Каким будет Instagram без лайков и почему их отмена никак не связана с психическим здоровьем

Руководство Instagram 17 июля сообщило, что тестирует новую версию приложения — без лайков.

Лайки не будут отображаться у подписчиков, но их сможет видеть владелец аккаунта. Новая версия приложения уже доступна в шести странах: Ирландии, Италии, Японии, Бразилии, Австралии и Новой Зеландии. По словам Адама Моссери, главы Instagram, причина таких изменений — забота о пользователях: «Мы хотим, чтобы ваши друзья сосредоточились на фотографиях и видео, которыми вы делитесь, а не на том, сколько лайков они получают». Разбираемся, так ли это.


Сегодня в Instagram зарегистрировано больше миллиарда человек, они загружают более 95 миллионов фотографий и ставят 4 миллиарда лайков ежедневно. Лайк — главная валюта и одновременно символ соцсетей. Едва появившись, он моментально стал индикатором качества контента, успеха и интереса пользователей.

Но если поначалу желание собрать как можно больше лайков ассоциировалось с тщеславием, то теперь — с банальной потребностью быть видимым для тех, кто на тебя подписан.

Подобная «забота» корпорации о пользователях выглядит, мягко говоря, странно, учитывая, что 2010-е прошли в борьбе за внимание подписчиков. Когда девять лет назад сооснователь Instagram Кевин Систром загрузил в приложение первое фото — собственную ногу в шлепанце, — никто не предполагал, что за этим последует.

За эти годы мы пережили:

— фильтры Lo-Fi и Mayfair,
— бывших одноклассников, подавшихся в инфлюенсеры;
— нашествие ботов,
— эпилепсию сторис,
— «индустриальный комплекс Кардашьян»,
— всеобщую истерику вокруг яйца, «поставившего мировой рекорд по лайкам»,
— и плачущую на камеру блогершу Джесси Тейлор, позвонившую в полицию с заявлением об убийстве, когда приложение удалило ее аккаунт.


Но главное, что случилось с Instagram за это время: личные истории стали практически неотличимы от рекламы брендов. В обоих случаях вы видите одни и те же визуальные штампы, и в обоих случаях от вас ждут максимальной вовлеченности.


Когда представители Facebook говорят, что исчезновение лайков приведет к «более глубокому взаимодействию между людьми», побудит их больше комментировать и «строить сообщество», то это, судя по всему, означает необходимость проводить еще больше времени на платформе — и видеть еще больше рекламы.

Когда мы наблюдаем заполонивших приложение одинаковых блогеров, чьи страницы созданы по одному шаблону, достаточно вспомнить, как последовательно Instagram создавал систему, где главное — не рассказать о своем уникальном опыте, а оставаться в верхних строчках рейтинга и топах «рекомендованного», собирая лайки.

В 2016-м в приложении появились новые бизнес-инструменты: статистика посещения профиля, аналитика и, наконец, алгоритмическая лента.


Появление алгоритмической ленты урезало охват постов, чтобы стимулировать пользователей покупать платную рекламу у самих платформ. Это стало причиной небывалой популярности приложений для покупки ботов и лайков.


Начался бум кустарных инструментов для взлома алгоритмов и программ, продающих ботов и лайки. Самое известное из них — Devumi — наделало немало шума в США и стало причиной судебных разбирательств. Несмотря на это, у Devumi появилось множество последователей, и тысячи подобных приложений стабильно пользуются спросом.

Проблема накруток до сих пор остается одной из главных для приложения. В ноябре 2018 года Instagram выпустил официальный пресс-релиз о намерении удалять лайки, комментарии и подписчиков, накрученных с помощью сторонних приложений для искусственного роста аудитории.


Фейки планировали вычислять с помощью инструментов машинного обучения, а страницы, чьи владельцы набирают популярность подобным образом, блокировать. Однако чем закончилась борьба с фейками и дала ли она эффект — неизвестно до сих пор.


Хотя руководство Instagram признало факт существования гигантской теневой экосистемы фальшивых подписчиков, лайков и комментариев, в то же время компания упорно не соглашается с тем, что все предыдущие годы собственноручно возводила стену между создателями контента и их аудиторией. Все нововведения последних лет были направлены на то, чтобы уничтожить органический охват и извлечь как можно больше прибыли за счет показа рекламы. При этом никто не интересовался, а для чего, собственно, пользователи продолжают покупать лайки и гнаться за интернет-популярностью? Почему продолжают с такой яростью инвестировать в виртуальные символы успеха?

Пока что отмена лайков больше напоминает не меры по спасению психического здоровья, а санкции против непрозрачного рынка инфлюенсеров. Неслучайно отменой лайков более остальных обеспокоены блогеры и владельцы маркетинговых агентств. Первых беспокоит реальная перспектива лишиться рекламных контрактов, вторых — исчезновение общепринятых показателей успеха.


В обоих случаях интересы обычного пользователя, того, кто на текущий момент еще не стал блогером, остаются в стороне.


В 2019 году Королевское общество здравоохранения в Великобритании назвало Instagram самой вредной социальной сетью для психического здоровья молодых людей. В исследовании #StatusofMind участвовали почти 1500 молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет, которые отвечали на вопросы о том, каким образом различные платформы влияют на ряд психических проблем: тревогу, депрессию и самоидентификацию. В результате Королевское общество здравоохранения предложило платформам социальных сетей размещать специальные метки на фотографиях, отредактированных с помощью FaceTune и Photoshop.


Если бы руководство Instagram действительно заботилось об устранении негативного эффекта лайков, то сделало бы их невидимыми в первую очередь для самого пользователя.


Потому что каждый знает, что больше всего негативных чувств возникает в тот момент, когда ты запостил фото — и за десять минут оно не получило ни одного лайка.

Попытки Instagram ликвидировать лайки в борьбе за душевное равновесие пользователей выглядят особенно комично, если вспомнить всем известный факт — самой популярной публикацией за всю историю Instagram, набравшей 53,7 миллиона лайков, была фотография яйца, размещенная на платформе в рамках рекламной кампании за психическое здоровье. В конце концов, яйцо пошло трещинами, не выдержав «давления социальных сетей». Сообщение, сопровождавшее ролик, гласило: «В последнее время я начал трескаться, давление социальных сетей добирается до меня. Если вы боретесь с тем же самым, поговорите с кем-нибудь».

Автор
Катя Колпинец
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе