Вена возложила «Цветы для Ким Ир Сена»

Живопись диктатуры впервые попала за рубеж

Впервые в своей истории правящий в Северной Корее закрытый тоталитарный режим отправил за рубеж большое количество созданных в стране произведений искусства. До сих пор о культурных предпочтениях северокорейского режима можно было судить только по телевизионным трансляциям гротескно помпезных хореографическо-гимнастических постановок с участием десятков тысяч взрослых и детей. Открывшаяся в венском Музее прикладного искусства выставка «Цветы для Ким Ир Сена» предлагает зрителю новый ракурс для знакомства с северокорейской антиутопией, удел множества граждан которой — голод, принудительный труд, пытки и репрессии.

На натужно оптимистических полотнах северокорейских художников перед зрителем предстают светящиеся счастьем сознательные рабочие и сытые смеющиеся дети в лучах яркого солнца. «Мы — самые счастливые дети на свете» — называется одна из работ. На другой картине, созданной в 2000 году (то есть вскоре после того, как страну поразил голод, жертвами которого стали три миллиона человек), изображен дородный диктатор Ким Чен Ир, заглядывающий в кипящую кастрюлю на кухне, забитой сочными кусками мяса и спелыми фруктами. «Верховный Главнокомандующий Ким Чен Ир проявляет заботу о питании военнослужащих» — гласит подпись к картине.


Открытие выставки совпало со всплеском напряженности в международных отношениях, последовавшим за нападением на южнокорейский военный корабль, в котором обвиняют Северную Корею. Этично ли выставлять пропагандистскую продукцию диктаторского режима, спрашивали куратора выставки Беттину Бузе на открытии. В ответ Беттина Бузе объяснила, что организаторов выставки интересовал не пропагандистский, но культурный аспект.

Немецкая газета Die Welt осудила выставку, назвав ее «непристойной». По мнению газеты, представленные на выставке работы «не являются изобразительным искусством в любом из существующих пониманий этого термина».

Музей изо всех сил постарался ничем не задеть Северную Корею. Ни в экспозиции, ни в сопроводительном каталоге выставки нет никакой критики. «Предельно понятно, что если бы мы, как многие от нас требовали, попробовали поместить экспонаты в контекст, выставка бы не состоялась», — объясняет директор музея Петер Нейвер.

Северокорейцы тоже не сразу поняли, чем их искусство могло заинтересовать кого-то в Вене. «Подготовка к выставке была очень нервной, — говорит Петер Нейвер. — Власти Северной Кореи опасались, что готовится пропагандистская акция против их страны». 

Многие австрийцы осуждают Нейвера за то, что считают соучастием в создании приукрашенного образа Пхеньяна. Министерство финансов Австрии отказалось предоставить страховку для представленных на выставке работ, заявив, что она «демонстрирует симпатии ее организаторов». Еще больший скандал вызвало помещенное в каталоге выставки эссе Петера Нейвера, в котором он посетовал, что «идеологизированная оптика, через которую Запад смотрит на мир, замутняет, а то и вовсе искажает восприятие иных реальностей», и призвал посетителей «раз и навсегда распрощаться с евроцентрическим и культурно-империалистическим отношением».

Нейвер, определенно, обладает нюхом на то, что может привлечь внимание. Венская газета Die Presse написала в статье о выставке северокорейского искусства: «Нейвер отнюдь не дурак, но скорее представляет из себя яркий экземпляр леворадикального эстета».

В то же время многие эксперты по Северной Корее полагают, что подобные выставки могут способствовать развитию диалога с этой страной. «Невзирая на наше отношение к правящему в этой стране режиму, важно вовлекать Северную Корею в совместные культурные проекты», — считает заведующая азиатским отделом Музея изобразительных искусств в Бостоне Джейн Портел.

Как выясняется, Вена уже давно привлекала к себе северокорейцев. Именно здесь для северокорейской элиты традиционно закупались предметы роскоши — об этом написал в своих воспоминаниях бывший полковник северокорейской разведки, до своего бегства на Запад руководивший этими закупками. В прошлом году итальянская полиция помешала австрийскому посреднику оформить покупку двух яхт для Ким Чен Ира.

Ироническое название выставки в венском музее напоминает о культивируемом в Северной Корее обычае использования цветов для прославления вождей. Так, выведенный в 1988 году новый сорт бегоний получил официальное наименование Кимченирия и был назван «бессмертным цветком».

«Власти Северной Кореи не видят в этом названии никакой иронии, — говорит Джейн Портел. — Но большинство посетителей понимают, что оно не может быть всерьез. Мы имеем дело с последним реликтом эпохи тоталитарных обществ, последним бастионом обреченного на исчезновение образа мышления. Вот почему так важно представлять его для обозрения и сохранить его облик для будущих поколений».

Майкл Уайз

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе