В Ярославском художественном музее открылась выставка «Силуэты»

Очертания фигуры во тьме вот уже четвертый век называют в честь главного контролера финансов Людовика VI.

Этьен де Силуэт подарил миру не только новое слово, а определение для целого пласта изящного искусства.Как оживают тени без полутонов, узнала Наталья Антонова. 


«Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит»! В начале XVIIII века Николай Гоголь под этими словами подразумевал человеческую греховность. Спустя 50 лет его выражение переосмыслила Елизавета Бем. Для передачи сути и характера жанровых работ — ей не требовались ни краски, не полутона.

Искусство силуэта в сюжетах русской классики буквально забрали зрение у художницы. Скрупулезно прорабатывая мельчайшие детали из Тургеневских рассказов и басен Крылова Елизавета Бем возвела литографию на новый уровень совершенного искусства.

— Она сама рисовали свои композиции на камне пока у нее было хорошее зрение. Это очень тонкая работа. Когда она начала работать в технике силуэта, то это было совершенным открытием для всех художников. Крамской писал: «Я, кажется, даже вижу выражение лиц ваших маленьких „чернышей“», — рассказала куратор выставки Татьяна Лебедева.

Она вырезала фигуры большевика Эдуарда Эссена и художницы Зинаиды Серебряковой. У нее в Париже обучались молодые портретисты со всего мира. Помимо литографии и ксилографии Елизавета Кругликова работала в редкой технике. Характер черных фигур она создавала с помощью ножниц. 

— Это технически очень сложно. Сейчас эта техника практически утрачена. Каждая фигура вырезана ножницами, а если подойти поближе — там столько не просто мелких, а мельчайших деталей. И это вырезалось из одного листа, — отметил заместитель директора ЯХМ Алексей Федорчук.

Дорогие люди на драгоценном металле. Медальоны с золотым фоном для силуэтного портрета несколько веков назад считались вещью исключительной и непременно статусной. В коллекции художественно музея 8 таких совершенных драгоценностей. Среди них два совершенно уникальных — портрет императора Александра Первого и его матери императрицы Марии Федоровны.

Автор
Наталья Антонова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе