Интернет-независимость Вернера Херцога

В российском прокате — документальный фильм о благах и угрозах цифрового мира.
Интернет — добро и зло одновременно, великое открытие и великая опасность. 
Фото: Beat Films


Для изложения этой нехитрой мысли Вернеру Херцогу потребовалось полтора часа экранного времени и развернутые интервью с десятками людей, включая Илона Маска. В фильме «О, интернет! Грезы цифрового мира» (12+) 74-летний классик кинематографа пытается рассмотреть всеобъемлющее явление со всех сторон и демонстрирует мастерство журналистское, но не художественное.

Десять глав фильма — своего рода десять взглядов на различные аспекты Всемирной паутины. И если в первой главе Херцог показывает первооткрывателей Сети, подыгрывая их восторженным воспоминаниям, то героями дальнейшего повествования становятся хакер, жертвы интернет-агрессии, больные игровой зависимостью и даже буддистские монахи, не выпускающие из рук смартфоны. «Кажется, они заняты написанием твитов, а не медитацией!» — снисходительно шутит автор.

В какой-то момент складывается ощущение, что «О, интернет!» — не гимн высоким технологиям, а, наоборот, предостережение: слишком большую роль они играют в жизни человечества. Однако режиссер (он же и закадровый собеседник, и рассказчик) избегает прямолинейных выводов и полемического задора, предоставляя возможность высказаться сторонникам разных точек зрения.

Эта взвешенность — одно из главных достоинств фильма. Но от автора шедевров «Фицкарральдо» и «Каждый за себя, а Бог против всех» мы ждем чего-то большего. Херцог, впрочем, давно уже находится в таком статусе, что не чувствует необходимости доказывать свое киномастерство. Похоже, режиссер просто решил удовлетворить собственное любопытство, взявшись за этот проект. Цели впечатлить публику визуальными образами, выстроить художественную концепцию он перед собой не ставил. Поэтому те зрители, которые хотели посмотреть нескучную и небанальную документалку про интернет, останутся довольны, а те, кто шел «на Херцога», могут разочароваться.

Хотя, конечно, мастерство не спрячешь. Иногда Херцог засучивает рукава и все-таки берется выстраивать кадр. Но это как раз получается не всегда уместно. Например, родных погибшей девочки он снимает все время с одного ракурса, тщательно продумав позы всех членов семьи и организовав на обеденном столе выразительный натюрморт из кексов. Херцог не испытывает искренней симпатии к своим собеседникам.

Сознательно или нет, персонажи фильма показаны с едва уловимой иронией. Ученый, придумавший «альтернативный интернет» и с детским восторгом воспринимающий одобрение Херцога, заливисто хвастающийся хакер, женщина, скрывающаяся в глуши от радиоволн, Илон Маск со своими мечтами о колонизации Марса… В какой-то момент кажется, что все они — пациенты психлечебницы, а Херцог — опытный доктор, уже ничему не удивляющийся и знающий, когда надо поддакнуть и дружески похлопать очередного «наполеона» по плечу.

И в конечном итоге мы понимаем, что эти люди — какую бы позицию они не занимали — в том или ином виде интернет-зависимые. Изобретатели Сети зависят от своих воспоминаний об историческом моменте первого соединения, хакер — от того удовольствия, который ему доставляет обход виртуальных преград. И даже сбежавшие от прогресса отшельники зависят от интернета, поскольку могут жить только там, где его нет. Судьбу каждого из них навсегда изменили три буквы: www.

И только Херцог, чья кинокарьера сложилась еще до цифровой эпохи, по-настоящему независим от этого явления и может анализировать его отстраненно, со стороны. Благо получившийся результат — «О, интернет!» — точно не добавит и не убавит ему кинематографической славы.
Автор
Сергей Уваров
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе