Минуя посредника

На персональной странице в Facebook создатель крупнейшей социальной сети и самый молодой миллиардер в мире Марк Цукерберг перечисляет свои интересы: делать вещи, ломать вещи, минимализм, уничтожение желания, открытость, информационный поток и революция

Нулевые — время широкой экспансии социальных сетей в интернете. По разным оценкам, количество пользователей социальных сетей в мире вот-вот достигнет 900 млн. Фактически каждый седьмой житель Земли сегодня является частью глобальной коммуникационной системы, благодаря которой меняется сама природа общения между людьми и социальными группами.

Термин «социальные сети» существовал и раньше. Им обозначали группу людей, так или иначе связанных между собой: происхождением, общим кругом знакомств, интересов — житейских и профессиональных, общими знаниями, вкусами или привычками, теми или иными поворотами судьбы, наконец. По похожему принципу формировались социальные сети и в интернете.

Первой ласточкой стала американская Classmate.com — сайт, созданный для поиска одноклассников. За ним последовали появившиеся на рубеже девяностых и нулевых системы блогов и более совершенные социальные сети — MySpace, Facebook, LiveJournal, Flikr, LinkedIn, YouTube. Главной особенностью новых сайтов стал совершенствующийся год от года принцип подбора собеседников, информационных партнеров или кумиров. По сути, появление социальных сетей стало революцией в общении и породило два разнонаправленных тренда.

Первый — виртуализация общения. С одной стороны, сегодня уже никого не удивляет ситуация, когда муж и жена сидят в разных комнатах одной квартиры и переписываются в Twitter или на Facebook. Частота непосредственного, личного дружеского общения — походов в гости и встреч в офлайне — существенно снизилась за последние десять лет. С другой стороны, сократилась дистанция между незнакомыми людьми: социальные сети позволяют европейцу найти друзей по интересам хоть в Австралии, а любимому писателю, актеру или режиссеру можно задать вопрос на его страничке в Facebook, и он, возможно, даже ответит.

Второй тренд — исчезновение привычных посредников между институциями и социальными группами, которые до появления социальных сетей рекомендовали, раздавали оценки и выстраивали иерархии для потребителей. В социальных сетях система рейтингов и иерархий складывается из пользовательских оценок, из количества просмотров и/или скачиваний, то есть появляется сама собой, без посредничества экспертов. Пользователь сам создает свой круг интересов, кумиров и ценностей.

Благодаря этому исчезают посредники в самых разных областях. Автор (писатель, музыкант, художник, режиссер) может найти потребителя (читателя, слушателя, зрителя) без помощи агентов, издателей или продюсеров: именно в соцсетях родилась популярность Петра Налича и Lady Gaga. Сети позволяют продать квартиру, минуя риэлтора, найти издателя, не тратясь на литературного агента, получить работу, не попадаясь на крючок к хедхантерам, подобрать фотографию, не обращаясь в фотобанк.

Социальные сети создали новые возможности для гражданской активности. Теперь «низы» могут создавать группы и партии независимо от доступа к власти или финансам. Видеоролики, обличающие чиновников, распространяются со скоростью лесного пожара, даже когда все «нормальные» каналы перекрыты.

Антиглобализм

Кочующий источник беспокойства

Первым городом, на своей шкуре испытавшим буйный нрав антиглобалистов, стал Сиэтл. Считавшиеся до того горсткой шумных маргиналов, противники «капиталистической глобализации» в 1999 году вывели на улицы этого города полсотни тысяч человек, для того чтобы помешать проведению саммита Всемирной торговой организации. Там же состоялись и первые масштабные столкновения антиглобалистов с полицией.

В последующее десятилетие неспокойная молодежь преследовала мировых лидеров, как тень. В 2002 году она даже заставила участников саммита «Большой восьмерки» сбежать в горы — на труднодоступный канадский курорт Кананаскис.

Впрочем, участники движения предпочитают называть себя не антиглобалистами, а альтерглобалистами, подчеркивая, что они не против глобализации как таковой, просто она должна происходить по-другому и явно не под контролем транснациональных корпораций. К тому же суть альтер/антиглобализма не только в драках с полицией, это — попытка выстроить новую всемирную структуру, основанную на горизонтальных связях, а не на иерархической вертикали.

В течение всего десятилетия движение антиглобалистов, как губка, впитывало в себя всех желающих: анархистов, экологов, союзы фермеров и организации правозащитников. Антиглобалистов порой упрекают в утопичности их идей и радикальности методов борьбы — и то и другое, пожалуй, справедливо. Но если бы не они, идеи диссидентов эпохи глобализма — оппозиционно настроенных экономистов и социологов — так и остались бы неозвученными.

Поп-идолы стали ближе к народу

Звезда из автобуса

Популярные исполнители стали буквально девчонками и мальчишками из соседнего двора: путь от этого двора до широкой известности сократился до нескольких месяцев, если не дней, — достаточно пройти несколько кастингов в телешоу или выложить ролик с песней в интернет.

Принцип Золушки использовали все популярные телешоу, но до абсолюта он был доведен в британской программе Got Talent, которую к концу нулевых клонировали по всему миру. Обычные люди становятся здесь суперзвездами за считанные минуты. После появления в эфире Britain’s Got Talent домохозяйка Сьюзан Бойл продала по всему миру больше своих дисков, чем кто-либо из ее современников, а на YouTube ее выступление посмотрели 120 миллионов раз. Будь она профессиональной певицей, она бы и мечтать не могла о такой популярности.

Отголоском этого тренда стал подчеркнутый дилетантизм. Молодые музыканты нарочно записывают альбомы в формате звучания lo-fi (от английского low fidelity — «низкое качество»). На Евровидении побеждают Александр Рыбак (2009) и Лена Майер-Ландрут (2010), чье сценическое обаяние основано на том, что они совсем как те люди, которых мы каждый день видим в автобусе и метро. А в российском отборе на европейский конкурс песни все голосуют за певца «из народа» Петра Налича.

Гражданская журналистика

Нас тьмы и тьмы

7 августа 2005 года простой железнодорожник из города Бийска Олег Щербинский оказался участником ДТП, в результате которого погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Несмотря на очевидное нарушение правил дорожного движения водителем губернатора, Щербинский был признан виновником аварии и приговорен к четырем годам лишения свободы. Волна ответного негодования пришла откуда не ждали — из интернета. Тысячи блогеров выступили в защиту никому не известного усатого гражданина, волну подхватили журналисты оппозиционных изданий, к ней вынуждены были присоединиться официальные СМИ, и в итоге приговор был пересмотрен. Щербинский стал национальной знаменитостью, а судью, вынесшую несправедливый приговор, дисквалифицировали.

Именно после «спасения Щербинского» в словаре российского гражданского общества прочно закрепились новые профессиональные термины: «прорыв информационной блокады», «гражданский перепост», «взрыв блогосферы» — и теперь этого «взрыва» многие чиновники боятся больше, чем прокурорской проверки. Навык солидарного выступления журналистов и блогеров был успешно освоен и закреплен. Количество больших и малых побед гражданской журналистики исчисляется уже сотнями. Случались, правда, и осечки — такие, например, как шумная кампания в защиту мифической девочки по фамилии Рукосыла, которой, как выяснилось, вообще не существовало. Но в основном чувство профессионализма журналистам не изменяло, а блогосфера «взрывалась» по делу и добивалась своего.

В результате за считанные годы сознание рядового российского журналиста капитально изменилось. Во многих случаях он уже не герой-одиночка, а часть большой силы, которая быстро научилась влиять на происходящее в стране. Даже скептики один за другим приходят к мнению, что технологии новой гласности постепенно возвращают журналистике реальный статус четвертой власти. И страшно подумать, как бы сейчас выглядела наша страна, если бы этих технологий не было.

Борьба вокруг авторского права

Культура становится бесплатной

«Будьте счастливы, копируйте все!» — это лозунг российской Пиратской партии, созданной в 2010 году. Высокоскоростной интернет и файлообменные сети сделали возможным легкое и абсолютно бесконтрольное копирование любого произведения.

Нулевые прошли под знаком борьбы правообладателей и клиентов, не желавших платить за контент деньги. Еще в 2000–2001 годах международные ассоциации правообладателей пытались пресечь деятельность первой известной файлообменной сети, которую создала компания Napster.

Сети постоянно совершенствовались, поиск и скачивание файлов в новейших сетях типа BitTorrent стали доступны даже наименее продвинутому пользователю интернета. Сегодня у одной только крупнейшей торрент-сети The Pirat Bay 4,5 млн зарегистрированных пользователей. При этом сами торрент-трекеры не производят пиратский контент, они лишь сводят пользователей, у которых он есть, с теми пользователями, которые хотят его скачать.

К концу десятилетия уже по всему миру созданы пиратские партии, которые выступают за свободное и бесплатное распространение информации; у шведской даже есть свои депутаты в Европарламенте.

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе