16 декабря 2010 ● Михаил Шиянов
Хотя официально у 2010-го года есть еще три недели, с ним все, в общем-то, ясно, и можно начинать потихоньку подводить итоги. В этом году культурные процессы совпали с общегосударственными, главный из которых сейчас у всех на языке: модернизация. А поскольку все поняли этот тренд интуитивно, модернизация в культуре отличилась многообразием форм: от пермской идеи культуры как локомотива экономики, до михалковского "однопроцентного налога". Впрочем, самый внятный и устойчивый тип культурной модернизации нужно искать в другом месте: в науке и технологиях.
Тут, правда, тоже не все просто. Рост производства ридеров и Ipad практически за один этот год сделал электронные книги глобальным явлением. Но тут же напомнили о себе вечные проблемы авторских прав. Развитие Интернета сильно ударило по телевидению, катастрофическое положение которого перестали отрицать даже большие телевизионные боссы. Повсеместное распространение 3D-формата в кино показало, что одних технологий недостаточно для того, чтобы плохой фильм стал хорошим. Особенно очевидно это стало с провалом первого российского 3D фильма "Темный мир". Другими словами, очевидная мысль, что технологии несут не только прогресс, дошла до культуртрегеров и оставила их в некоторой растерянности.