Microsoft. Средство для борьбы с оппозицией

Корпорация обещает прощать пиратов-правозащитников

Январским утром в помещении иркутской природоохранной организации, протестовавшей против принятого премьер-министром Владимиром Путиным решения возобновить деятельность целлюлозно-бумажного комбината на берегу озера Байкал, появились одетые в штатское милиционеры.

Организация «Байкальская волна» стала еще одной жертвой новой тактики, используемой властями для борьбы с надоедливой оппозицией, — конфискации компьютеров под предлогом поиска пиратских копий программного обеспечения производства Microsoft.

В последние годы российские правоохранительные органы провели десятки аналогичных обысков в помещениях правозащитных организаций и оппозиционных газет.
Официальные представители правоохранительных органов говорят, что расследования вызваны распространившимся в России компьютерным пиратством. Однако почему-то аналогичные рейды никогда не проводились в помещениях проправительственных организаций и газет.

По мере того как власти стали все чаще пользоваться таким методом, на помощь им неожиданно пришел и сам Microsoft. Нанятые компанией юристы выступали на стороне обвинения во многих политически окрашенных судебных процессах.

Однако 13 сентября этого года, следом за появлением в The New York Times статьи на эту тему, Microsoft объявил о коренном изменении своей политики в этой области. Отныне российские власти лишаются возможности использовать нелицензионное программное обеспечение Microsoft в качестве предлога для преследования правозащитников и оппозиции. Фактически компания запретила работающим на нее юристам принимать участие в судебных слушаниях по таким делам.

Вице-президент и генеральный советник Microsoft Брэд Смит выступил с заявлением, в котором не только сообщил об изменении политики, но и извинился. Он сообщил, что с целью прекращения политически мотивированных преследований Microsoft вводит новый тип лицензии, правом на которую отныне автоматически обладают все правозащитные организации и средства массовой информации. Для получения этой лицензии не требуется никаких заявлений.

Правозащитники и журналисты, которым до этого дня грозило преследование, заявили, что приветствуют объявленную Microsoft реформу, хотя некоторые из них по-прежнему сомневаются в истинных намерениях компании.

В прошлом юристы, работающие на Microsoft в России, неоднократно отклоняли призывы со стороны обвиненных в пиратстве журналистов и правозащитников к отказу от сотрудничества с властями.

В частности, с просьбой о помощи в противостоянии с властями к Microsoft обращалась организация «Байкальская волна». Однако, по словам Марины Рихановой, председателя «Байкальской волны» и одного из самых известных в России экологов, Microsoft помочь отказалась: «Они заявили, что этим вопросом должны заниматься правоохранительные органы»

Анализ аналогичных случаев показывает, что милиция часто арестовывает компьютеры независимо от того, было ли на них установлено пиратское программное обеспечение. Протоколы об обнаружении таких программных продуктов обычно составляются до того, как милиция успевает проверить сами компьютеры. В судах такие обвинения неоднократно опровергались.

Чтобы замаскировать политическую подоплеку обвинений, милиция и прокуратура прибегали к помощи Microsoft. Так, в официальном заявлении управления МВД по одному из юго-западных регионов России прямо говорилось, что уголовное дело в отношении правозащитника, подозревавшегося в использовании нелицензионного программного обеспечения, было начато «по заявлению юриста компании Microsoft».

В Самаре полиция также арестовала компьютеры двух оппозиционных газет при участии юристов Microsoft. «Без участия компании таких уголовных дел просто не могло бы быть», — заявил редактор одной из газет Сергей Курт-Аджиев.

Руководивший обыском «Байкальской волны» сотрудник на месте составил протокол о выявлении незаконного программного обеспечения. До обыска на каждый из компьютеров был наклеен «Сертификат подлинности» компании Microsoft, однако после того как компьютеры были увезены, все стикеры куда-то исчезли. В результате интернет-сайт «Байкальской волны» был заблокирован, ее финансовое положение оказалось под угрозой, а все планы стали известны властям.

Помимо прочего, милиция получила в свое распоряжение хранившиеся в компьютерах личные данные. В течение последующих недель милиция установила личности многих из тех, кто поддерживает деятельность организации, и начала вызывать их для допросов.

«Цель действий милиции понятна: помешать нам работать, — говорит председатель «Байкальской волны» Галина Кулебякина. — Они конфисковали наши компьютеры, потому что мы активно выступаем против возобновления работы комбината и громко озвучиваем нашу позицию».

Представитель иркутской милиции заявил, что проведенная в феврале экспертиза показала: на компьютерах было установлено несколько копий нелицензионных продуктов общей стоимостью более $3300.

«Байкальская волна» называет результаты этой экспертизы подложными. Организация отправила в московское отделение Microsoft копии чеков и другие документы, свидетельствующие, что все программное обеспечение было приобретено законным путем.

Руководители «Байкальской волны» уверены, что если бы Microsoft подтвердила подлинность установленных программных продуктов, властям было бы нелегко отстаивать свою позицию. Однако Microsoft сделать это отказалась. В полученном оттуда письме сообщалось, что все представленные документы будут направлены в иркутские следственные органы. 

«Байкальской волне» удалось раздобыть в Иркутске несколько старых компьютеров и продолжить свою борьбу против целлюлозно-бумажного комбината. Арестованные компьютеры милиция вернула лишь в июле. Пользоваться одним из них было нельзя: он оказался заражен вирусами.

Клиффорд Леви

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе