«Этика работает в режиме цейтнота»

Руководитель Сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН Ольга Попова обозначила "Огоньку" проблемы, которые ставит вторжение современных технологий в человеческое тело.
Фото: личная страница facebook.com


Мой четырехлетний сын, увидев книгу про роботов, так и сказал: "Хочу себе искусственную руку с огнеметом". А что вы хотите? Общество уже навязало детям определенный образ киборга — для ребенка он эстетичен и привлекателен. В то время как образ обычного человека стараниями той же индустрии игр и развлечений выглядит как нечто старомодное и преходящее. Так что ментально на киборгизацию настроены многие.

Да и прототипы просматриваются — скажем, паралимпийский чемпион Оскар Писториус, чьи протезы позволяли успешно конкурировать не только с паралимпийцами, но и со здоровыми спортсменами. Он даже хотел участвовать в обычных соревнованиях. По сути, Писториус вышел на уровень сверхчеловека, его таким сделала технология.

Технологии вообще сейчас рождаются очень быстро. А человек не успевает так быстро менять свои ценности. В этой ситуации этика работает в режиме цейтнота. Мы не можем сказать "что такое хорошо и что такое плохо", но можем проследить траектории развития той или иной технологии, дать прогноз того, как она повлияет на порядок ценностей, выявить риски.

Например, в будущем возможно расслоение общества из-за появления технологически детерминированных классов. Так, на Западе пропагандируется прием хирургами препаратов, которые позволяют им не спать 48 часов и проводить многочасовые операции. Уже скоро в сфере занятости может возникнуть проблема конкуренции обычных людей с технологически усовершенствованными работниками.

Да, начинается все с того, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями. А в итоге ученые приходят к тому, чтобы настолько расширить возможность здоровых индивидов, что можно говорить о создании расы сверхлюдей. Одно из направлений исследований — расширение спектра человеческих чувств. Но готова ли к этому природа человека? Для экстраординарных ситуаций возможность видеть в темноте — это, пожалуй, хорошо, а что станет с человеком в обычной жизни? Наверное, он эволюционирует, сумеет приспособиться к новым возможностям. Но что будет с его психикой?

В человеческо-ориентированном обществе все ценности вообще-то должны подчиняться целям человека как человека. Но когда мы касаемся моделей массового внедрения технологий, тех же чипов, подход меняется: они сводят человеческое существование к набору функций.

При этом у каждого человека свои представления о границах своего я. Кожа — визуальный показатель границ человека. Проникновение через нее — это инвазивная процедура. И она инвазивна не только для тела, но и для сознания. Может быть, для кого-то вживить чип приятно, он будет думать "я уже киборг". А для другого это травма, и на всю жизнь.

Киборгизация, напомню, это не только вживление имплантатов. Это и искусственный интеллект, и невидимое конструирование на генетическом уровне. Социальные сети и онлайн-сервисы тоже размывают привычные человеческие границы. В итоге мы можем просто потерять человека как целостность. Получим сверхчеловека — полуживого-полумертвого киборга — и при этом потеряем самого человека, в котором еще даже полностью не разобрались.

Автор
Ольга Попова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе