БИТВА ЗА SKYPE

Microsoft пытается выжить в жесткой борьбе с Google и Apple.

   Покупка корпорацией Microsoft коммуникационного сервиса Skype за $8,5 млрд стала неожиданностью для рынка. Буквально накануне в покупатели Skype прочили Google и Facebook. Но Microsoft предложил более высокую цену: в итоге Skype станет самым дорогим приобретением за всю историю компании.

БЕСПЛАТНЫЙ СЫР 
Skype был создан в 2003 году и уже вскоре завоевал огромную популярность во всем мире. Причина - возможность передавать голос с хорошим качеством даже по низкоскоростным каналам связи, удобный интерфейс, а главное, простота в установке, настройке и использовании по сравнению с другими продуктами, существовавшими на рынке. Skype, устанавливающийся с одного клика мышью и без каких-то усилий проходящий через межсетевые экраны как нож сквозь масло, сделал голосовую интернет-телефонию (VoIP) массовым явлением. За прошлый год число зарегистрированных пользователей сервиса во всем мире увеличилось с 474 млн до 663 млн человек.
   Первоначальную пользовательскую базу сервис набрал за счет бесплатных звонков через Интернет (вскоре к этому добавился и видеочат), а деньги стал зарабатывать на "приземлении" интернет-звонков в телефонные сети общего пользования - на стационарные и мобильные телефоны. Стоимость таких разговоров оказалась существенно ниже по сравнению с междугородными и международными тарифами традиционных телекомов, которые постепенно начали терять клиентуру. Так, "Ростелеком" оценил потери российских операторов только в 2009 году в 6,7 млрд рублей.
   Однако стратегия, прекрасно выстрелившая на первом этапе развития проекта, впоследствии сослужила сервису дурную службу. Пользователи, подсевшие на бесплатные разговоры через Интернет, не спешат тратить деньги: в среднем платными услугами Skype каждый месяц пользуются лишь 8 млн человек, то есть чуть больше 1% зарегистрированной пользовательской базы. Сделать платными сервисы, которые много лет предоставлялись даром, невозможно: расплодившиеся за последние годы конкуренты только этого и ждут. Да и не любую услугу можно монетизировать.
   В общем неудивительно, что компания, чьим пользователем является каждый десятый житель планеты, до сих пор остается убыточной, хотя за прошедший год убыток и сократился с $418 млн до $7 млн. А с учетом нынешнего взрывного роста пользовательской базы инвестиции в наращивание серверного парка ей требуются нешуточные. Поэтому после того, как сорвалась затея с выводом компании на IPO, Skype пришлось искать покупателя.

КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 
Зачем корпорации Microsoft потребовалось покупать Skype? Рискну высказать предположение, что, приобретая этот сервис, Microsoft обозначает свою стратегию на несколько ближайших лет - стратегию, призванную вывести компанию из системного кризиса. Да-да, именно кризиса. Конечно, на первый взгляд в Microsoft все в порядке: недавний квартальный финансовый отчет корпорации продемонстрировал рекордные показатели (выручка - $16,43 млрд, чистая прибыль - $5,23 млрд). Тем не менее перспективы компании неясны.
   Так, если в эпоху своего взлета основные доходы Microsoft приходились на коробочные продажи софта (главным образом операционной системы Windows и пакета MS-Office), то сегодня подавляющее количество продаваемых экземпляров Windows 7 уже установлено на новые компьютеры, принося корпорации намного меньший доход. При этом взлет продаж операционной системы совпал с подъемом на рынке новых компьютеров и начал сдуваться, как только предпочтения покупателей сместились от десктопов и ноутбуков в сторону планшетов и прочих гаджетов. А в этом сегменте набирают силу Apple со своей системой iOS и Android от Google. Прибыль Apple впервые за двадцать лет превысила прибыль Microsoft. А вот версии Windows, предназначенные для мобильных устройств и телефонов, назвать иначе как провальными невозможно. С офисным пакетом тоже все непросто, ему приходится конкурировать и с собственными более старыми версиями, и со все более популярным бесплатным OpenOffice, и даже со встроенным в Windows текстовым редактором Wordpad.
   О том, что не все благополучно даже на родном для корпорации поприще программного обеспечения, ярче всего свидетельствует стремительное падение доли рынка, принадлежащей браузеру Internet Explorer, еще недавно являвшемуся практически полным монополистом. Сегодня его со всех сторон теснят Firefox, Chrome, Safari и Opera.
   С попытками играть на чужом поле все обстоит еще хуже. Конкуренцию за Интернет корпорация неуклонно проигрывает. Ни один ее контент-проект и ни один ее интернет-сервис не занимает на рынке лидирующих позиций, уступая конкурентам (как правило, Google). И оснований полагать, что Microsoft в обозримом будущем улучшит свои позиции в этих сегментах, нет.
   В деле производства железок тоже все не слава богу. Самым большим провалом Microsoft на хардверном поприще оказался, конечно же, Kin. Это устройство, разрекламированное как убийца iPhone, на поверку оказалось довольно сырым телефоном с весьма ограниченными функциями. Общее количество проданных устройств составляет, по-видимому, всего несколько тысяч - такого оглушительного фиаско корпорация не испытывала за всю свою историю.
   При этом, когда провал Kin оказался очевидным, достоянием общественности стали опубликованные в блогах и на профессиональных форумах высказывания бывших и действующих сотрудников Microsoft, весьма негативно оценивающих родную корпорацию. Оказалось, что работники давно уже не верят, будто от них хоть что-то зависит, - да от них никто особо ничего и не требует.

"ГУГЛУ" - ГУГЛОВО 
Microsoft, вероятно, близок к тому перевалу, за которым дорога пойдет под уклон. Бороться с Google в области контента, обрабатывающих его сервисов и интернет-рекламы, а с Apple - в производстве гаджетов у корпорации вряд ли получится. Однако есть еще одна рыночная ниша, которая пока довольно слабо структурирована и практически не поделена. Ее можно условно назвать "Интернет без контента" - использование Сети как коммуникационной и технологической, а не медийной среды. Если представить себе, что в один прекрасный день весь имеющийся сегодня интернет-контент вдруг исчезнет, в тот же миг рухнет и Google. А вот Интернет останется: люди все так же будут слать друг другу электронные письма, чатиться, звонить по VoIP, устраивать видеоконференции, скачивать софт, обновлять вирусные базы и т.п. И именно на данном поле Microsoft и может попытаться стать ведущим мировым игроком, оставив "Гуглу" гуглово.
   Кроме того, приобретение успешной команды, сумевшей создать и раскрутить столь совершенный продукт, поможет решить еще одну важную проблему - чьими руками будет завоевываться это мировое господство.
   Что в результате всей этой истории получит потребитель? Пользователи продукции Microsoft, вероятно, вскорости обнаружат Skype-клиент, встроенный в очередную версию Office и даже в игровую консоль Xbox, не говоря уже про телефоны и гаджеты, работающие под управлением Windows Mobile и Windows Phone, - корпорация наверняка попытается вдохнуть новую жизнь в свои полумертвые мобильные операционные системы.
   Пользователи других платформ, возможно, столкнутся с тем, что доступные им версии Skype будут выходить позже, обновляться реже и являться менее функциональными. Ведь при наличии столь мощного рычага корпорация может не удержаться от соблазна слегка подтолкнуть потребителей к "правильному" выбору. Как будут меняться цены, не завалят ли пользователей навязчивой рекламой, не попытаются ли брать деньги за ранее бесплатные услуги, сказать пока невозможно.
   Но больше всего опасений вызывает судьба самого Skype как сервиса и как коммуникационной среды. Если его нынешней команде дадут возможность спокойно заниматься своей работой, то это, несомненно, пойдет на пользу всем. Однако не следует забывать, что разработка провального Kin тоже начиналась с покупки перспективной и креативной компании Danger, чья команда за последующие два года была выхолощена и перемолота жерновами корпоративной культуры Microsoft.

   СПРАВКА
   Компания Skype была основана шведом Никласом Зеннстремом и датчанином Янусом Фриисом в 2003 году. Скандинавский дуэт дополнили трое эстонцев - Ахти Хеинла, Приит Касесалу и Яан Таллинн, - которые написали программное обеспечение. Всего через два года после создания компанию купил интернет-гигант eBay за $2,6 млрд при годовом обороте Skype всего в $100 млн. В 2009 году eBay продал 65% компании группе Andreessen Horowitz за $2 млрд. Новые владельцы попытались вывести Skype на IPO, но у них это так и не получилось. За время своего существования Skype дал два глобальных сбоя: два дня в августе 2007 года и два дня в декабре 2010 года сервис не работал по всему миру.

Александр Милицкий

Профиль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе