Мистер Твиттер

История о том, как основатель Twitter Джек Дорси изменил мир, но так и не сумел на этом разбогатеть

«Ожидай того, чего никто не ожидает, и по возможности сам будь непредсказуемым». Эту цитату из повести «Крудди» американской писательницы Линды Бэрри тридцатичетырехлетний программист Джек Дорси хранит в своем блокноте. Набрасывая четыре года назад во все той же тетрадке первый рисунок микроблога Twitter, он и представить себе не мог, во что превратят его безобидную «щебеталку» пользователи по всему миру. В Иране, Молдавии, Уганде и Гватемале Twitter едва не сверг местные правительства. А в России именно благодаря этой программе чиновники впервые смогли спуститься с небес хотя бы на виртуальную землю. Сейчас у компании Twitter Inc. 175 миллионов пользователей, что сравнимо с населением такой страны, как Пакистан. Управляют же этим могущественным государством всего 300 человек, которые до сих пор не смогли на нем заработать ни гроша.

Картежник

В середине восьмидесятых интравертный подросток по имени Джек Дорси часами просиживал за отцовским рабочим столом, изучая одну из первых версий персонального компьютера от компании IBM. Ему очень хотелось нарисовать «живую» карту Нью-Йорка, по которой бы бегали многочисленные маленькие точки — курьеры, кареты «скорой помощи», полицейские экипажи, пожарные расчеты, такси... Страсть к городам Джеку привили постоянные путешествия его отца Тима Дорси, который был инженером по медицинскому оборудованию и получал множество выгодных предложений по всей Америке. Семья Дорси успела сменить несколько районов в их родном Сент-Луисе (штат Миссури), а также обосноваться ненадолго в Денвере (штат Колорадо). И куда бы ни попадал Джек, он тут же покупал местную дорожную карту и шатался по городу до поздней ночи. Его мать считает, что это было своеобразной формой защиты от новых людей.

Первое, что вспоминают о Джеке, — тихий мальчик. Он сильно заикался и предпочитал молчать. Юный Дорси справился с этим самостоятельно. Отчаявшись вылечиться при помощи докторов, он стал нарочно участвовать в школьных соревнованиях по ораторскому искусству. И после нескольких провальных попыток заговорил. Позже этот «наступательный» способ решать проблемы помог ему выжить в трудных условиях Нью-Йорка и Сан-Франциско.

Как рассказали «Итогам» в родной школе Джека Bishop DuBourg High School в Сент-Луисе (ее окончило не одно поколение Дорси), он был обычным американским учеником: выступал за теннисную команду, обожал рисование и историю искусств, писал для школьной газеты и, конечно же, состоял в компьютерном клубе. Причем последнее было для него большим увлечением, но не болезнью, как для того же Джулиана Ассанжа или любого другого начинающего хакера и программиста. Но талант у него, несомненно, присутствовал.

По словам самого Дорси, он стал бы специалистом по городскому планированию, но детское увлечение картами взяло верх. Сначала попытался перевести дорожные атласы в цифровой формат, а потом с помощью электронной доски объявлений (Bulletin Board System является прообразом Интернета) помещал на свою карту движущиеся объекты. Получался эдакий настоящий город, но в миниатюре. Однако это все, как говорится, развлекуха. Первый реальный опыт в качестве программиста Джек получил в том же Сент-Луисе, когда ему было 14 лет.

Летом 1991 года он устроился на практику в компанию Mira Digital Publishing. Ее шефа Джима Маккилви Дорси застал во время сдачи очень важного проекта. Обещание поговорить через минуту Джим тут же забыл и продолжал работать. Прошел час, другой, юное дарование стояло на том же месте и терпеливо ждало. Настойчивость взяла свое. Спустя несколько недель подросток Джек Дорси уже фактически руководил командой тридцатилетних компьютерщиков. Сотрудники компании как-то пошутили над шефом, спросив, какова теперь его должность, на что Джим Маккилви ответил: «Ассистент летнего стажера».

Блогер-массажист

Покинув родные пенаты Сент-Луиса, Джек Дорси поступил в Научно-технический университет Миссури, но спустя два года сбежал в Нью-Йорк — город, о котором он мечтал с самого детства. Увлечение урбанистикой переставало быть простым развлечением. Теперь Джек мечтал заставить бегающие точки на карте общаться друг с другом и рассказывать, где они сейчас находятся и чем занимаются. Именно на вопрос: «What's happening?» — и отвечают современные пользователи Twitter. Но в конце девяностых воплощением идеи были диспетчерские программы для такси и курьерских служб.

В профильную компанию Dispatch Management Services Corp. Дорси устроился тоже довольно своеобразно. Взломав систему безопасности сайта фирмы, Джек добыл прямой электронный адрес топ-менеджера DMSC Грега Кидда и стал отправлять ему письма с советами, как залатать созданную самим Дорси дыру. Несмотря на потенциальную угрозу быть арестованным, Джек понравился компании и был принят на работу.

Переведясь в Нью-Йоркский университет, Дорси несколько лет работал над созданием программного обеспечения для «желтых кэбов» и «скорой помощи», а также сыграл решающую роль в раскрутке новой диспетчерской компании Грега Кидда dNet.com. Однако после так называемого кризиса «доткомов» в 2000 году проект провалился, и Дорси остался безработным. Почти пять лет он «фрилансил» и даже ходил на курсы по массажной терапии.

Перерыв в карьерном росте позволил Джеку погрузиться в последние новинки Интернета — AOL Instant Messеnger (программа мгновенного обмена сообщениями вроде российской «аськи») и LiveJournal (проще говоря, ЖЖ). В это время его и осенило. Почему бы не сделать Живой Журнал более живым? На виртуальной карте Дорси рассказывали о своих занятиях городские службы, но не простые жители. А ведь они тоже могли бы рассылать свои статусы друзьям, не привязываясь к домашнему компьютеру. Правда, технически реализовать эту идею было куда сложнее, чем на клочке бумаги. Единственное, на что хватило Джека, это написать программу, позволяющую рассылать одно письмо сразу нескольким адресатам для прототипа BlackBerry — RIM 850. Но эта штуковина стоила бешеных денег, и рождение Twitter было перенесено.

Команданте Джек

Дорси устроился на работу в компанию Odeo, специализирующуюся на интернет-стартапах. Находилась она в Сан-Франциско в знаменитой Силиконовой долине. Руководил ею тоже талантливый программист и бизнесмен Эван Уилльямс, работавший до этого в Google. В 2006 году Odeo начала испытывать финансовые, а главное, идейные трудности. Эван предложил своей команде разделиться на группы и придумать несколько новых продуктов. И вот однажды, сидя на детской площадке и поедая мексиканский фастфуд, Джек Дорси рассказал о своей идее сервиса, который позволил бы обмениваться статусами в Интернете. Как раз созрела и недостающая технология — SMS. Интересно, что в то время, как российские и европейские тинейджеры уже давным-давно пачками слали друг другу эсэмэски, в США, стране высоких технологий, только начали осваивать эту незамысловатую услугу.

Так вот, Джек предложил использовать SMS для отправки сообщений в специальную программу, которая бы потом пересылала их всему списку друзей (отсюда и ограничение в количестве допустимых символов — 140). Буквально за две недели Дорси и его друг написали код и придумали название для продукта — Twitter, в переводе с английского означающее «щебет». Соответствующим стал и логотип — синяя птичка.

Первое время американцы крутили у виска и говорили, что Twitter — полнейший бред. Даже Эван Уилльямс как-то сравнил проект с мороженым: мол, такой же вкусный и такой же бесполезный. Однако с развитием смартфонов отправлять сообщения стало удобнее через Интернет, чем через SMS. И тут случился настоящий бум. Количество пользователей Twitter росло как грибы после дождя — по нескольку сот тысяч в день. Компания стала развиваться, и ее капитализация в результате достигла 1,5 миллиарда долларов. Возможность обмениваться короткими сообщениями одновременно с миллионами людьми превратила Twitter в опасное политическое оружие. В Иране пользователи за несколько дней собрали огромную толпу для проведения акций протеста. Нечто похожее случилось в Молдавии, Гватемале и Уганде. А Госдеп США даже пригласил Джека Дорси приехать в Ирак, дабы научить пользоваться программой местного премьер-министра: дескать, иракцы жаловались на то, что понятия не имеют, что происходит в их правительстве. Одним словом, это был успех.

Почувствовав запах денег, Эван Уилльямс выделил Twitter из Odeo и уговорил совет директоров сместить с должности генерального директора Джека Дорси. Купившись на более богатый опыт Эвана в бизнес-управлении, руководство компании прислушалось к нему, правда, поставив Дорси во главе совета директоров — и то лишь потому, что у того как у основателя был крупный пакет акций Twitter (по некоторым данным, на сумму около 100 миллионов долларов).

Впрочем, с тех пор Уилльямсу так и не удалось нащупать золотое дно и превратить Twitter во что-то вроде Facebook или Google. Последний даже предлагал купить компанию, но получил отказ. Слишком уж жалко было расставаться с таким детищем.

«Эван Уилльямс классический тип из Силиконовой долины, — говорит специализирующийся на предпринимательстве профессор Стэнфордского университета Стив Блэнк. — Воодушевленный, талантливый стартапер с хорошими идеями, но не способный внедрить передовую бизнес-стратегию, как только дела начинают идти в гору». Точно таким был и Джек Дорси. Его вообще деньги не особенно интересовали: сказывалась воспитанная с детства скромность. Будучи уже всемирно известным, Джек в основном живет в съемных квартирах и тратит уйму времени, пользуясь своим громким именем для сбора средств в разные благотворительные фонды.

В 2010 году Эван Уилльямс не выдержал и сдал свой пост другому топ-менеджеру Twitter Inc. — Дику Костоло. А Джек Дорси отправился вершить очередную компьютерную революцию.

Twitter в квадрате

Сейчас Дорси вместе со своим бывшим боссом Джимом Маккилви занимается продвижением платежной системы для мобильных устройств под названием Square. Идея действительно инновационная. В отверстие для наушников мобильного телефона достаточно вставить маленькую флэшку, которая будет считывать данные с кредитной карты и отправлять деньги на счет сотового телефона. Правда, пока проект буксует из-за слабой системы безопасности — поле для мошенничества колоссальное...

Так почему все-таки Джеку Дорси так и не удалось заработать на Twitter? Разве все дело в его характере и неопытности? Некоторые эксперты считают, что проблема в том, что он значительно опередил свое время. Согласно этой теории Twitter — один из первых продуктов так называемой web 2.0. Суть ее такова. Пользователи получают в распоряжение площадку, а ее функции определяют самостоятельно. С ее помощью можно переписываться, рассказывать про вкусный обед, пиарить свой бизнес, информировать о катаклизмах оперативнее традиционных СМИ, а также собирать огромные массы людей. Для сравнения: Facebook и Google, напротив, крайне ограничены в инструментарии, что делает поведение пользователей более предсказуемым, а сами ресурсы — удобными для зарабатывания денег с помощью рекламы. И, наконец, Twitter практически обезличен. Как говорит Джек Дорси, «вы имеете дело не с самим человеком, как в социальных сетях, а с тем, что он пишет».

Зато изобретение Дорси вошло в фольклор, во всяком случае российский. Свежий пример:

— Доктор, меня преследуют сто человек!

— Да у вас, батенька, твиттер.

И правда. Twitter — это больше чем бизнес. Это болезнь, которой мир уже охвачен, но еще не осознает этого.

Артем Никитин

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе