2 сентября 2010 ● Майкл Уайз
Живопись диктатуры впервые попала за рубеж
Впервые в своей истории правящий в Северной Корее закрытый тоталитарный режим отправил за рубеж большое количество созданных в стране произведений искусства. До сих пор о культурных предпочтениях северокорейского режима можно было судить только по телевизионным трансляциям гротескно помпезных хореографическо-гимнастических постановок с участием десятков тысяч взрослых и детей. Открывшаяся в венском Музее прикладного искусства выставка «Цветы для Ким Ир Сена» предлагает зрителю новый ракурс для знакомства с северокорейской антиутопией, удел множества граждан которой — голод, принудительный труд, пытки и репрессии.
На натужно оптимистических полотнах северокорейских художников перед зрителем предстают светящиеся счастьем сознательные рабочие и сытые смеющиеся дети в лучах яркого солнца. «Мы — самые счастливые дети на свете» — называется одна из работ. На другой картине, созданной в 2000 году (то есть вскоре после того, как страну поразил голод, жертвами которого стали три миллиона человек), изображен дородный диктатор Ким Чен Ир, заглядывающий в кипящую кастрюлю на кухне, забитой сочными кусками мяса и спелыми фруктами. «Верховный Главнокомандующий Ким Чен Ир проявляет заботу о питании военнослужащих» — гласит подпись к картине.