, просмотрев запись с господином Сафроновым. И отсчитала тридцать пять капель валокордина.

Евгений Сафронов ответил незамедлительно, и как человек образованный и с хорошим вкусом, он начал с основ. Точнее, с вопросов. Это придаёт гудвинианский тон манерам господина Сафронова. И, по сути, является старой фольклорной традицией, видимо, из-за некоторого сказочного, загадочного привкуса обозначенных дилемм.

Владимир Якубовский:
«Уважаемый Евгений!

Несколько дней назад я послушал запись прямого эфира Станции 2.0 от 16-го июня — в тот день вы были в гостях у Сергея Пименова. Заинтересовался и нашёл в Интернете ещё одно ваше интервью. И понял, что не могу промолчать и не прокомментировать то, что услышал и прочитал.

Вы утверждаете, что количество записываемой музыки уменьшилось на четверть, что сокращается количество артистов. Вы говорите о кризисе в музыкальной индустрии. Ещё хуже — вы называете это творческим кризисом и утверждаете, что творчество не может существовать без денег. Намекая таким образом на поправки к существующей законодательной базе, способствующие ещё большим отчислениям за авторские права и более жёсткому контролю над индустрией со стороны музыкальной индустрии и лоббистов копирайта, таких как РАО и ВОИС. Вы противитесь даже малейшим намёкам на свободную модель распространения цифрового контента в Сети и считаете, что эти нынешние 7—10%, получаемые артистом за своё творчество, должны вырасти за счёт ещё больших отчислений с пользователей.

Эта модель во всём мире уже доказала свою несостоятельность, и нынешние попытки реанимировать труп как минимум недальновидны. Они вредят развитию творческого процесса за счёт поддержки крупных игроков индустрии — больших звукозаписывающих компаний, их артистов и исполнителей, концертных агенств и других игроков рынка и сопутствующего бизнеса. Каким, например, является компания «Интермедиа», руководимая вами. Но давайте поговорим обо всём по порядку.

Во-первых, представлюсь. Меня зовут Владимир Якубовский. Я живу, работаю и учусь в Англии. Я изучаю те беспрецедентные перемены, которые происходят и происходили в музыкальной индустрии во всём мире в последнее десятилетие. Когда вы основали «Интермедиа», мне было 11 лет. Я музыкант, звукоинженер, а заодно — принадлежу к тому социальному слою, который вы клеймите словом «пират». А такое клеймо абсолютно неверно, ведь пиратство — это кража. Кража подразумевает лишение хозяина его собственности. Можно украсть автомобиль, телефон, деньги, но не файл с носителя информации. Приобретение же цифровой, идентичной копии никоим образом не уменьшает ценности цифрового обьекта. Даже наоборот — увеличивает его популярность, и, тем самым, ценность. Ниже об этом будет подробнее.

# # # #

А для начала скажу, что пираты — это как раз вы. Представители музыкальной индустрии (лейблов, студий), копирайт—агентства вроде РАО, RIAA, IFPI, BREIN и многих других организаций, которые своим нежеланием адаптироваться к новым реалиям цифрового века и построенной на этом политике полностью дискредитировали здоровые отношения между создателями цифрового контента и его потребителями. Ваши общественные действия (как значимого участника российского музыкального бизнеса) не приносят и никогда не принесут пользы тому творческому социальному слою, о котором вы на словах печётесь. Но только на словах. В действительности вы руководствуетесь законами рынка — максимизацией финансовой отдачи и увеличением прибыли для существующих игроков. Правила вашей игры не допускают бесконтрольного появления новых игроков на этом рынке — молодых музыкальных коллективов, не желающих отчислять взносы в соответствующие профессиональные агентства и объединения, и тем более — взимать налог с аудитории.

А музыканту нужны прежде всего слушатели. Вы, не являясь музыкантом, никогда не поймёте того чувства, которое испытывает музыкант, когда впервые спускается со сцены с ещё влажным от капель пота инструментом после первого концерта своей группы, слыша за кулисами шум зала. Если всё было бы так, как вам хочется, то 15—18 летние музыканты (а именно в этом возрасте обычно начинается этот тернистый путь) никогда бы не смогли осуществить вот такую свою мечту. Ведь они должны были бы платить вам за всё. За исполнение каверов своих любимых групп — а это, наверно, основной способ для молодой группы сыграться вместе, заполнить свою программу из нескольких собственных песен. Им пришлось бы платить за право послушать песни своих кумиров из Интернета. Не только за возможность скачать (которую, к слову, вы никогда не могли контролировать, и никогда не сможете), а даже за возможность послушать радио в Интернете.

В 2010 году количество любимых исполнителей в фонотеке молодого музыканта исчисляется не единицами и даже не десятками, а сотнями. И заплатить за все их диски и mp3 копии молодой музыкант просто не может. Также вы хотите, чтобы вам платили за право поделиться (даже купленным в магазине) диском с друзьями. Глобальная сеть Интернет стёрла географические границы и до бесконечности расширила круг общения индивидума; социальные сети позволяют знакомиться и поддерживать личные или творческие отношения одновременно уже не с десятками, а сотнями и тысячами людей — коллег или слушателей. Сеть дала нам аудиторию, не контролируемую ни правительствами стран, ни финансовыми организациями. Без вашего участия теперь новая рок группа из, скажем, Екатеринбурга, может организовать тур по городам Прибалтики. Самостоятельно создав аудиторию и своими силами организовав свой приезд, контактируя с организаторами на местах, пригласившими этот коллектив в свой город, потому что они услышали их музыку, выложенную в Интернет для свободного скачивания.

Но по-вашему, все эти люди — пираты, воры, молодые уголовники (ст. 146 п. 3б УК РФ). И вы на каждом шагу кричите о том, что концертная деятельность в стране развалена, требуете более жёсткого контроля и постоянных отчислений в соответствующие организации.

# # # #

Когда описываемые перемены произошли, музыкальная индустрия во всём мире их прозевала. Спохватились поздно, когда смена парадигмы уже произошла. Интернет стал печатным станком Гутенберга. Если бы можно было перенестись на 40 лет назад и предложить молодому исполнителю контракт, по условиям которого его бы услышали несколько сотен тысяч людей, но за который он не получил бы ни гроша, как вы думаете, он отказался бы от такой возможности? В своё время Джордано Бруно сожгли на костре за то, что он стал распространять ересь (заметьте — авторских отчислений он не требовал за свою такую новую идею) — мол, Земля крутится вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято. Теперь Джордано Бруно — это сотни миллионов пользователей Сети по всему миру. У вас просто не хватит топлива для костров.

  Естественно, сложившаяся ситуация не может радовать звукозаписывающие и publishing-компании. И участники музыкального бизнеса сделали одну ошибку — начали борьбу с новым явлением. Вместо того, чтобы пересмотреть свою политику и, возможно, просто умерить аппетиты, начать искать новые способы монетизации цифрового пространства, адаптироваться к новым реалиям. Но нет, они продолжают борьбу теми же способами, какими боролись с копированием и нелицензионным распространением физических носителей раньше. Борьбу, которую индустрия никогда не сможет выиграть. И вы это знаете, пожалуй, лучше тех, кого называете пиратами. Да и задача у музыкальной индустрии другая. Не победить так называемое «пиратство», а успеть собрать как можно больше денег, пока всё не обвалилось окончательно. Поэтому вы пугаете людей страшными сказками о том, что по вине пиратов стало записываться меньше музыкальных произведений. О том, что один скачанный из Интернета трэк является потерей продажи одного физического носителя, и, соответственно, прямым ущербом для исполнителя. Всё это — откровенная ложь. Один скачанный трэк не влечёт за собой потерю продажи, всё как раз наоборот.

В «развитых странах», которые вы так любите ставить в пример уже не первый год, проводятся исследования, подтверждающие как минимум отсутствие связи между падением продаж физических носителей и количеством скачиваний в интернете и как максимум абсурдность таких утверждений. Например, это подтвердило исследование, проведённое правительством Канады в 2007 году. Вы не поверите, но ещё один вывод этого исследования заключался в том, что пользователи, которые активно скачивают музыку из Интернета, так же активно её и покупают (чаще тех, кто музыку не качает). Почему? Просто потому, что они больше остальных интересуются музыкой.

В действительности, свободное скачивание музыки из Сети на руку музыкальному бизнесу. Мы скачиваем музыку и, если она нам нравится, ходим на концерты и покупаем атрибутику, будь то плакаты или футболки, слушаем радиостанции, на волнах которых крутят этих исполнителей, смотрим рекламу по тем телеканалам, где показывают нравящиеся нам группы.

# # # #

Когда в 1993 году вы открыли «Интермедиа», а мне было 11 лет, многие нынешние слушатели не то что под стол пешком ходили, а только родились. Они впервые сели за компьютер, подключённый к сети, уже после того, как закрытие таких сервисов, как Napster и Audiogalaxy, породило лавинообразное увеличение музыкального «пиратского» трафика в сети. На их глазах BitTorrent-протокол был адаптирован для распространения целых дискографий исполнителей с лёгкостью, которую каких-то 10 лет назад никто не мог представить. Три самых больших торрент-трекера (PirateBay, Mininova и IsoHunt) уже 2 года назад генерировали 1 млрд просмотров в месяц. С тех пор это число только увеличилось. Вы всё ещё хотите с ними бороться?

Эти пользователи, о которых я говорю, никогда не платили за музыкальный контент в сети. Сейчас эти дети, может быть, в первый раз берут музыкальный инструмент в руки, играют свои первые концерты, слушают музыку своих кумиров на таких сайтах как Vkontakte, Youtube, MySpace, SoundCloud и тысячах других. По вечерам они переписываются друг с другом в сети, и, конечно, делятся ссылками на музыку любимых исполнителей. Эти дети подрастут, и через 10—15 лет станут руководителями, у них будет свой бизнес, они будут избираться в органы власти. Но пока что они просто слушатели. Качают музыку из Интернета — и знаете, им плевать на ваш бизнес и показатели ваших продаж. Им плевать на озабоченность Газманова, Алибасова, Леонтьева и иже с ними — участников «пекинской конференции». Следующую сочинённую песню они не понесут на радио или в звукозаписывающую компанию, а выложат в Интернет, чтоб быть услышанными так называемыми «30 миллионами уголовников» (фраза вашего коллеги, вы наверняка в курсе).

Потому что Интернет уравнял авторов и слушателей — теперь автор является потребителем, точно как и потребитель является автором, когда выкладывает музыку любимых исполнителей (или как часто бывает — ремиксы, римейки и кавер версии) на свою страничку в социальных медиа Об этом свидетельствует распространение UGC социальных сервисов, таких как Youtube и ВКонтакте. Вот такое вот «поколение уголовников».

И вы их запугиваете, называя ворами. Но пираты, повторюсь — вы, а не мы. Вы, с вашими амбициями взымать мзду со всех проплывающих лодок за право плавать в водах, которые вам не принадлежат. Вы, правообладатели, упорно вбивающие в головы своим детям, что они — преступники. Они, может быть, не читали Уголовный и Административный кодексы, но точно знают, что являются «пиратами». Они, быть может, гордятся этим, а может, делают вид, что им всё равно. Но слово «преступник» записано огненными чернилами на внутренней стороне их лбов. И, называя себя пиратами, вступают в пиратские партии, скачивают дискографии любимых групп, пока «всё не прикрыли», радуются переселению любимого торрент трекера в доменную зону .org (такая игра в кошки—мышки) пляшут под ваши барабаны. А барабаны стучат об одном — о том, как вы хотите, чтобы вам платили.

# # # #

Вы хотите, чтоб вам платили везде и за всё. В кафе мы оплачиваем счёт, и в него уже входит стоимость вашего «налога на прослушивание» последнего хита Филиппа Киркорова, от которого большинство из нас просто тошнит. Вы хотите заставить нас платить за то, что нам не нужно. Так кто тут «пират»? Вы хотите, чтоб в стоимость пустого диска был включена мзда за возможность записать туда пиратскую подборку хитов группы «На-На». А я туда просто хочу записать свежий альбом своей группы, чтобы раздать на следующем концерте. Или вот последний альбом российского исполнителя Noize MC, который я услышал несколько недель назад. Я не живу там, где можно купить этот диск. Но когда приеду в Россию, непременно куплю и диск, и книгу. И на концерт схожу обязательно. И друзей с подругами с собой потащу, буду всем ссылки в Facebook кидать. Если бы я не скачал этот альбом, откуда бы я узнал о творчестве Ивана Алексеева? Сущность музыки в том, что невозможно осознать её полную ценность до момента её полного потребления (Nelson, 1970).

Люди платили за пластинки Аллы Пугачёвой, выпущенные «Мелодией» 30 лет назад, в 90-х её бэк—каталог был переиздан на компакт—дисках, потом вы с нас стали снимать деньги путём упомянутых налогов. Что дальше? Хотите, чтоб мы платили ещё и за скачивание музыки из сети? И сколько это ещё должно, по вашему мнению, продолжаться?

Приведу ещё один пример из «развитой страны» — Соединённых Штатов Америки. Цитирую заметку к постановлению суда южного округа штата Нью-Йорк по делу Starr v. Sony BMG: «В цену физических носителей, таких как компакт-диск, заложена стоимость копирования дисков, производства коробки, печатного материала, стоимость устройств против кражи из магазинов, доставки дистрибьюторам и в магазины, труд работников магазинов; также непроданные и повреждённые единицы. Этих затрат не существует при распространении музыки посредством сети Интернет. Тем не менее эти значительные снижения затрат не отражаются соответствующими снижениями стоимости приобретения музыки в Сети, как этого следовало бы ожидать в условиях конкурентного рынка» (дело 08-5637-cv, «Starr v. Sony BMG», 2010, стр. 4.).

Так сколько ещё, скажите, мы должны вам платить?

У вас одни авторы и исполнители, а у нас другие. Группа «Рубль» никогда не попадёт в вашу статистику, потому что она не приносит вам денег — все треки Шнурова и компании можно скачать бесплатно с официального сайта. Вы говорите, что сейчас записывается меньше музыки. Думаю, и проект KOOQLA, выросший в Интернете, не попал в вашу статистику, несмотря на более чем полмиллиона скачиваний и «Золотую горгулью».

«Ваши» авторы и исполнители не могут заработать себе на хлеб с маслом, на квартиру, машину, яхту, на домик в деревне и свечной заводик, дабы обеспечить себе достойную старость? А наши музыканты и исполнители не прочь «давать по три концерта в день и метаться в полуразвалившемся автобусе». Вы говорите, что «если у тебя нет возможности хорошо заработать на диске, месяц посидеть в студии и что-нибудь создать, никакого креатива у тебя не будет, как ты ни старайся». А как же Jimi Hendrix, Гражданская Оборона, Dub FX? Вы, Евгений, наверное, не давали Егору Летову разрешений на проведение концертов? «Сначала деньги, а потом талант», вы говорите? Знаете, мне доводилось ходить на репетиции, когда в желудке у меня два дня булькал чай без сахара, и ничего другого. И это были самые лучшие и продуктивные репетиции в моей жизни.

Кто сказал, что музыканты должны непременно кататься как сыр в масле, и перемещаться по городам лишь в эксклюзивной продукции мирового автопрома? Музыканты делают музыку не потому, что хотят получать миллионы, а потому что им нравится заниматься музыкой. И будут это делать, будут записываться на домашних студиях и репетиционных точках, благо современные технологии ушли далеко вперёд в сравнении с ситуацией 30-летней давности. Музыкант сейчас уже не зависит от студии звукозаписи, куда раньше он нёс деньги дяде, чтоб записать свою демо-кассету, а потом отнести её другому дяде на прослушивание в надежде на то, что ему предложат вожделенный контракт. Вы говорите, что «музыка будет становиться всё хуже, хуже и хуже». Нет, она будет становиться только лучше, просто люди не станут слушать то, что вы хотите им продать. Они уже сейчас не слушают, судя по вашим рассказам.

# # # #

Вам, Евгений, наверняка не нравятся тенденции, о которых я пишу. Вы говорите, что «единственное, что остаётся — пытаться каким-то образом воспрепятствовать [этим тенденциям]» и что «может быть, государство хоть что-нибудь сделает». Знаете, я искренне надеюсь, и буду прилагать все усилия, чтоб государство вам не помогло ещё раз напоследок набить карманы. Даже если ваши «пекинские конференции» и добьются изменений в российском законодательстве — это всё ненадолго. Здравый смысл и путь избранный музыкантами с мировым именем — Трентом Резнором и Томом Йорком — скоро возьмут верх. Так может, не стоит пытаться судорожно лоббировать законы, откидывающие всех в прошлое? Сесть за один стол всем и подумать о таком законодательстве, которое будет работать на всех сейчас и в дальнейшем будущем. Во всём мире ситуация не сильно отличается от ситуации в России, и уже работающих комплексных рецептов выхода из этой беспрецедентной и действительно революционной ситуации пока ещё нет.

Вернее, они есть, но вы не хотите о них даже слышать. В одном вы правы, Евгений — «рецепты должны придумать более умные люди». Так дайте же им слово, послушайте, что они вам говорят. Ведь 30 миллионов не могут ошибаться, не так ли?

С уважением,

Владимир Якубовский».

 

Увлечённому читателю хочется напомнить, что своими корнями традиция загадывания загадок уходит в древние архаические ритуалы, и когда-то с их помощью славянские мыслители пытались преодолевать хаос и упорядочивать составные части мироздания. Они помогают заключить язык в понятийные категории, определяя при этом широту ноосферического пространства испытуемого. Они есть игра, познание, поучение, система ценностей и магический церемониал. На современном языке это называется «определиться с понятиями»

Евгений Сафронов:
«Уважаемый Владимир!

Если быть честным, Ваше письмо меня просто потрясло:

1) Оно написано грамотным русским языком, в сети это не часто встретишь. Порадовали, спасибо!

2) Сразу видно, что Вы — человек профессиональный и увлечённый. Это тоже крайне радостно!

3) Вы не пожалели усилий и времени на то, чтобы материал был сделан убедительно и качественно — никакой поверхностности. Супер!

Это я безо всякой задней мысли, совершенно откровенно!

Хотя, конечно, было бы неплохо, чтобы это письмо, раз уж оно было адресовано мне, всё же прислали бы именно мне, а не разместили в сети без предупреждения. А то его уж активно обсуждают, а я даже не знаю, что на меня такое коварное нападение совершено :). Меня ведь найти очень просто — intermedia.ru.

Теперь по сути.

Хотел было Вам детально ответить (жанр открытого письма именно такую реакцию предполагает), но решил всё же для начала уточнить отправные точки. Сделаю это в виде вопросов, если хотите — теста. А то знаете, может быть, мы вообще на разных языках разговариваем...

1. Допускаете ли Вы, что общество (в лице государств и межгосударственных органов) имеет право устанавливать законы, которые следует исполнять?

а) да
б) нет

2. Что Вы будете делать, если какие-либо законы, установленные обществом, в котором Вы живёте, Вам лично не нравятся?

а) выходить на улицу, поджигать машины, бить витрины, грабить случайных прохожих, насиловать подвернувшихся девушек
б) тихо нарушать не нравящиеся законы, молча ухмыляясь и почёсывая яйца фигой в кармане
в) проанализировать ситуацию, и инициировать процедуру изменения законов в соответствии с правовой системой общества

3. Считаете ли Вы, что в жизни может существовать понятие «справедливость»?

а) да
б) нет

4. Считаете ли Вы, что бизнесмены, получающие доход от музыки, должны делиться с теми, кто эту музыку создаёт?

а) да
б) нет

5. Знаете ли Вы, что «бесплатное» распространение музыки — это миф для толпы искренне увлечённых, а на самом деле люди, которые за этим стоят, очень прилично на этом зарабатывают?

а) да
б) нет, но хочу разобраться
в) нет, и не хочу знать, потому что мне лень или я всегда прав и аргументы другой стороны для меня не существуют

6. Хорошо ли Вам известна бизнес-модель зарабатывания на «бесплатном» распространении музыки? Представляете ли Вы обороты и прибыльность этого бизнеса?

а) да
б) нет

7. Знаете ли Вы, какую сумму получили создатели «бесплатного» сервиса Napster за контрольный пакет акций этой компании?

а) да
б) нет

8. Известно ли Вам различие между понятиями «авторские права» и «смежные права»?

а) да
б) нет, но хочу разобраться
в) нет, и разбираться не хочу, потому что в дискуссии побеждает не тот, кто лучше знает предмет, а тот, кто моложе, шумнее и активнее машет руками

9. Знакомились ли Вы с материалами иска, поданного Сергеем Шнуровым в Басманный суд в 2003 г. в связи с нарушением авторских прав?

а) да
б) нет

10. Знаете ли Вы, что 80% музыки, изданной в последние 50 лет (от Билла Хейли до «Ласкового мая», от Иосифа Кобзона до Бритни Спирс, от Элвиса Пресли до «Ранеток», от «Весёлых ребят» до Ноггано, от Jay-Z до Шнура, от Мирей Матье до Dimmu Borgir), исполняется одним и тем же составом инструментов на одной и той же ладотональной основе и в одном и том же размере (четырёхдольный с подчёркнутыми малым барабаном второй и четвёртой долями), основываясь на традициях американского ритм-энд-блюза 50-х, и отличаясь лишь социальной составляющей (текстами), темпом, музыкальной фактурой и тембральной палитрой?

а) да
б) нет

11. Знаете ли Вы, что информационное агентство InterMedia никогда не являлось и не является обладателем прав на музыкальный контент, а перечисленные Вами RIAA, IFPI и др. не являются «копирайт-агентствами»?

а) да
б) нет, и знать не хочу, потому что лень разбираться

12. Читали ли Вы статью Вашего покорного слуги «Музыка будущего» в Российском музыкальном ежегоднике)?

а) да
б) нет

13. Знакомы ли Вы с данными исследовательского проекта «InterMedia Pro — музыкальный бизнес»?

а) да
б) нет

Думаю, Вы поймёте меня правильно, если я предложу продолжить дискуссию (с удовольствием!) — но только если ответы будут НЕ ТАКИМИ:

1. б)
2. а)
3. б)
4. б)
5. в)
6. б)
7. б)
8. в)
9. б)
10. б)
11. б)
12. б)
13. б)

Искренне убеждён в том, что Вы, как человек грамотный и современный, не заподозрите меня в том, что я хочу лично Вас как-то обидеть этими вопросами. Поверьте, Владимир, ничего такого здесь нет. Таким образом мне просто хотелось бы перевести дискуссию из общепринятой (к сожалению!) в Сети детсадовской категории «Дурак — сам дурак!» в категорию конструктивного и аргументированного спора. Может быть, так и истину сможем родить — совместными усилиями очень разных людей.

Евгений Сафронов, InterMedia.ru».

CHASKOR.RU

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе