Словить фишку в интернете

По идее своих создателей "OpenSpace.ru" должен сочетать функции информационного агентства, аналитического ежедневника, справочника-навигатора и развлекательного ресурса. Как заявила главный редактор "OpenSpace.ru" Мария Степанова, портал будет представлять культуру так же активно и заинтересованно, как сегодня представляют властные структуры и биржевые котировки. Ниша культуры действительно пустует. В бумажных СМИ она и вовсе выглядит уходящей натурой, заменяясь более обтекаемым разделом "жизнь".

Запустившая "OpenSpace.ru" компания "Артмедиа Групп" специализируется на выпуске телевизионного контента. В последнее время она замечена в выпуске журнала "Blacksquare", посвященного современному актуальному искусству, а также русской версии американского журнала "Art+Auction" о коллекционировании и инвестициях в искусство. "OpenSpace.ru" вполне вписывается в это поле.

Появление такого интернет-издания витало в воздухе. Недавняя неудача широко разрекламированного "портала для интеллигентов" top4top надолго отсекла "архитектурные излишества" подобных сайтов. То, что идеологу top4top Дмитрию Диброву казалось выигрышным - "поговорить по чату с Гарсиа Маркесом и c Павичем" - было прикольно для его телепрограммы былых лет. В Рунете это не сработало ни технически, ни содержательно. На фоне блогов Марии Шараповой и Стивена Фрая top4top отдавал стилистикой дореволюционных живых картин дачного театра. В данном случае отрицательный опыт тоже важен. Более четко выявляется поле актуального поиска.

"OpenSpace.ru" постарался привлечь внимание читающей публики известными интернет- персонами. Редакторы рубрик, ведущие колонок, авторы - их имена привлекают сами по себе. И стилистические требования к ним очевидны - их тексты должны быть краткими, задиристыми, компетентными.

 
Причем традиционные культурные события должны подаваться с неожиданных точек зрения. Вот Екатерина Деготь метко описывает типы поведения на вернисажах и сопутствующих им фуршетах. Вот Николай Александров привычно смешивает с серым писательским фоном модные литературные премии. Вот подробное интервью с выпавшим из актуального контекста писателем и критиком Вяч. Курицыным. Переехав в Питер, он исчез из виду, став загадочной фигурой. В "OpenSpace.ru" он вспоминает, как Башлачев учил его нюхать стиральный порошок, насыпав тот на противень в духовке, - "тяжелый кайф, будто бензин нюхаешь", как Гельман выбил под "культурную веселуху" треть всего бюджета на выборы Кириенко 1999 года, как сам помогает в Питере Валентине Ивановне и пишет книгу про Набокова и так далее.

Новый проект - это всегда и содержательные нововведения. К небольшим и динамичным текстам в "OpenSpace.ru" приложены "движущиеся картинки" в формате Y-Tube. Стилистика видео не статична, а вихреобразна и информационно насыщена. Здесь же Линор Горалик веселит публику новыми коанами зайца ПЦ и его друзей. "Мама, а наша кошка тоже антихрист?" - спрашивает зайца его подруга Отбивная С Горошком. Регулярный аналитический "наезд" на бумажные СМИ со стороны интернет-издания возложен на модного поэта и редактора же Федора Сваровского. В общем, желающие зайдут на сайт и сами все увидят.

Конечно, до уровня какого-нибудь РБК или VZ новое издание пока не дотягивает, а хотелось бы. И минус не только в уровне финансирования. Голь, как известно, хитра на выдумки.

Достаточно быть не только авторами, но и пользователями Сети, чтобы ощутить недостатки "OpenSpace.ru". При всем уважении к Е.Деготь или Н.Александрову, вряд ли многие полезут читать их тексты регулярно, а не по специальному случаю. Постоянно держать читателя в напряжении могут только новости. А уж с новостной ленты я перескочу на приглянувшийся мне текст внутри первой страницы. Жесткая новостная линейка - вот что в первую очередь необходимо подобному сайту. Как ни странно, новостей культуры для жесткого ежедневного режима достаточно. И черпать их можно не только из западных информагентств. Что-то берется из опыта газеты "Твой день", умело откликающейся на любой инфаркт, инсульт и госпитализацию деятелей культуры. Многое черпается из самой культурной среды: "Битов подрался с хамом из-за бомжа", "Эммануил Виторган ушел из театра и занялся бизнесом", "Выход книги Дм.Быкова о Б.Окуджаве задерживается на две недели, но вот первый отрывок из нее". Много информации выуживается из блогов "Живого журнала". Кстати, это и было использовано в "OpenSpace.ru", когда там сообщили, что из библиотеки Госархива РФ на днях выбросили 6 тонн книг, в том числе немецкие издания Бухарина и Троцкого 1920-1930-х годов, агитационные материалы вермахта на оккупированной советской территории. И сообщение об увольнении Андрея Ерофеева из Третьяковки первыми дали, кажется, тоже они.

Другое дело, что новостная лента интернет-издания не может существовать в режиме рабочего дня "бумажного" СМИ - с лимитированным присутствием и двумя выходными. Тогда о победителях кинофестиваля мы узнаем через два дня после его окончания. А привлекающих внимание новостей не увидим сутками. Сенсации должны быть или каждый час, или о них можно забыть вовсе. Лишь тогда "OpenSpace.ru" окажется в закладках пользователей, чтобы его открывали наряду с новостями "Google", "Lenta.ru" или "Newsru.com".

Интернет подразумевает иной драйв, нежели "бумага". Поэтому журналисты с традиционными навыками работы и "плывут" в Сети. И смена контента раз в неделю тоже не из этой оперы. Тут иная сложность. Чем чаще меняются материалы на странице интернет-издания, тем быстрее они уходят из виду, сваливаются внутрь, их меньше читают. Проблема в том, чтобы сделать переход с первой страницы на авторские или предметные страницы внутрь сайта более привлекательным. И это тоже может быть решено. Интернет безграничен в глубину, и надо уметь работать с глубиной контента, выстраивая страницы второго и следующих уровней, каталоги.

Сегодня СМИ на переломе. Изменения идут на наших глазах. Интернет-издания находятся на переднем крае перемен. Мы с жадностью всматриваемся в предлагаемые структурные новинки. Почему бы не давать эксклюзивные видеоинтервью с теми, чье одно присутствие на экране компьютера захватывающе интересно. А если он еще говорит по делу, как тот же Андрей Битов, или Дмитрий Быков, или Михаил Швыдкой, или Сергей Юрский, или Марат Гельман, или Михаил Куснирович, выход которого в традиционные СМИ заказан бизнесом, но людей остроумнее этого придумщика "Черешневого леса" я мало встречал. Пусть расскажет о флорентийской академии Франко Дзеффирелли, которую он собирается спонсировать, или о новых проектах Нормана Фостера, или о планах на "Русский дом" в олимпийском Пекине.

Отдел литературы "OpenSpace.ru" придумал видеочтение поэтами двух стихотворений - своего и чужого. Отличная идея. А разве "стихотворение на каждый день" привлечет меньше зрителей? Актуальные отзывы в стихах на текущие события Всеволода Емелина, Евгения Лесина, Игоря Иртеньева, Елены Фанайловой, Татьяны Щербины, Тимура Кибирова, того же Дмитрия Быкова в их собственном исполнении наверняка окажутся востребованными.

А как привлечь внимание читателя к изданию, если не ссылками на него, - в том же "Живом журнале", например? Но я не вижу там соответствующих блогов авторов и редакторов "OpenSpace.ru". Ведь по своей популярности они вряд ли остались бы там втуне.

В общем, идей много. А с их реализацией возможен немедленный выигрыш в Рунете. Промедление приведет к тому, что идеи тут же будут украдены и реализованы конкурентами. Да и пусть крадут, в добрый час. Нам-то интересен результат, движение вперед.

RussianJournal

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе