Выставка Наталии Гончаровой открылась в Третьяковской галерее

Выставка "Между Востоком и Западом" одной из "амазонок авангарда" и самой дорогой на арт-рынке художницы Наталии Гончаровой открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу в среду 16 октября. Удивительно, но, несмотря на общемировое признание русского авангарда и востребованность Гончаровой у коллекционеров, ее персональных крупных выставок не проводилось ровно столетие — с момента показа в "Художественном салоне" Михайловой на Большой Дмитровке. Художница за это время не была забыта, но ее произведения всегда включали в коллективные выставки, вроде показанной недавно в Брюсселе "Кандинский и Россия".
 Кое-что, вместе с работами ее супруга Михаила Ларионова, было представлено на экспозициях 1990-х годов в Третьяковской галерее, в Центре Помпиду. Отдельные вещи появлялись на предаукционных выставках. Вот, собственно, и все — поэтому нынешняя экспозиция так важна. На ней есть и ранние, еще похожие на пастельные, автопортреты, и поздние футуристические композиции на тему космоса. А также графика, в том числе эскизы костюмов для спектаклей и домов мод, раскрывающие непрерывную эволюцию творческой манеры Гончаровой.

Чудесное воссоединение


Обычно экспозицию открывает картина того художника, кто на ней представлен, но не в этот раз: первым зритель видит портрет Гончаровой, написанный Ларионовым в 1911 году. И это весьма оправданный жест — ведь именно он уговорил жену оставить занятия скульптурой в пользу живописи. А дискуссии, кто из них оказал большее влияние на другого, ведутся до сих пор.


В Третьяковской галерее впервые за многие десятилетия воссоединены несколько циклов художницы, фрагменты которых разбросаны по разным собраниям. Это "Жатва", сияющая огненными всполохами на темном фоне — ее полотна больше напоминают декоративные панно или витражи, чем картины. А также разнообразные "Испанки", одна из версий которых и сделала Гончарову художницей-рекордсменкой по стоимости работ на мировых аукционах. Обратившись к этому сюжету после путешествия по Испании в конце 1910-х годов, она неоднократно писала женщин в мантильях, с веерами и гребнями в волосах, переходя от декоративного кубизма к реалистическим мотивам. Центральное место тут занимает стена с масштабным полиптихом "Испанки" 1923-26 годов, по две части которого обычно хранятся в Центре Помпиду и Музее современного искусства города Парижа и одна — в Третьяковской галерее.


                                                   Фото: Государственная Третьяковская галерея
                   Выставка "Между Востоком и Западом" российской художницы Натальи Гончаровой

Организаторы выставки распределили работы по разделам, соответствующим тематике творчества — "Пейзаж", "Натюрморт", "Крестьянский цикл", "Лучизм, футуризм" и так далее. Вот "Религиозные композиции" с примитивистским триптихом "Богоматерь (с орнаментом)" и монументальными "Евангелистами", а следом — "Крестьянский цикл" с "Зимой. Сбор хвороста" и "Ранней весной", стилистически похожей на живопись Гогена. Гончарова вообще изучала манеру многих художников — от Матисса до Пикассо, и подчас что-то заимствовала, впрочем, перерабатывая в соответствии с собственным видением.

Под знаком театра

Незадолго до Первой Мировой войны Гончарова отправилась в Париж по приглашению Дягилева — тот доверил ей оформить оперу-балет "Золотой петушок" на музыку Римского-Корсакова, и осталась там навсегда. Исследователи ее творчества отмечают, что за рубежом она стала известна, прежде всего, как театральный художник, и только потом возникла заинтересованность ее живописными работами. На выставке можно увидеть эскизы костюмов и декораций к дягилевским постановкам, в том числе забавных обитателей подводного царства из "Садко" — "Медузу" и "Коралла", а также оформление балетов "Богатыри" и постановок "Романтического балета Б. Князева".

                                                    Фото: Государственная Третьяковская галерея
              Выставка "Между Востоком и Западом" российской художницы Натальи Гончаровой

В этом же разделе экспозиции представлены эскизы моделей одежды и тканей для домов моды Надежды Ламановой и французского "Мирбор", в том числе сохранившееся вечернее с золотой отделкой платье 1920-х годов, предоставленное парижским Музеем моды.

Трудолюбивая Гончарова оставила огромное творческое наследие: до сих пор доподлинно неизвестно о точном количестве ее работ. Когда в 2011 году на Западе опубликовали несколько каталогов художницы, просмотрев их, эксперты (в том числе из ГТГ), обнаружили большое количество сомнительных атрибуций. Это, разумеется, вызвано высокими ценами на Гончарову. На выставке столетней давности показали 700 произведений (а ведь художница проживет еще полвека), на данной же выставке представлено около 400 — и все с безусловным провенансом. Организация столь масштабной экспозиции не только позволит вывести Гончарову из тени коллег-авангардистов, но и защитит ее творческое наследие, впервые представив эталонные по качеству произведения в таком внушительном объеме.

Выставка продолжит свою работу до 16 февраля.


 источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе