На рандеву с Интернетом

…Все как во все времена: каждое новое средство тиражирования и просто фиксации раньше или позже, в большей или в меньшей степени, обнаруживает склонность к самостоятельной эстетической деятельности. Как некогда письменность, книгопечатание, фотография, кино, телевидение…


Наконец, как Интернет.


И всякий раз люди культуры готовы бить в набат: культура на краю пропасти, она распадается, распыляется, разлагается и т.д. И всякий раз из разных углов, от разных лиц (в том числе и от тех, кто при слове "культура" инстинктивно хватаются за пистолет) слышны призывы спасать Культуру. И всякий раз чуть позже выясняется, что новое средство общения - еще не конец света. Что оно знаменует переход из одной культурной эпохи в другую.

По последним оценкам экспертов, "Яндекс"-портал уже сегодня собирает аудиторию большую, чем любой отдельно взятый телеканал. Это уже не просто знак перехода, это его реальность.


***


Сегодня, на втором десятке третьего тысячелетия, прояснилось, что Интернет стал едва ли не самым существенным формообразующим началом современной реальности. И далеко не в первую очередь - в сфере культуры.


Военно-оборонительные нужды послужили толчком для создания компьютерной сети. Дальнейшее ее становление и развитие стимулировала информационная надобность стремительно глобализирующейся экономики развитых стран. Кровно в Интернете оказалась заинтересована и наука. В какой-то момент стало понятно, что более прочих отраслей человеческой деятельности в новой коммуникации нуждается сама коммуникация.


Пожалуй что, последними в очереди на услуги Интернета оказались просвещение и культура. Но именно для них его услуги стали, по мнению значительной части общественности, сомнительными.


***


Еще в первой половине прошлого века представлялось, что последнее и окончательное достижение в области информационных технологий - это телевидение. Оно ведь в полной мере отвечало требованию массовой коммуникации и индивидуального "потребления" картинок, письменных и голосовых сообщений. Оно непринужденно и органично соединяло в себе возможности культурной синхронии и диахронии культуры.


ТВ еще в середине ХХ века представлялась сверхскоростной машиной времени. И вездесущей машиной, если иметь в виду ее способность перемещать своих пассажиров по странам, континентам, морям и океанам. Чего нам еще не хватало?


Человечеству всегда чего-нибудь да не хватает - пространств, времени, скорости, плотности, широты, глубины… Оно неутомимо и ненасытно, как по части реального освоения Вселенной, так и по страсти ее умозрительного постижения.


Средства коммуникации, как и средства передвижения, переживают одну революцию за другой, не торопясь сдавать в архив ни одно из прежних достижений. Ни Гуттенбергово изобретение - ротационную машину. Ни фотографию, ни радио - если говорить о коммуникационных технологиях. Тем более если говорить о художественных системах.


Развитие интернета в России

 

Развитие интернета в России


Еще в ХХ веке казалось, что кино отменит театр. Затем померещилось, что ТВ заместит собой и театр, и кино. Теперь, с распространением Интернета, по логике вещей, должен наступить конец всем прочим аудиовизуальновербальным средствам. А он не наступает и вряд ли наступит. Другое дело, что Интернет смешивает все на свете: коммуникации, функции, национальные культуры, виды художественной деятельности, ее средства, ставит в один ряд гениев-одиночек и массовиков-затейников от культуры, взбивает все эти ингредиенты и вообще работает как безжалостный миксер.


Ну, и, разумеется, не обходит стороной жанровую иерархию. Во всяком случае, он до предела обострил отношения между "верхом" и "низом" в художественной культуре.


Можно сказать и категоричнее: Интернет практически обрушил жанровую иерархию. Обрушил то, что было едва ли не самым устойчивым в художественном мире.


Жанровые границы в художественной деятельности сегодня почти также условны, как границы между государствами ЕС. Пересекать их легко и просто. А признаки и атрибуты суверенности самих государств и высоких жанров остались.


Другое дело: не рудиментарны ли они?


Другое дело: не наступает ли эпоха культурного хаоса, к коему устремился еще сравнительно недавно уравновешенный, понятный в своем устройстве Космос Культуры?


Так или иначе, приходится констатировать, что в индустрии культуры ее высокие жанры оказались либо выдавленными на поля, либо спустившимися в сноски.


***


Если Стив Джобс нас объединил и утрамбовал в мобильный iPhone, то Марк Цукерберг расфасовал нас по социальным сетям. То есть по интересам, по культурным запросам, по уровню образования, по политическим пристрастиям, по ценностным предпочтениям и т.д.


Если дело обстоит именно таким образом, то есть и надежда, что спровоцированный Интернетом культурный Хаос вновь обретет со временем хотя бы приблизительную упорядоченность, и жанровая вертикаль "поднимется с колен", как нынче стало модно выражаться. Ведь именно на дифференциации вкусов и потребностей аудиторий зиждилась прежняя жанровая иерархия.


Распространение социальных сетей в мире

Транснациональные и локальные социальные сети на карте мира


Потребности в жанровом разнообразии всегда были; не было адекватных технических возможностей для их удовлетворения. Интернет-технология их предоставила. И что из того?


…Речь в данном случае об Интернете не только как о носителе художественной информации. Он не ограничивается открывшимися широкими возможностями репродуцирования художественных созданий; он постепенно обнаруживает возможности эвристические, о которых как-нибудь найдется повод сказать отдельно.


***


Новое тысячелетие еще очень молодо. Оно - ребенок. Потому инфантильно. Потому аморально. Как Одиссей в начале своего путешествия. Ему еще, как это видно из фильма Дэвида Финчера "Социальная сеть", предстоит взрослеть и взрослеть.


А вместе с тысячелетием должна расти, умнеть и, возможно, глупеть Интернет-культура (только не с помощью цензурного костыля). В ней много шутовства, баловства, притворяющихся умными дураков, прикидывающихся дураками умных, а также нечаянных пророчеств и бесконечно тупого идиотизма.


Но, как сказал французский историк Мишле, "через это шутовство раскрывается во всем своем величии гений века и его пророческая сила… В этом лесу сновидений под каждым листком таятся плоды, которые соберет будущее".


Сказано это о Франсуа Рабле и его книге "Гаргантюа и Пантагрюэль", которая, по убеждению нашего Михаила Бахтина, выламывается из "большой", "правильной" литературы. Но отчасти могло бы быть сказано и о коллективном Рабле ХХI века - Интернете.

Юрий Богомолов

РИА Новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе